kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного ятения по литературе в 5 классе "Сказка Ашиб-Кериб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок посвящен личности и творчеству М.Ю.Лермон-

          това. Вы все знаете, что 15 октября исполнилось 200 лет со дня его рождения.

           Хотелось бы начать со слов нашего известного деятеля искусств СССР Ираклия

           Андронникова: « И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека

           - грустного, строгого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,

с могучими страстями и волей, с пронзительным, беспощадным умом.

Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного ятения по литературе в 5 классе "Сказка Ашиб-Кериб"»

МКОУ СОШ №5 г.п Нарткала









Урок внеклассного чтения по теме:

«М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

5 класс







Учитель: Шогенова Р.Х.











2015 год, Нарткала

Цель: 1).создать условия для ознакомления детей с турецкой культурой: литерату-

рой, архитектурой, музыкой; совершенствование осознанного чтения;

2).развивать умение анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать,

обобщать, высказывать своё мнение;

3).воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доб-

роты, дружбы, взаимопомощи, терпения; воспитывать уважение к людям

другой национальности.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации, карточки, стенд с рисун-

ками и газетой, костюмы и декорации к инсценировке.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и целей урока.

Эпиграфы: Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.

И.Стравинский

Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы

можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.

Л.Н.Толстой

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью

Держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

А).Вступительное слово учителя о М.Ю.Лермонтове.

Сегодняшний урок, ребята, мы посвятим личности и творчеству М.Ю.Лермон-

това. Вы все знаете, что 15 октября исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Хотелось бы начать со слов нашего известного деятеля искусств СССР Ираклия

Андронникова: « И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека

- грустного, строгого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешли-

вого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с пронзительным, беспо-

щадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и на-

всегда молодого». (2 слайд)

М.Ю.Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 г. В семье капитана Юрия

Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Арсеньевой. Вскоре вся семья

Лермонтовых переехала в Тарханы, пензенское имение Елизаветы Алексеевны

Арсеньевой, бабушки поэта. Мальчику не исполнилось и трёх лет, когда умерла

его мать (3 слайд). В Тарханы вместе с горем пришла вражда. Властная крепост-

ница Арсеньева завещала всё своё состояние внуку, если его отец не будет вме-

шиваться в воспитание сына. Отец поэта уступил требованиям Арсеньевой и

покинул Тарханы. (4 слайд).

Мальчик до совершеннолетия остался на попечении бабушки, которая сделала

для внука всё возможное, дала ему прекрасное образование. (5 слайд)

В 1828г. Е.А.Арсеньева определила в Благородный пансион при Московском

университете. После пансиона – Московский Государственный университет, в

котором проучился 2 года. Он любил учиться, любил университет, любил Моск-

ву. (6,7,8,9 слайды) Но вскоре ему пришлось покинуть это учебное заведение. В

ноябре 1832г. Бабушка определяет его в Школу гвардейских подпрапорщиков и

кавалерийских юнкеров, в которой он привёл, по его словам «два страшных го-

да». Окончив школу, он был выпущен корнетом в гусарский полк. (10,11 слай-

ды). Лермонтов очень ценил и любил Пушкина. И печальное известие о смерти

поэта потрясло его. И он пишет стихотворение «Смерть поэта». За написание

«непозволительных стихов» его выслали на Кавказ, где шла война. Это была его

первая ссылка на Кавказ. (13, 14 слайды). Бабушка очень хлопотала о возвра-

щении внука в столицу. И в 1837г. Он вернулся сначала в Новгород, а потом и

в Петербург. В 1840г. За дуэль с французским послом Лермонтова снова высла-

ли на Кавказ на самый опасный, чтобы он больше и не вернулся. Направляясь к

месту службы, он оказался в Пятигорске в среде аристократов, которые и поссо-

рили его с майором Мартыновым. И 27 июля 1841г. у подножия горы Машук

состоялась дуэль, в результате которой поэт был убит. (15,16, 17, 18 слайды) Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище. Через два года Арсеньева

перевезла прах сына в Тарханы и погребла в склепе рядом с могилами предков.

