МКОУ СОШ №5 г.п Нарткала
Урок внеклассного чтения по теме:
«М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»
5 класс
Учитель: Шогенова Р.Х.
2015 год, Нарткала
Цель: 1).создать условия для ознакомления детей с турецкой культурой: литерату-
рой, архитектурой, музыкой; совершенствование осознанного чтения;
2).развивать умение анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать,
обобщать, высказывать своё мнение;
3).воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доб-
роты, дружбы, взаимопомощи, терпения; воспитывать уважение к людям
другой национальности.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации, карточки, стенд с рисун-
ками и газетой, костюмы и декорации к инсценировке.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и целей урока.
Эпиграфы: Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.
И.Стравинский
Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы
можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.
Л.Н.Толстой
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
Держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев
А).Вступительное слово учителя о М.Ю.Лермонтове.
Сегодняшний урок, ребята, мы посвятим личности и творчеству М.Ю.Лермон-
това. Вы все знаете, что 15 октября исполнилось 200 лет со дня его рождения.
Хотелось бы начать со слов нашего известного деятеля искусств СССР Ираклия
Андронникова: « И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека
- грустного, строгого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешли-
вого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с пронзительным, беспо-
щадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и на-
всегда молодого». (2 слайд)
М.Ю.Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 г. В семье капитана Юрия
Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Арсеньевой. Вскоре вся семья
Лермонтовых переехала в Тарханы, пензенское имение Елизаветы Алексеевны
Арсеньевой, бабушки поэта. Мальчику не исполнилось и трёх лет, когда умерла
его мать (3 слайд). В Тарханы вместе с горем пришла вражда. Властная крепост-
ница Арсеньева завещала всё своё состояние внуку, если его отец не будет вме-
шиваться в воспитание сына. Отец поэта уступил требованиям Арсеньевой и
покинул Тарханы. (4 слайд).
Мальчик до совершеннолетия остался на попечении бабушки, которая сделала
для внука всё возможное, дала ему прекрасное образование. (5 слайд)
В 1828г. Е.А.Арсеньева определила в Благородный пансион при Московском
университете. После пансиона – Московский Государственный университет, в
котором проучился 2 года. Он любил учиться, любил университет, любил Моск-
ву. (6,7,8,9 слайды) Но вскоре ему пришлось покинуть это учебное заведение. В
ноябре 1832г. Бабушка определяет его в Школу гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров, в которой он привёл, по его словам «два страшных го-
да». Окончив школу, он был выпущен корнетом в гусарский полк. (10,11 слай-
ды). Лермонтов очень ценил и любил Пушкина. И печальное известие о смерти
поэта потрясло его. И он пишет стихотворение «Смерть поэта». За написание
«непозволительных стихов» его выслали на Кавказ, где шла война. Это была его
первая ссылка на Кавказ. (13, 14 слайды). Бабушка очень хлопотала о возвра-
щении внука в столицу. И в 1837г. Он вернулся сначала в Новгород, а потом и
в Петербург. В 1840г. За дуэль с французским послом Лермонтова снова высла-
ли на Кавказ на самый опасный, чтобы он больше и не вернулся. Направляясь к
месту службы, он оказался в Пятигорске в среде аристократов, которые и поссо-
рили его с майором Мартыновым. И 27 июля 1841г. у подножия горы Машук
состоялась дуэль, в результате которой поэт был убит. (15,16, 17, 18 слайды) Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище. Через два года Арсеньева
перевезла прах сына в Тарханы и погребла в склепе рядом с могилами предков.
(16 слайд). Вот так рано закончилась короткая, но очень яркая, плодотворная,
насыщенная жизнь великого поэта.
Б).У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую
роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз
был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой
природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю
свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,
слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской
природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё
это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.
(19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 слайды)
В)И сегодня мы с вами и обратимся к одному из произведений этой темы.
Вам предлагается посмотреть небольшой инсценированный отрывок из одного
из произведений Лермонтова.
Инсценировка сказки.
Автор: Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дои свой; стучит он в двери.
Ашик-Кериб: Ана, Ана, отвори: я божий гость, я холоден и голоден; прошу, ради
странствующего твоего сына, впусти меня.
Старуха-мать (слабым голосом): Для ночлега путников есть дома богатых и
сильных, есть теперь в городе свадьбы – ступай туда; там мо-
жешь провести ночь в удовольствии.
Ашик-Кериб: Ана, я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю про-
сьбу: ради странствующего твоего сына впусти меня.
Сестра: Мать, я встану и отворю ему двери.
Старуха-мать: Негодная, ты рада принимать молодых людей и угощать их, по-
тому что вот уже семь лет, как я от слёз потеряла зрение.
Автор: Но дочь встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба, поприветство-
вав его, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он –
на стене висит его сладкозвучная сааз.
Ашик-Кериб: Что висит у тебя на стене?
Старуха-мать: Любопытный ты гость, будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и
завтра отпустят тебя с богом.
Ашик-Кериб: Я уже сказал тебе, что ты моя родная мать, а это сестра моя, и
потому прошу объяснить, что это висит на стене?
Старуха-мать: Это сааз, сааз (сердито, не веря ему).
Ашик-Кериб: А что значит сааз?
Старуха-мать: Сааз то значит, что на ней играют и поют песни.
Ашик-Кериб: Позвольте вашей дочери снять сааз и показать мне.
Старуха-мать: Нельзя, это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет она
висит на стене и ничья живая рука до неё не дотрагиваясь.
Автор: Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему; тогда он под-
нял глаза к небу и сотворил такую молитву.
Ашик-Кериб: О! всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой
цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот
день, когда я в последний раз играл на ней.
Автор: И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили, и по-
лилась песня.
