В.Г.Короленко «Дети подземелья». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
В.Г.Короленко «Дети подземелья». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
Конспект урока литературы в 5 классе. По творчеству В.Г.Короленко "Дети подземелья". Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: усвоить содержание повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, различные виды искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков .
Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).
Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.Г.Короленко «Дети подземелья». Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество». »
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА (ФГОС).
Предмет Литература
Урок № 2
Тема урока В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Развалины и их обитатели. Подземелье и «дурное общество».
Автор УМКВ.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: усвоить содержание повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, различные виды искусства, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: формировать идеи гуманизма, учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков .
Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).
Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
№
п\п
Этап урока.
Действия учителя.
Деятельность обучающихся.
УУД.
1
2
3
4
5
1
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к работе.
Психологический настрой учащихся на урок..
Приветствие.
Подготовка к уроку.
Самоорганизация.
Оценка готовности к уроку.
Регулятивные.
2
Стадия вызова.
Актуализация знаний.
Создание учебной мотивации.
Презентация «Жизнь детей в повести В.Короленко «В дурном обществе» и картинах В.Перова и И. Репина».
Слайд 1.
Несколько слов о писателе В.Г.Короленко.
Слайд 2.
Словарная работа.
Слайд 3.
Беседа о главных героях повести В.Короленко «В дурном обществе»
Валеке и Марусе.
Слайды 4 – 5.
Рассуждение о жизни героев картины В.Перова «Спящие дети».
Слайды 6 – 7.
Рассказ по картине И.Репина «Нищая».
Слайды 8 - 9.
Описание героя картины В.Перова «Мальчик, готовящийся к драке».
Слайд 10.
Обобщение по картинам В.Перова «Спящие дети», «Мальчик, готовящийся к драке» и И.Репина «Нищая», отражающим жизнь нищих детей.
Составление ассоциативного ряда к слову «нищие», определение лексического значения, запись ключевых слов.
Регулятивные
(постановка целей, самоконтроль).
Познавательные
( поиск информации).
3
Постановка учебной задачи.
Межпредметные связи: живопись и литература.
Выводы, умозаключения учащихся, выражение своего отношения к теме и задачам урока.
Личностные (стремление к речевому совершенствованию).
4
Стадия осмысления.
Открытие нового знания.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Беседа по вопросам:
1. Что из себя представляет Княж-городок?
2. Что мы узнали о жителях местечка?
3. Какова атмосфера первых глав повести?
4. Почему Васе «замок стал противен»?
Литературоведчес
кое понятие завязка повести.
Участие в беседе по вопросам учителя.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Личностные
(освоение моральных норм и правил, нравственный выбор).
Коммуникативные действия
( умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли).
Познавательные (исследование, поиск).
5
Первичное закрепление.
Задания для работы с текстом.
-Как вы понимаете фразеологизм «болеть сердцем»?
-Найдите эпизоды, где говорится, что у Васи «сжималось сердце».
- Какой человек может «болеть сердцем»?
-О каких чертах характера Васи говорит этот эпизод?
Самостоятельная аналитическая работа с тестом.
( Глава 1, с.15, 16).
Объяснение значения выражения.
Познавательные
(исследование, поиск).
Коммуникативные
(владение монологической и диалогической речью, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли).
Личностные (стремление к речевому совершенствованию,
развитие моральной готовности проявлять сострадание и сочувствие к окружающим).
6.
Самостоятельная работа.
Самоанализ и самоконтроль.
Составления кластера по группам.
Работа по группам.
Составление кластера «Валек».
Познавательные (поиск и выделение информации, развитие мыслительных операций: анализ, обобщение, систематизация).
Личностные ( работа в группе одноклассников, формирование навыков развёрнутого анализа).
Коммуникативные (работа в группах, учебное сотрудничество со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения).
7
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Чтение главы «Знакомство продолжается».
Аналитическая работа с текстом.
Какие сравнения использует автор, изображая Марусю?
С каким чувством писатель изображает Марусю?
Чтение главы подготовленными учениками.
Аналитическая работа с текстом.
( Глава 4. (с.27, 28).
(крошечное создание, напоминавшее цветок; шатаясь, как былинка; как головка полевого колокольчика; как самый маленький серебряный колокольчик).