kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал по теме "Если душа родилась крылатой." (жизнь и творчество М.Цветаевой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 познакомить учащихся  с творчеством М.В. Цветаевой ;

выявить       роль художественных средств и языка в изображении                                                                                                                                       чувств поэтессы и раскрытии авторского замысла;

развивать речь учащихся за счет развернутых  аргументированных ответов, анализа поэтического текста и творческой работы;   воспитывать чуткость, умение быть внимательным, способность наблюдать и анализировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал по теме "Если душа родилась крылатой." (жизнь и творчество М.Цветаевой)»





























Устный журнал по теме "Если душа родилась крылатой..."

(жизнь и творчество М.Цветаевой)













Харьков

2016







Задачи:



познакомить учащихся с творчеством М.В. Цветаевой ;

выявить роль художественных средств и языка в изображении чувств поэтессы и раскрытии авторского замысла;

развивать речь учащихся за счет развернутых аргументированных ответов, анализа поэтического текста и творческой работы; воспитывать чуткость, умение быть внимательным, способность наблюдать и анализировать.

Ход урока.


Организация и нацеливание на урок.

Слово учителя:


Трудно говорить о такой безмерности, как поэт

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Ей суждено было стать летописцем своей эпохи. Она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Внешнее и внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны.

Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве М.И. Цветаевой и ответим в конце урока на вопросы:


– Что можно сказать о лирической героине М. Цветаевой?


– Близки ли образы поэта и лирической героини?


Урок проведем в форме устного журнала.


Чтение стихотворения М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой…”


Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Кто создан из камня, кто создан из глины –
А я серебрюсь и сверкаю.
Мне дело – измена, мне имя – Марина
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!


Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь.

– Что значит имя Марина? (Морская)

Море – изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное…

Море – мятущаяся душа земли.

Море не знает покоя; с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в бренную пену.

Море бессмертно; всякий его вздох возрождает из пены, воскрешает новую волну.

Море – «морская», море – ее мера: человека, жизни любви…

– С чем сравнивает себя лирическая героиня? (С морской волной).

– Какая она – морская волна? (Изменчивая, непостоянная, своевольная, гордая, серебрится и сверкает).

– Кому противопоставляет себя лирическая героиня? (Обычным людям).

– В чем? (Она, в отличие от них, в постоянном полете; разбитая, она воскресает).

В каком стихотворении Цветаева обыгрывает этимологию своего имени?


«Душа и имя»

Душа имеет имя, и это имя Марина.
Душа и имя.
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал;
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечте иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая,
Но душу Бог мне иную дал;
Морская она, мор

“Из воспоминаний” Анастасии Цветаевой.

Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт»?

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.


– Что автобиографического в этом стихотворении? (Цветаева родилась осенью, в период листопада. В это время поспевает рябина, колокола звонят в Москве, наступает праздничный день Иоанна Богослова).

– Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (Символом горькой, надломленной судьбы).


Отец Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был известным профессором, филологом; мать, Мария Александровна Цветаева (рожденная Мейн), – талантливой пианисткой, открывшей перед детьми чудесный мир природы, давшей им в руки лучшие в мире книги.

Стихи Цветаева пишет с шести лет, причем по-русски, по-немецки и по-французски. Они часто связаны с каким-то конкретным фактом, с чем-то пережитым.


Фрагмент из стихотворения: «Домики старой Москвы» – это цикл стихов, один из любимых в её творчестве.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы.


– Какое настроение у лирической и героини? Чем оно вызвано?(Грустное, потому что исчезает часть культуры древнего города – домики старой Москвы. С ними связано много воспоминаний).

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.

– Что для лирической героини Москва? (Огромный приют, открытый каждому – это Родина). 

В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) – восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности – в большинстве стихотворений цикла.

Поэтическими кумирами молодой поэтессы стали Александр Пушкин, Александр Блок и Анна Ахматова.

Именно Пушкин на примере своих произведений преподнес Марине урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

Блок в жизни М. Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась.


Стихотворение “Стихи к Блоку”


Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.


– Как вы поняли эти стихи?

(У всего существующего на земле определенное назначение. У Цветаевой – славить Блока).


По Цветаевой поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный труд. Сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.

Диапазон поэзии Цветаевой поразительно широк – от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни – открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:


Гришка Вор тебя не ополячил,
Петр-Царь тебя не онемечил.
Что же делаешь, голубка? – Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? – Далече.


– Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом фрагменте? (Черный ворон (и созвучие Гришка-Вор), голубка; характерная для народной песни форма диалога-плача, народная лексика; «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны».)

– Подберите и прочитайте стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало. («Над церковкой - голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый самозванец…», 1917; «Царь и Бог! Простите малым…», 1918 и другие.)


Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни.

– Знаете ли вы, какие песни из кинофильма « Ирония судьбы, или С легким паром» написаны на стихи Цветаевой?


«Хочу у зеркала, где муть…»,

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

Прослушаем одну из них. «Мне нравится, что вы больны не мной…»

– Какой пафос (настроение) в этой песне?

(Настроение немного грустное, но оптимистичное.)


Знакомство с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Они встретились – 17-летний и 18-летняя, Сергей Эфрон и Марина Цветаева – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик – с поразительными огромными глазами. Заглянув в них и прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел и вложил ей в ладонь - розовый, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Лето 1911 года Марина Цветаева назвала «лучшим из взрослых лет». Юные Марина и Сергей Эфрон сбежали из Коктебля. 8 июля они отправились в «уфимские степи».

Сергею необходимо было лечение кумысом. Кто-то из знакомых посоветовал им поехать «на кумыс», расхвалив район Усень-Ивановского медеплавильного завода, находящегося близ родового имения Аксаковых.

Они добрались до станции Аксаково, меняя поезда, затем «лошадиной тягой» в Белебей, а оттуда в Усень-Иваново.

В селе были две кумысолечебницы. Содержали их братья Боязит и Шингарей Китаевы. Пастбища для кобылиц они арендовали в Казенной даче близ села.

Марина и Сергей сняли комнату в доме на улице Квашнина, названной по фамилии многочисленного семейства Квашниных (ныне улица М. Цветаевой).

В июле вся эта молодежь (родственник лесничего Александр, студент Петербургского университета, дети священника Павла – Леонид и Лариса, которые тоже учились в Петербурге и Марина Цветаева, и Сергей Эфрон) стали появляться вместе то в сосновом бору, то в березовой роще на вырубках. Они беседовали, читали стихи, любовались природой.

В августе М. Цветаева и С. Эфрон покинули Усень-Ивановский завод.

27 января 1912года состоялось венчание М. Цветаевой и С. Эфрона.

Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом.

Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой.

Упоение безграничной радостью, беспредельным счастьем, сказочностью жизни, восприятие целого мира как собственного дома, ощущение свободы от всего внешнего, признание внутренней плененности друг другом – все это зазвучало в Марининых стихах:

Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как боги:
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Всё зовя своим;
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете…
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет – на север с юга,
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену!


18 сентября (по новому стилю) 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна в половине шестого утра под звон колоколов.


Девочка! – Царица бала! Чтобы тихая в печали,
Или схимница – Бог весть! Чтобы нежная росла, –
– Сколько времени? – Светало. Девочку мою встречали
Кто-то мне ответил – Шесть. Ранние колокола.


Трагические события в жизни Цветаевой.

“Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею”, – говорила Цветаева.

1914 год. Грянула Первая мировая война, усилилась политическая смута. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Сергей, студент 1 курса Московского университета отправляется на фронт санитарным поездом в качестве брата милосердия.


Свершились революции, началась гражданская война, которая принесла столько горя. Сын пошел на отца, брат на брата – и мир раскололся пополам.

Разбилась пополам – на «до» и «после» – жизнь Марины и Сергея.


Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила.


– О чем это стихотворение? (О братоубийственной войне).

– Какую мысль высказывает лирическая героиня? (Скорбит, жалеет погибших, осуждает войну, считает, что перед смертью все равны).


13 апреля 1917 года у М. Цветаевой родилась вторая дочь Ирина.

Эфрон, муж Марины, вместе с остатками Белой Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий.

Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца. Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог. Марина оправдывает мужа. Она одинока, ей очень трудно: две дочери на руках, (Але – 6 лет, Ирине – 2 года 7 месяцев) бытовая неустроенность, голод, от которого младшую дочь Ирину спасти не удалось.


Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю. 
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
На, кажется, надрезанном канате
Я – маленький плясун
Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик
Двух темных лун.

– Как воспринимает жизненные невзгоды лирическая героиня? (Мудро, достойно, мужественно).

– С кем сравнивает себя? С маленьким плясуном на надрезанном канате, с тенью).