Звучит музыка из фильма «Ашик-Кериб».
Г).Беседа с классом.
- Откуда этот отрывок?
- К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские)
- К какой группе отнесём сказку М.Ю.Лермонтова? (авторская)
- К какому виду сказок она относится и почему? ( к волшебным: чудеса –
исцеление комочком земли, помощь Хадерилиаза).
Д).Слово учителя.
Это сказка авторская. И её автором является М.Ю.Лермонтов. Это ещё одно
произведение поэта, написанное им под впечатлением о Кавказе. Называ-
ется оно сказка «Ашик-Кериб».
Презентация к сказке (2 слайд).
- Можно ли что-либо сказать по названию сказки? О чём она? (трудно ска-
зать).
- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить, о чём сказка?
Несмотря на то что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку на-
звали турецкой. Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закав-
казье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, ту-
рецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с дет-
ства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.
Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что
среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
Впервые она опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня».
(3 слайд).
Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распевают-
ся певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает
«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический
певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы га-
риб) – чужеземец, скиталец, бедняк. (5, 6 слайды) Эта сказка является мест-
ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совер-
шенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особен-
ности. (7 слайд)
е).Словарная работа.
Прежде чем мы перейдём к обсуждению сказки, познакомимся с непонят-
ными для вас словами. Их достаточно много в тексте. Перед вами карточка
с этими словами, прочитайте их и дайте объяснение каждому слову.
Словарик восточных слов.
Аян – Ага – знатный господин
Ана – мать
Ашик – музыкант, балалаечник, народный певец.
Аллах – имя бога в Исламе
Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающее-
ся стройностью и быстротой бега.
Зарок – клятвенное завещание
Караван – сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
Маулям – создатель
Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз – ежедневное пятикратное моление у мусульман
Оглан – юноша, парень, мальчик
Пророк – истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предска-
зывает что-нибудь.
Паша – в старой Турции титул генералов
Сааз – струнный, щипковый музыкальный инструмент, распространённый
среди народов Закавказья, Ирана, Турции и некоторых других (ту-
рецкая балалайка)
Салям – алейкум – здравствуйте
Хадерилиаз – Святой Георгий (человек на белом коне)
Чауши – слуги, сторож, рассыльный.
Города, которые упоминаются в сказке.
Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (столица Грузии), Арзурум – Эрзурум,
Арзиньян – Эрджиньян, столица Турции Анкара, Халаф.
Ж).Прежде чем мы начнём обсуждение сказки, я бы хотела проверить,
как вы знаете её. Перед вами тест из четырёх вопросов. Подпишите его и
быстро ответьте на 4 вопроса, выделив кружочком правильный ответ.
( заполнение тестов детьми и их сдача).
З).Беседа с классом.
В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвра-
ние мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завер-
шение классического развития ситуации: любовь – разлука – верность (как
правило, искушаемая) – счастливая встреча.
- О чём же эта сказка? Назовите её героев. (дети кратко пересказывают, а учитель быстро показывает кадры диафильма к сказке).
- Чем занимался Ашик-Кериб?
- Почему люди уважали его?
- Как он познакомился со своей невестой?
- Почему Ашик-Кериб стал грустен как зимнее небо?
- Что стало причиной разлуки двух влюблённых?
- Что предложила девушка (Магуль-Мегери) Ашик-Керибу?
-Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?
- О каких чертах характера говорит такой поступок? ( честный, самостоя-
тельный, справедливый, по-настоящему любит Магуль-Мегери).
-Какое решение принял Ашик-Кериб? Каким образом герою удаётся до-
стичь желаемого? Какие качества характера проявились при этом?
Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго? (Краса-
вица всем сердцем полюбила бедного юношу; несмотря на то, что она из
богатой семьи. Она не потеряла веры в любовь и не отступила от своей
клятвы).
- Что совершил Куршуд-бек и кто он такой?
- Почему он так поступил?
- Как девушка приняла страшную весть? Почему не поверила Куршуд-беку?
- А как мать юноши приняла весть? Поверила ли в смерть Ашик-Кериба?
- Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел?
- Кто помог разбогатеть Ашик-Керибу и как? (паша)
- Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца? Как это характнризует
героиню?
- Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? (Халаф, Ашик-Кериб).
- Какие препятствия встают на пути влюблённых? Кто и как помогает Ашику
в срок оказаться в родном городе?
- Каким образом востержествовала справедливость? Какова концовка
сказки?
- Какое чувство помогло Ашику-Керибу всё преодолеть? (любовь: матери,
сестры, Магуль-Мегери).
(Обратиться к эпиграфам).
- Как вы можете охарактеризовать главных героев: Ашик-Кериба, Куршуд-
бека, Магуль-Мегери?
Ашик-Кериб: молодой, красивый, бедный музыкант, дружелюбный, при-
ветливый, храбрый, вежливый, мужественный, сильный,
смелый, весёлый, скромный.
Магуль-Мегери: скромная, вежливая, молодая, богатая, красивая, при-
ветливая, добрая, ласковая, верная, терпеливая.
Куршуд-бек: трусливый, чёрствый, грубый, жадный, обидчивый.
(последний слайд презентации «Сказка «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтова)
Ж).Вот и закончилась сказка, а вместе с ней и наш урок.
- Мне бы хотелось знать, понравилась ли вам сказка и чем?
- На кого из героев вы бы хотели быть похожи или взять в друзья? Почему?
З).Викторина по сказке.
(выполняем с помощью компьютера все вместе: ученики по одному выхо-
дят к компьютеру и выполняют задание в презентации).
3).Подведение итога урока.
Выставление оценок.
4).Д/з.написать небольшое сочинение «Мой любимый герой сказки М.Ю.Лермон-
това «Ашик-Кериб»