(16 слайд). Вот так рано закончилась короткая, но очень яркая, плодотворная,

насыщенная жизнь великого поэта.

Б).У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую

роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз

был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой

природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю

свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,

слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской

природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё

это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.

(19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 слайды)

В)И сегодня мы с вами и обратимся к одному из произведений этой темы.

Вам предлагается посмотреть небольшой инсценированный отрывок из одного

из произведений Лермонтова.

Инсценировка сказки.

Автор: Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дои свой; стучит он в двери.

Ашик-Кериб: Ана, Ана, отвори: я божий гость, я холоден и голоден; прошу, ради

странствующего твоего сына, впусти меня.

Старуха-мать (слабым голосом): Для ночлега путников есть дома богатых и

сильных, есть теперь в городе свадьбы – ступай туда; там мо-

жешь провести ночь в удовольствии.

Ашик-Кериб: Ана, я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю про-

сьбу: ради странствующего твоего сына впусти меня.

Сестра: Мать, я встану и отворю ему двери.

Старуха-мать: Негодная, ты рада принимать молодых людей и угощать их, по-

тому что вот уже семь лет, как я от слёз потеряла зрение.

Автор: Но дочь встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба, поприветство-

вав его, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он –

на стене висит его сладкозвучная сааз.

Ашик-Кериб: Что висит у тебя на стене?

Старуха-мать: Любопытный ты гость, будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и

завтра отпустят тебя с богом.

Ашик-Кериб: Я уже сказал тебе, что ты моя родная мать, а это сестра моя, и

потому прошу объяснить, что это висит на стене?

Старуха-мать: Это сааз, сааз (сердито, не веря ему).

Ашик-Кериб: А что значит сааз?

Старуха-мать: Сааз то значит, что на ней играют и поют песни.

Ашик-Кериб: Позвольте вашей дочери снять сааз и показать мне.

Старуха-мать: Нельзя, это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет она

висит на стене и ничья живая рука до неё не дотрагиваясь.

Автор: Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему; тогда он под-

нял глаза к небу и сотворил такую молитву.

Ашик-Кериб: О! всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой

цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот

день, когда я в последний раз играл на ней.

Автор: И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили, и по-

лилась песня.

Звучит музыка из фильма «Ашик-Кериб».

Г).Беседа с классом.

- Откуда этот отрывок?

- К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские)

- К какой группе отнесём сказку М.Ю.Лермонтова? (авторская)

- К какому виду сказок она относится и почему? ( к волшебным: чудеса –

исцеление комочком земли, помощь Хадерилиаза).

Д).Слово учителя.

Это сказка авторская. И её автором является М.Ю.Лермонтов. Это ещё одно

произведение поэта, написанное им под впечатлением о Кавказе. Называ-

ется оно сказка «Ашик-Кериб».

Презентация к сказке (2 слайд).

- Можно ли что-либо сказать по названию сказки? О чём она? (трудно ска-

зать).

- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить, о чём сказка?

Несмотря на то что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку на-

звали турецкой. Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закав-

казье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, ту-

рецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с дет-

ства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.

Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что

среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

Впервые она опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня».

(3 слайд).

Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распевают-

ся певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический

певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы га-

риб) – чужеземец, скиталец, бедняк. (5, 6 слайды) Эта сказка является мест-

ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совер-

шенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особен-

ности. (7 слайд)

е).Словарная работа.

Прежде чем мы перейдём к обсуждению сказки, познакомимся с непонят-

ными для вас словами. Их достаточно много в тексте. Перед вами карточка

с этими словами, прочитайте их и дайте объяснение каждому слову.

Словарик восточных слов.

Аян – Ага – знатный господин

Ана – мать

Ашик – музыкант, балалаечник, народный певец.

Аллах – имя бога в Исламе

Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающее-

ся стройностью и быстротой бега.

Зарок – клятвенное завещание

Караван – сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям – создатель

Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз – ежедневное пятикратное моление у мусульман

Оглан – юноша, парень, мальчик

Пророк – истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предска-

зывает что-нибудь.