– Героиня жалуется на жизнь, просит помощи? (Нет, она сильная женщина, которая просто рассказывает нам о том, что происходит).


Свою дневниковую прозу 1917-1920 годов М. Цветаева определила как «некую душевную хронику». Душевной хроникой стал «Лебединый стан», поэтому неудивительно, что стихотворение о Белой гвардии на «ура» воспринималось красногвардейцами.

Есть в стане моем – офицерская прямость, 
Есть в ребрах моих – офицерская честь.
На всякую муку иду не упрямясь:
Терпенье солдатское есть!


Весной 1921 года писатель Илья Эренбург поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила его попытаться разыскать мужа. Эренбургу удалось узнать, что Эфрон жив и находится в Праге. Эренбург написал об этом Марине – она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте». Вновь в цветаевской поэзии так же романтично и страстно, как и в прежних посланиях Эфрону, зазвучал мотив преданности и любви.

В 1922 году Цветаева уехала за границу. После долгой «невстречи» супругам, измененным временем, расставанием, судьбой, пришлось заново знакомиться, привыкать друг к другу. Поэтому стихотворения к Эфрону, сочиненные в эмиграции, тоже “окаменели”; в них – сдержанность, которая появилась и в самой Цветаевой:


Не похорошела за годы разлуки!
Не будешь сердиться за грубые руки,
Хватающиеся за хлеб и за соль?
– Товарищества трудовая мозоль!
О, не прихорашивается для встречи
Любовь. – Не прогневайся на просторечье
Речей, – не советовала б пренебречь;
То летописи огнестрельная речь.


Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям-поэтам, бабушке, мужу, детям, дочери Але и сыну Георгию. Стихотворение «Аля» (отрывок).


Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья! 
Такие с тобою сироты!
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым.
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.


– О ком идет речь в этом стихотворении? (О матери и о дочери.)

– Какие отношения между героинями? (Они большие друзья, у них общие интересы и заботы, им хорошо вдвоем, они понимают друг друга и поддерживают.)

– Как складывается судьба героинь? (Сложно: нет дома, они сироты, странницы.)

Эмигрантским журналам не нравились стихи Цветаевой, честные, гуманные, неподкупные. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи… не доходят”, – сожалела она. – Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху там, туда, оттуда… Мой читатель, несомненно, в России… пишу не для здесь (здесь не поймут из-за голоса), а для там – языком равных”.

Сын Цветаевой и Эфрона Георгий, в домашнем кругу Мур, родился в эмиграции первого февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. “Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…”(из дневника М. Цветаевой)

Сергей Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. Отсутствие родного воздуха – одна из причин, по которой Сергей Яковлевич в 1931 году станет хлопотать о советском паспорте.

Можно представить, что пережила Цветаева, обреченная на разлуку с Россией, когда узнала, что Эфрон хочет вернуться на Родину .

В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведенных на чужбине. “Зола эмиграции…я вся под нею, так и жизнь прошла”.

Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года.

“Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов)”


Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки


Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг ее “одиночества верховный час” Измученная, 31 августа 1941 года М. Цветаева покончила с собой.

Итог урока. Оценивание.

– Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, решительная, сильная, мудрая, мужественная, любящая, верная, своевольная. У нее горячее сердце, жаждущее, любви и дружбы.)

– Близки ли образы поэта и лирической героини? (Да, очень близки. В образе лирической героини раскрывается личность автора. «Стихи мои – дневник», - писала М.Цветаева. Дневнику доверяет она сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды, в нем (и в стихах) – вся жизнь Цветаевой.)

Героиня Цветаевой ”Одна – противу всех”. В статье “Поэты с историей и поэты без истории» (1933) Цветаева пишет: «Поэтам без истории… не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать – они уже все знают отродясь. Они ни о чем не спрашивают – они только являют очевидность, опыт для них ничто… Ибо они пришли в мир не узнавать, а сказать”.

Цветаева сказала новое слово своей поэзией, придала слову глубину и многогранность, открыла его неисчерпаемость.


В 1913 году Марина Цветаева уверенно заявила:

Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.


Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой “настал черед”, потому что настоящее в искусстве не умирает.

Домашнее задание: разобрать стихотворение “Молодость”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Устный журнал по теме "Если душа родилась крылатой." (жизнь и творчество М.Цветаевой)

Автор: Гизова Лидия Васильевна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362498


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства