ТЕМА: Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;
- поработать над содержанием повести «Барышня-крестьянка»;
- пополнит словарный запас новыми понятиями.
ЗАДАЧИ: - обучать комплексному анализу текста;
- развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
- воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с характеристикой героев, фото героев повеcти, фильм «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех,
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». На уроке мы узнаем, как жили поместные дворяне 19 века, познакомимся с героями повести «Барышня-крестьянка» и поработаем над ее содержанием.
Литературная разминка.
- Ребята, мне сейчас вспомнились такие строки:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Можете назвать автора? (А.С.Пушкин)
- А вот еще такие:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
К написал эти строки? (А.С.Пушкин).
4. Вхождение в тему.
- Правильно, их написал А.С. Пушкин. Именно он и пришел к нам в гости на наш урок. Давайте послушаем его внимательно. (звучит музыка, входит Пушкин)
Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.
Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?
Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.
Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.
Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», « Скупой рыцарь». Хорошо.
Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.
- Итак, какая книга была первым произведением в прозе А.С. Пушкина? («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
- Какие повести входят в этот цикл? («Выстре», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
- Правильно, и сегодня мы остановимся на повести «Барышня-крестьянка».
Анализ повести.
- Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать, как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет презентация, которую я предлагаю вашему вниманию.(просмотр презентации)
1) Закрепление полученных знаний
- Кто такие крестьяне?(крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам)
- Кого называли дворянами?(высшее сословие феодального общества, обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями)
- Чем село отличается от деревни?(в селе есть церковь)
- Что такое усадьба?(господский дом на селе со всеми постройками, садом, огородом).
2) Узнай героя повести «Барышня-крестьянка»
- Кому принадлежали усадьбы в повести «Барышня-крестьянка» и где они располагались? (Муромскому – в Прилучино и Берестову – в Тугилово).
- Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).
- Верно. А сейчас поработаем в группах. Давайте дадим героям краткую характеристику. На карточках написаны черты характера героя. Вы должны догадаться, кто это и открыть имя под портретом.
Карточка №1.Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
Карточка №2.Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
Карточка №3.Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
Карточка №4.Красавица–смуглянка, образована, шалунья–проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
Карточка №5.Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.
3) Работа над содержанием текста.
- Правильно, ребята! И у нас есть уникальная возможность увидеть, чем сейчас заняты Лиза и Настя. (выходят Лиза и Настя, Лиза садится, Настя ее прихорашивает)
Сценка
- Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова: нагляделась довольно; целый день были вместе.
- Как это? Расскажи, расскажи по порядку. Правда ли, что он так хорош собой?
- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
- Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
- Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
- С вами в горелки бегать! Невозможно!
- Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну цаловать!
- Воля твоя, Настя, ты врешь.
- Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.
- Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?
- Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!
- Это удивительно! А что в доме про него слышно?
- Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.
- Почему Лиза не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)
- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)
- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать )
-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям)
- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)
- А как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)
- Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшему на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)
- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась белилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талию как буква икс)
- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину)
- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)
- Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей, что он не любит её)
- Давайте посмотрим, как это происходит. (Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)
Вывод.
-Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.» Как вы понимаете данные слова? Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.
7. Объяснение домашнего задания.
1.Нарисовать портрет главной героини Лизы-Акулины.
2. Нов.уч.Iч. – с.137-141 чит, консп. биографию Лермонтова, взять также старый учебник.