Материал по теме « Серебряный век русской поэзии» подготовила учитель русского языка и литературы Шагибекова Тамара Александровна. Сценарий можно использовать как вводный урок по поэзии Серебряного века в 11 классе. Действие происходит в кафе «Бродячая собака», излюбленном месте встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Задачи : в творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии; расширить представление учащихся о понятии «Серебряный век», об основных направлениях модернизма и их художественных особенностях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В арт-кафе «Бродячая собака» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК »
В арт-кафе «Бродячая собака»
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.
Для учащихся 10-11 классов.
Цели:
Обучающая
Расширить представление учащихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии "серебряного века", модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии.
2. Развивающая
Развивать у учащихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивать устную речь учащихся, их словарный запас, а также творческие способности обучающихся через театральную постановку.
3. Воспитывающая
Воспитывать у учащихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении. Воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование:
проектор,
презентация
вывеска с названием кафе,
скатерти,
цветы,
портреты поэтов,
вещи, которые могли принадлежать поэтам Серебряного века (перчатки, шаль, перо, веер, ноты),
тетради, ручки
Стихи :
З. Гиппиус «Крик», «Надпись на книге»
В. Хлебников «Заклятие смехом»
И. Северянин «Ананасы в шампанском»
А. Блок «Незнакомка», начало поэмы «Двенадцать»
А. Ахматова «Песня последней встречи»
В. Маяковский «Нате!»
С. Есенин «Мне осталась одна забава»
М. Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Песни на слова поэтов Серебряного века:
на стихи Н.Гумилёва «Жираф» в исполнении Е.Ваенги.
на стихи Б. Пастернака «Свеча» в исполнении Ирины Сказиной
Ведущие:
Век серебряный,
Век из света…
Век поэзии,
Век мечты,
Бытия век,
Век человека,
Мысли век
И век красоты…
Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век…
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
Ведущий 1: На рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна. Это время назовут Серебряным веком русской поэзии.
Ведущий 2:Серебряный век - это такая эпоха, в которую таланты росли, как грибы после грибного дождя. Это эпоха творческой свободы, гениальных открытий. Блестящее созвездие известных мастеров просто ошеломляет: Гиппиус, Брюсов, Цветаева, Блок... Можно бесконечно продолжать этот список. Целая серебряная россыпь имен…
Ведущий 1: В 1912 г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал – называли по-разному) «Бродячая собака», он стал излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали стихи Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский. .
Ведущий 2: Вот как об этом писал поэт Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».
Ведущий 1: А. Ахматова вспоминала впоследствии:
А. Ахматова :
Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике - стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий тонкий пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий
Ведущий 2: Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.
Здесь цепи многие развязаны –
Все сохранит подземный зал,
А те слова, что ночью сказаны,
Другой бы утром не сказал.
(М. Кузьмин)
Ведущий 1: Одни называли себя акмеистами, другие - символистами, третьи – футуристами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкой влюбленностью. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах и судьбах России.
Ведущий 2: Посмотрим, кто же здесь нынче будет?
Зинаида Гиппиус – вместе с мужем Дмитрием Мережковским она основала один из самых модных поэтических салонов начала века, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Александр Блок, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Сергей Есенин и Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов.
На сцену выходят юноши, представляясь именами и фамилиями поэтов, чьи стихи они будут читать, рассаживаются или могут стоять позади кресел в удобной для них позе.
Звучит танго. Танцует пара перед застывшим «салоном».
Гиппиус:
Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
Голос из зала от «футуристов: «Какая пошлость! Томная сливочная тянучка.»
На сцену нагловатой походкой, вразвалочку входят «футуристы»
Маяковский:
Знакомьтесь, я – Владимир Владимирович Маяковский
Бурлюк. Читайте наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего времени.
Маяковский. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Долой Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч ... с Парохода Современности. Нам нужно новое искусство!
Маяковский. Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесконечными Леонидами Андреевыми.
Бурлюк. Всем этим Куприным, Блокам, Черным, Буниным и прочим и прочим нужна лишь дача на реке. Такую награду судьба дает портным.
Маяковский. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество.
Уходят и садятся.
Хлебников: Надо экспериментировать со словом! Вот оцените, что получилось. (Читает стихотворение «Заклятие смехом»).
Пастернак: Нет, нет, господа, так нельзя: за оригинальной формой должно, слышите, должно скрываться глубокое содержание.
Северянин: Согласен, никто и не отрицает единства формы и содержания, это ясно всем.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
Ведущий: Вот они, футуристы! Поскандалили ! Тем не менее без их вызывающей поэзии трудно представить начало 20 века, безумного и бурного.
Гиппиус. Не обращайте внимания на этих творцов «Пощечины общественному вкусу».
Лучше послушайте нас, символистов.
Мне мило отвлечённое:
Я жизнь им создаю…
Я всё уединённое,
Неявное люблю.
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
Блок : Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды
И. Анненский: «Символ – окно в бесконечность», – говорит Ф. Сологуб.
Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому. Стихотворение должно не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.
Возьмем, например, блоковскую «Незнакомку». Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире. (обращается к Блоку) Прошу, прочтите.
Блок :
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И всей души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
В.Маяковский: А, вот и любитель экзотики!
Н.Гумилёв: Рад видеть вас, господа!
Маяковский: Может, порадуете нас чем-нибудь этаким.
Н.Гумилёв: ЭТАКОГО не пишу! Но к экзотике, действительно, неравнодушен! Я открываю ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. В отличие от символистов, мечты не уносят меня в мир грёз. А вот мое творение.
Звучит песня на стихи Н.Гумилёва «Жираф» в исполнении Е.Ваенги.
Блок: Недурственно, недурственно… Но, позвольте, я слышал ваша жена тоже не лишена таланта и подаёт большие надежды. Анна Андреевна, может, Вы прочтёте нам сегодня что-нибудь?
Ахматова (просто): Я прочту. (гордо) Я прочту!
(читает стихотворение «Песня последней встречи»)
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Вячеслав Иванов подходит к Ахматовой и говорит, целуя ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии». Как тонко вы передали внутренний мир лирической героини через значимый жест, движение, деталь.
Марина Цветаева: Так глубоко и просто может сказать только женщина!
Маяковский и Хлебников подходят к краю сцены, тихо разговаривая.
Хлебников:
Что происходит! Какая-то сопливая идиллия! Нужна «пощёчина общественному мнению»!
Маяковский:
Сейчас мы расшевелим эту литературную богему!
«Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
(Во время чтения все с удивлением переговариваются, качая головами).
Голос. Маяковский – Вы труп и ждать от Вас в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас!.
Маяковский. А вы зайдите через 1000 лет, там поговорим.
Голос. Да бросьте, Маяковский. У Вас есть хорошие стихи.
Цветаева: Вы хотели нас обидеть? Не получилось! Никто из нас не принял это на свой счёт!
Маяковский: Согласен! Не те люди, не то место! Но как-то очень захотелось, чтобы запахло жареным.
С.Есенин : Жареным уже запахло! Потому что появился Я – «похабник и скандалист»!
(С.Есенин читает «Мне осталась одна забава…»)
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Дама из зала: Серёженька, Вы гений!
Ведущий 1. «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было.
Ведущий 2. Прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны.
Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер, ветер –
На всём божьем свете.
Ведущий 1. Ветер революции… Он не принесёт желанной свободы, не разрешит противоречивых сомнений даже тех поэтов, кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил.
Гиппиус(вставая). Умерла вдали от Родины Зинаида Гиппиус.
Гумилев. Расстрелян Николай Гумилев.
Северянин Умерли на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт.
Цветаева Покончила с собой Марина Цветаева.
Блок. Умер от нервного истощения Александр Блок.
Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград» Анна Ахматова.
Ведущий 1. Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.
Есенин. Покончил с собой Сергей Есенин.
Маяковский. Застрелился Владимир Маяковский.
Цветаева :
(Реквием)
Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все - как будто бы под небом И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?!- Я обращаюсь с требованьем веры И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно: За правду да и нет, За то, что мне так часто - слишком грустно И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность - Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... - Послушайте!- Еще меня любите За то, что я умру.
Звучит песня на слова Пастернака «Свеча горела на столе…» в исполнении Ирины Сказиной.
Ведущий 2: Свеча – символ дома, уюта, тепла, счастья. Пусть она всегда горит в вашем сердце, согревая вашу душу, в которой найдётся место для хороших стихов.