Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: В.Чаплина " Хитрые вороны". Урок начинается с психологического настроя. Повторяют литературоведческие понятия. Учащиеся продолжают читать и работать с текстом. Работают в группах. Каждой группе дан отрывок из рассказа В.Чаплина " Хитрые вороны".Прочитав орывок, учащиеся составляют словосочетания, которые служат для описания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.Чаплина " Хитрые вороны" »
Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»
Цели:
продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;
воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.
Ход урока :
1. Психологический настрой.
- Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2. «Всегда помни!»
- Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:
Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.
Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.
Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
Это оценка автором того, что он изображает в произведении. Чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.
Словесное обозначение книги или текста.
Описание своей жизни.
Ответы:
ВОШЕБНАЯ СКАЗКА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
РАССКАЗ
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
НАЗВАНИЕ
АВТОБИОГРАФИЯ
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.
3. Тема и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа
В. Чаплиной.
4. Получение изображения.
А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:
?описание города, где жили дети;
В какой город переехала семья?
Почему ребятам негде было играть?
?описание пустыря, где дети играли;
Что находилось рядом с домом?
Что росло по краям пустыря?
?описание ореховых деревьев;
Какими были деревья грецкого ореха?
Что нужно было иметь, чтобы получить орех?
?описание ворон;
Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?
Как прилетали вороны?
?описание «кузниц»;
Как вороны добывали себе вкусную мякоть?
Где были устроены «кузницы» ворон?
?описание запасов ворон.
- Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)
Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:
- Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.
План:
Принятое решение.
Наша хитрость.
Большая добыча.
Догадка ворон.
Хитрость ворон.
(появление второй части изображения на доске)
В) Работа в группах:
- Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.
1 группа
2 группа
3 группа
Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.
Деревья__________________
Сучья____________________
Зрение___________________
Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.
Пустырь__________________
Арык_____________________
Деревья___________________
В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.
Домики ___________________
Улицы____________________
Заборы______
(появление третьей части изображения)
5. Чтение сообщений о воронах.
- Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.
Внешний вид.
Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте
Питание.
Ворона — всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.
Гнездование.
Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.
6. Беседа о природе.
Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?
Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?
Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!
7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.
Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
- Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.
8. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
Стр. 222 вопрос 3.Ф
1 группа
Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.
Деревья__________________
Сучья____________________
Зрение___________________
2 группа
Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.
Пустырь__________________
Арык_____________________
Деревья___________________
3 группа
В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.