Паша – в старой Турции титул генералов

Сааз – струнный, щипковый музыкальный инструмент, распространённый

среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других (ту-

рецкая балалайка)

Салям – алейкум – здравствуйте

Хадерилиаз – Святой Георгий (человек на белом коне)

Чауши – слуги, сторож, рассыльный.

Города, которые упоминаются в сказке.

Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (столица Грузии), Арзурум – Эрзурум,

Арзиньян – Эрджиньян, столица Турции Анкара, Халаф.

Ж).Прежде чем мы начнём обсуждение сказки, я бы хотела проверить,

как вы знаете её. Перед вами тест из четырёх вопросов. Подпишите его и

быстро ответьте на 4 вопроса, выделив кружочком правильный ответ.

( заполнение тестов детьми и их сдача).

З).Беседа с классом.

В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвра-

ние мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завер-

шение классического развития ситуации: любовь – разлука – верность (как

правило, искушаемая) – счастливая встреча.

- О чём же эта сказка? Назовите её героев. (дети кратко пересказывают, а учитель быстро показывает кадры диафильма к сказке).

- Чем занимался Ашик-Кериб?

- Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей невестой?

- Почему Ашик-Кериб стал грустен как зимнее небо?

- Что стало причиной разлуки двух влюблённых?

- Что предложила девушка (Магуль-Мегери) Ашик-Керибу?

-Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

- О каких чертах характера говорит такой поступок? ( честный, самостоя-

тельный, справедливый, по-настоящему любит Магуль-Мегери).

-Какое решение принял Ашик-Кериб? Каким образом герою удаётся до-

стичь желаемого? Какие качества характера проявились при этом?

Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго? (Краса-

вица всем сердцем полюбила бедного юношу; несмотря на то, что она из

богатой семьи. Она не потеряла веры в любовь и не отступила от своей

клятвы).

- Что совершил Куршуд-бек и кто он такой?

- Почему он так поступил?

- Как девушка приняла страшную весть? Почему не поверила Куршуд-беку?

- А как мать юноши приняла весть? Поверила ли в смерть Ашик-Кериба?

- Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел?

- Кто помог разбогатеть Ашик-Керибу и как? (паша)

- Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца? Как это характнризует

героиню?

- Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? (Халаф, Ашик-Кериб).

- Какие препятствия встают на пути влюблённых? Кто и как помогает Ашику

в срок оказаться в родном городе?

- Каким образом востержествовала справедливость? Какова концовка

сказки?

- Какое чувство помогло Ашику-Керибу всё преодолеть? (любовь: матери,

сестры, Магуль-Мегери).

(Обратиться к эпиграфам).

- Как вы можете охарактеризовать главных героев: Ашик-Кериба, Куршуд-

бека, Магуль-Мегери?

Ашик-Кериб: молодой, красивый, бедный музыкант, дружелюбный, при-

ветливый, храбрый, вежливый, мужественный, сильный,

смелый, весёлый, скромный.

Магуль-Мегери: скромная, вежливая, молодая, богатая, красивая, при-

ветливая, добрая, ласковая, верная, терпеливая.

Куршуд-бек: трусливый, чёрствый, грубый, жадный, обидчивый.

(последний слайд презентации «Сказка «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтова)

Ж).Вот и закончилась сказка, а вместе с ней и наш урок.

- Мне бы хотелось знать, понравилась ли вам сказка и чем?

- На кого из героев вы бы хотели быть похожи или взять в друзья? Почему?

З).Викторина по сказке.

(выполняем с помощью компьютера все вместе: ученики по одному выхо-

дят к компьютеру и выполняют задание в презентации).

3).Подведение итога урока.

Выставление оценок.

4).Д/з.написать небольшое сочинение «Мой любимый герой сказки М.Ю.Лермон-

това «Ашик-Кериб»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок внеклассного ятения по литературе в 5 классе "Сказка Ашиб-Кериб"

Автор: Шогенова Рамета Хажисмеловна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства