kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;

- поработать над содержанием повести «Барышня-крестьянка»;

- пополнит словарный запас новыми понятиями.

ЗАДАЧИ:  - обучать комплексному анализу текста;

- развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

- воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с характеристикой героев, фото героев повеcти, фильм «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ урок по лит-ре 7 кл.»

ТЕМА: Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;

- поработать над содержанием повести «Барышня-крестьянка»;

- пополнит словарный запас новыми понятиями.

ЗАДАЧИ: - обучать комплексному анализу текста;

- развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

- воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с характеристикой героев, фото героев повеcти, фильм «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех,

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.


  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». На уроке мы узнаем, как жили поместные дворяне 19 века, познакомимся с героями повести «Барышня-крестьянка» и поработаем над ее содержанием.


  1. Литературная разминка.


- Ребята, мне сейчас вспомнились такие строки:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Можете назвать автора? (А.С.Пушкин)


- А вот еще такие:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

К написал эти строки? (А.С.Пушкин).


4. Вхождение в тему.

- Правильно, их написал А.С. Пушкин. Именно он и пришел к нам в гости на наш урок. Давайте послушаем его внимательно. (звучит музыка, входит Пушкин)


Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.

Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?

Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.

Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.

Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», « Скупой рыцарь». Хорошо.

Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.


- Итак, какая книга была первым произведением в прозе А.С. Пушкина? («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)


- Какие повести входят в этот цикл? («Выстре», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).


- Правильно, и сегодня мы остановимся на повести «Барышня-крестьянка».


  1. Анализ повести.

- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать, как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет презентация, которую я предлагаю вашему вниманию.(просмотр презентации)


1) Закрепление полученных знаний

- Кто такие крестьяне?(крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам)

- Кого называли дворянами?(высшее сословие феодального общества, обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями)

- Чем село отличается от деревни?(в селе есть церковь)

- Что такое усадьба?(господский дом на селе со всеми постройками, садом, огородом).



2) Узнай героя повести «Барышня-крестьянка»

- Кому принадлежали усадьбы в повести «Барышня-крестьянка» и где они располагались? (Муромскому – в Прилучино и Берестову – в Тугилово).

- Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

- Верно. А сейчас поработаем в группах. Давайте дадим героям краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться, кто это и открыть имя под портретом.


Карточка №1.Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.


Карточка №2.Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ


Карточка №3.Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.


Карточка №4.Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.


Карточка №5.Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.


3) Работа над содержанием текста.

- Правильно, ребята! И у нас есть уникальная возможность увидеть, чем сейчас заняты Лиза и Настя. (выходят Лиза и Настя, Лиза садится, Настя ее прихорашивает)


Сценка

- Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова: нагляделась довольно; целый день были вместе.

- Как это? Расскажи, расскажи по порядку. Правда ли, что он так хорош собой?

- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

- Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

- Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

- С вами в горелки бегать! Невозможно!

- Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну цаловать!

- Воля твоя, Настя, ты врешь.

- Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

- Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

- Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

- Это удивительно! А что в доме про него слышно?

- Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.



- Почему Лиза не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)


- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)


- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать )


-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям)


- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)


- А как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)


- Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшему на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)


- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась белилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талию как буква икс)


- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину)


- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)


- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей, что он не любит её)


- Давайте посмотрим, как это происходит. (Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)


  1. Вывод.


-Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.» Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.


7. Объяснение домашнего задания.

1.Нарисовать портрет главной героини Лизы-Акулины.

2. Нов.уч.Iч. – с.137-141 чит, консп. биографию Лермонтова, взять также старый учебник.



Просмотр содержимого документа
«материал к уроку барышня-крестьянка»




Карточка №1

Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован.




Карточка №2

Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное.




Карточка №3

Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское.




Карточка №4

Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения.



Карточка №5

Ходила за Лизою. Она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня.





































АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ













ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

МУРОМСКИЙ











ИВАН ПЕТРОВИЧ

БЕРЕСТОВ















ЛИЗА МУРОМСКАЯ

















НАСТЯ









ЛИЗА МУРОМСКАЯ



Просмотр содержимого презентации
«жизнь поместного дворянства 19 века»

Третье декабря  Классная работа Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Третье декабря Классная работа

Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Жизнь поместного дворянства в 19 веке

Жизнь поместного дворянства в 19 веке

Из словаря В.И. Даля

Из словаря В.И. Даля

  • 1. Дворяне - одно из высших сословий феодального общества, обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.
  • 2. Крестьяне — крепостные селяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам.
  • 3. Село – обстроенное и заселенное крестьянами место – от деревни отличалось наличием церкви.
  • 4. Усадьба – господский дом на селе со всеми строениями, службами и угодьями(садом, огородом).
  • 5. Флигель - жилая пристройка сбоку главного здания или отдельно стоящая дополнительная постройка.
Усадьба прадеда А.С. Пушкина  Абрама Петровича Ганнибала

Усадьба прадеда А.С. Пушкина Абрама Петровича Ганнибала

В состав барской усадьбы обычно входили господский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги.

В состав барской усадьбы обычно входили господский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги.

Господский дом

Господский дом

Внутреннее убранство дома

Внутреннее убранство дома

Флигель

Флигель

К усадьбе примыкал парк, в котором часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты.

К усадьбе примыкал парк, в котором часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты.

Пруд в парке

Пруд в парке

Аллея и беседка в саду

Аллея и беседка в саду

Любимым развлечением дворян была охота. Поэтому в усадьбе должна была быть псарня, псари ухаживали за собаками, кормили их.

Любимым развлечением дворян была охота. Поэтому в усадьбе должна была быть псарня, псари ухаживали за собаками, кормили их.

Многие дворяне для развлечений устраивали зверинцы

Многие дворяне для развлечений устраивали зверинцы

Особенной популярностью у русских дворян пользовались медведи

Особенной популярностью у русских дворян пользовались медведи

Также среди развлечений того времени были обеды и балы .

Также среди развлечений того времени были обеды и балы

.

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Нарисовать портрет главной героини.
  • 2. В новом учебнике(І часть) читать стр.137-141, конспектировать биографию Лермонтова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Автор: Кубло Инна Николаевна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства