kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В арт-кафе «Бродячая собака» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по  теме « Серебряный  век  русской  поэзии» подготовила учитель  русского  языка  и  литературы   Шагибекова  Тамара  Александровна. Сценарий  можно  использовать  как  вводный   урок  по  поэзии  Серебряного  века  в  11  классе.   Действие  происходит  в  кафе «Бродячая собака»,  излюбленном месте  встреч петербургских поэтов, художников, артистов.  Задачи :  в творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии; расширить  представление  учащихся  о  понятии  «Серебряный  век»,  об  основных  направлениях  модернизма  и  их  художественных  особенностях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В арт-кафе «Бродячая собака» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК »

В арт-кафе «Бродячая собака»

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.

Для учащихся 10-11 классов.

Цели:

  1. Обучающая

Расширить представление учащихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии "серебряного века", модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии.

2. Развивающая

Развивать у учащихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивать устную речь учащихся, их словарный запас, а также творческие способности обучающихся через театральную постановку.

3. Воспитывающая

Воспитывать у учащихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении. Воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование:

  • проектор,

  • презентация

  • вывеска с названием кафе,

  • скатерти,

  • цветы,

  • портреты поэтов,

  • вещи, которые могли принадлежать поэтам Серебряного века (перчатки, шаль, перо, веер, ноты),

  • тетради, ручки

Стихи :

  • З. Гиппиус «Крик», «Надпись на книге»

        • В. Хлебников «Заклятие смехом»

        • И. Северянин «Ананасы в шампанском»

        • А. Блок «Незнакомка», начало поэмы «Двенадцать»

        • А. Ахматова «Песня последней встречи»

        • В. Маяковский «Нате!»

        • С. Есенин «Мне осталась одна забава»

        • М. Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну…»


Песни на слова поэтов Серебряного века:

  • на стихи Н.Гумилёва «Жираф» в исполнении Е.Ваенги.

  • на стихи Б. Пастернака «Свеча» в исполнении Ирины Сказиной

Ведущие:

Век серебряный,

Век из света…

Век поэзии,

Век мечты,

Бытия век,

Век человека,

Мысли век

И век красоты…

Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век…

Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.

Ведущий 1: На рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна. Это время назовут Серебряным веком русской поэзии.

Ведущий 2:Серебряный век - это такая эпоха, в которую таланты росли, как грибы после грибного дождя. Это эпоха творческой свободы, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок... Можно бесконечно продолжать этот список. Целая серебряная россыпь имен…

Ведущий 1: В 1912 г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал – называли по-разному)  «Бродячая  собака», он стал излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали стихи Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский. .

Ведущий 2: Вот как об этом писал поэт Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».

Ведущий 1: А. Ахматова вспоминала впоследствии:

А. Ахматова :

Да, я любила их – те сборища ночные,

На низком столике - стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий тонкий пар,

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий


Ведущий 2: Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.


Здесь цепи многие развязаны –

Все сохранит подземный зал,

А те слова, что ночью сказаны,

Другой бы утром не сказал.

(М. Кузьмин)

Ведущий 1: Одни называли себя акмеистами, другие - символистами, третьи – футуристами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкой влюбленностью. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах и судьбах России.

Ведущий 2: Посмотрим, кто же здесь нынче будет?

Зинаида Гиппиус – вместе с мужем Дмитрием Мережковским она основала один из самых модных поэтических салонов начала века, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Александр Блок, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Сергей Есенин и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов.

На сцену выходят юноши, представляясь именами и фамилиями поэтов, чьи стихи они будут читать, рассаживаются или могут стоять позади кресел в удобной для них позе.

Звучит танго. Танцует пара перед застывшим «салоном».


Гиппиус:

Изнемогаю от усталости.

Душа изранена, в крови ...

Ужели нет над нами жалости,

Ужель над нами нет любви?

Мы исполняем волю строгую.

Как тени, тихо, без следа

Неумолимою дорогою

Идем - неведомо куда.

И ноша наша, ноша крестная,

Чем далее, тем тяжелей ...

И ждет кончина неизвестная

У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления,

Мы делаем, что хочет Бог.

Он создал нас для вдохновения

И полюбить, создав, не смог.

Мы падаем, толпа бессильная,

Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

Слепые давят небеса.

Голос из зала от «футуристов: «Какая пошлость! Томная сливочная тянучка.»

На сцену нагловатой походкой, вразвалочку входят «футуристы»


Маяковский:

Знакомьтесь, я – Владимир Владимирович Маяковский

Бурлюк. Читайте наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего времени.

Маяковский. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Долой Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч ... с Парохода Современности. Нам нужно новое искусство!

Маяковский. Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесконечными Леонидами Андреевыми.

Бурлюк. Всем этим Куприным, Блокам, Черным, Буниным и прочим и прочим нужна лишь дача на реке. Такую награду судьба дает портным.

Маяковский. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.

Уходят и садятся.

Хлебников: Надо экспериментировать со словом! Вот оцените, что получилось. (Читает стихотворение «Заклятие смехом»).

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Все аплодируют.

Пастернак: Нет, нет, господа, так нельзя: за оригинальной формой должно, слышите, должно скрываться глубокое содержание.

Северянин: Согласен, никто и не отрицает единства формы и содержания, это ясно всем.

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском!

Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Ведущий: Вот они, футуристы! Поскандалили ! Тем не менее без их вызывающей поэзии трудно представить начало 20 века, безумного и бурного.

Гиппиус. Не обращайте внимания на этих творцов «Пощечины общественному вкусу».

Лучше послушайте нас, символистов.

Мне мило отвлечённое:

Я жизнь им создаю…

Я всё уединённое,

Неявное люблю.


Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

Блок : Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды

И. Анненский: «Символ – окно в бесконечность», – говорит Ф. Сологуб.

Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому. Стихотворение должно не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.

Возьмем, например, блоковскую «Незнакомку». Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире. (обращается к Блоку) Прошу, прочтите.

Блок :

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И всей души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

В.Маяковский: А, вот и любитель экзотики!

Н.Гумилёв: Рад видеть вас, господа!

Маяковский: Может, порадуете нас чем-нибудь этаким.

Н.Гумилёв: ЭТАКОГО не пишу! Но к экзотике, действительно, неравнодушен! Я открываю ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. В отличие от символистов, мечты не уносят меня в мир грёз. А вот мое творение.

Звучит песня на стихи Н.Гумилёва «Жираф» в исполнении Е.Ваенги.

Блок: Недурственно, недурственно… Но, позвольте, я слышал ваша жена тоже не лишена таланта и подаёт большие надежды. Анна Андреевна, может, Вы прочтёте нам сегодня что-нибудь?

Ахматова (просто): Я прочту. (гордо) Я прочту!

(читает стихотворение «Песня последней встречи»)

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!


Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"


Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Вячеслав Иванов подходит к Ахматовой и говорит, целуя ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии». Как тонко вы передали внутренний мир лирической героини через значимый жест, движение, деталь.

Марина Цветаева: Так глубоко и просто может сказать только женщина!

Маяковский и Хлебников подходят к краю сцены, тихо разговаривая.


Хлебников:

Что происходит! Какая-то сопливая идиллия! Нужна «пощёчина общественному мнению»!


Маяковский:

Сейчас мы расшевелим эту литературную богему!

«Нате!»


Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.


(Во время чтения все с удивлением переговариваются, качая головами).

Голос. Маяковский – Вы труп и ждать от Вас в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас!.

Маяковский. А вы зайдите через 1000 лет, там поговорим.

Голос. Да бросьте, Маяковский. У Вас есть хорошие стихи.

Цветаева: Вы хотели нас обидеть? Не получилось! Никто из нас не принял это на свой счёт!


Маяковский: Согласен! Не те люди, не то место! Но как-то очень захотелось, чтобы запахло жареным.


С.Есенин : Жареным уже запахло! Потому что появился Я – «похабник и скандалист»!


(С.Есенин читает «Мне осталась одна забава…»)

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.


Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.


Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.


Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.


Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.


Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-


Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.


Дама из зала: Серёженька, Вы гений!

Ведущий 1. «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было.

Ведущий 2. Прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны.

Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер, ветер –

На всём божьем свете.


Ведущий 1. Ветер революции… Он не принесёт желанной свободы, не разрешит противоречивых сомнений даже тех поэтов, кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил.


Гиппиус (вставая). Умерла вдали от Родины Зинаида Гиппиус.

Гумилев. Расстрелян Николай Гумилев.

Северянин Умерли на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт.

Цветаева Покончила с собой Марина Цветаева.

Блок. Умер от нервного истощения Александр Блок.

Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград» Анна Ахматова.

Ведущий 1. Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.

Есенин. Покончил с собой Сергей Есенин.

Маяковский. Застрелился Владимир Маяковский.

Цветаева :

(Реквием)

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

Звучит песня на слова Пастернака «Свеча горела на столе…» в исполнении Ирины Сказиной.

Ведущий 2: Свеча – символ дома, уюта, тепла, счастья. Пусть она всегда горит в вашем сердце, согревая вашу душу, в которой найдётся место для хороших стихов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
В арт-кафе «Бродячая собака» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Автор: Шагибекова Тамара Александровна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства