kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева "Пастух и пастушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения проводится в 11 классе во время изучения творчества В.П.Астафьева. Урок сопрвождается презентацией, в которую включены фотоматериалы, иллюстративный материал, классическая музыка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для обсуждения»

Вопросы для обсуждения .

  1. «И брела она по дикому полю…»

Выразительное чтение вступительной части. (Обухова Настя)

- Какое ощущение рождает это бесконечное, беззвучное пространство?

- Кто герои повести?

- О чём эта повесть?

- «Почему ты лежишь один посреди России?» Подумаем над смыслом этой поэтической гиперболы. ( Каждый убитый для любящего и помнящего сердца- единственный и неповторимый, и то , что их, лежащих в земле,- миллионы, для него не утешение.


2. «Есть упоение в бою?»

- Зачитайте сцену боя. Какова авторская позиция? Почему?

- Зачитайте сцену гибели пастуха и пастушки. Зачем автор вводит в повесть этот эпизод? (Любовь побеждает смерть не только в сказаниях и легендах, но и в жизни).


3. « И ты пришла, заслышав ожиданье…»

- Дайте характеристику Люсе.

- Как вы понимаете строчки эпиграфа?

- Зачитайте описание ночи.

- Зачитайте детские воспоминания Бориса о театре? С какой целью вводит автор этот эпизод?

- Властна ли война над чувствами главных героев? Почему?


4. «Жизни нет конца…»

- Почему такое название даёт Астафьев последней части повести?

- Задумайтесь над строчками эпиграфа.

- Как погиб Мохнаков? Подвиг это или самоубийство?

- Почему умер Борис?

- Зачитайте финал повести. В чём смысл названия?

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести В»

Урок внеклассного чтения в 11классе по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».


Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна, г. Кунгур, Пермский край

 Тема : Над любовью война не властна.


Цель: ответить на вопрос: почему эта повесть - современная пастораль; поразмышлять о вечных неумирающих ценностях.


Оборудование: медиапрезентация, тексты, вопросы для обсуждения.


План урока.

Вступительное слово учителя.

Повесть написана в 1972 году. Это этапное произведение не только в творчестве В.П.Астафьева, но и в батальной прозе в целом. Читатели и критики единодушно отметили высокий идейно- художественный и этико – философский уровень повести. В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.

В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.


Астафьев и война. ( сообщение ученика)

Анализ повести. Класс делится на группы, каждая группа получает вопросы для обсуждения.

1.« И брела она по дикому полю» .

Выразительное чтение пролога.( Читает подготовленный заранее учащийся)


- Какое ощущение рождает это бесконечное, беззвучное пространство? ((Ощущение одиночества, сиротства, что усиливается образом заброшенной в степи могилы)


- Кто герои этой повести? (Он и она, мужчина и женщина)

- О чём эта повесть? (О любви, любви вечной)

- Почему ты лежишь один посреди России? В чём смысл этой поэтической гиперболы?


2. «Есть упоение в бою?»


Чтение сцены боя.

Учащиеся выписывают слова, которые помогают писателю воспроизвести сцену боя.

- Как автор относится к войне? ( Война «расчеловечивает» человека, превращает в безликую частицу «массы»)

Сцена гибели пастуха и пастушки ( зачитывание эпизода)

- Зачем автор вводит этот эпизод? ( Никто и ничто не может разлучить влюблённых, даже смерть)


3.« И ты пришла , заслышав ожиданье»


Учащиеся рассказывают об единственной ночи любви Бориса и Люси.

Зачитывают портрет Люси.

Работа с эпиграфом.

Описание ночи ( выразительное чтение)

- Почему Борис вспомнил свое детство? ( Рядом с Люсей он ощутил тепло родного дома, Люся стала для него спасительницей. Она возродила в нём то, что ещё не вытравлено войной)


4. «Жизни нет конца …»


В этой части рассказывается о смерти Мохнакова и Бориса.

- Как погиб Мохнаков? Подвиг это или самоубийство?

- Почему умирает Борис? ( «Ему стало тяжело нести свою душу на войне»)


Выразительное чтение финала повести.

- В чём смысл названия?

- Почему автор назвал повесть пасторалью? ( учащиеся дают письменный развёрнутый ответ)


Зачитывание получившихся работ.

Д.з. Написать эссе.

Эссе

Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса к этому историческому событию. Проходит время, но это страшное событие не забывается. Мы знаем, что мужчины и женщины, старики и дети - все вставали на защиту Родины. Не был исключением и Виктор Петрович Астафьев. По достижению совершеннолетия, В. П. Астафьев в 1942 году ушёл добровольцем на фронт, после обучения в Новосибирской школе пехоты. С весны 1943 года он служил в действующей армии шофером, артразведчиком, связистом и до конца войны оставался простым солдатом. В.П.Астафьев на войне получил ранение. Нелегко забыть такие страшные события. У Виктора Петровича они навсегда остались в памяти.

Война, по его мнению, «расчеловечивает», заставляет действовать на уровне инстинктов, превращает в безликую частицу «массы». Воспоминания о войне сохранились не только в памяти писателя, но и в его произведениях. Астафьев во многих своих книгах показывает читателю весь ужас войны. Но самыми выдающимися произведениями о войне , по-моему, можно считать роман «Прокляты и убиты» и повесть «Пастух и пастушка».

«Пастух и пастушка», на мой взгляд, замечательное произведение. Это произведение о войне и о любви! Автор ненавидит войну, он рисует ее в крови, страданиях, смерти. Все мы знаем, что война рушит семьи, отнимает всё самое дорогое. Но война не властна над таким чувством как любовь. Не случайно в центре внимания повести простая и искренняя история любви. Солдат Борис Костяев, зашедший в дом после боя, влюбляется в Люсю, которая отвечает ему взаимностью. Для них это любовь с первого взгляда и на всю жизнь. У влюблённых всего лишь одна ночь, наутро они должны расстаться. И вот этот час настал. Влюблённые расстались… Но любовь осталась.

Так среди грязи, жестокости и суматохи войны сохранился один маленький островок, просуществовавший всего несколько мгновений и ставший целым миром для двоих. Мир Люси и Бориса чист и наивен. Первая любовь обернулось для героев муками расставания и разлуки. А война продолжается, и неизвестно, когда ещё они увидятся, и увидятся ли вообще…

В конце повести Борис умирает, не выдержав напряжения и ужаса войны. Но любовь продолжает жить в сердце Люси. В лице Люси мы видим миллионы женщин, оставшихся без любимых, продолжавших их искать, так искала Бориса Люся. Бог знает, какими способами, но она его нашла, пробираясь по "дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему". Об этом В.П. Астафьев пишет в прологе повести, и мы невольно чувствуем не только намек на дальнейшую трагичность истории, но видим, что

несмотря ни на какие преграды, два сердца вновь обрели друг друга, даже после смерти одного из них.

Астафьев показывает, что в сердце человека всегда есть место для любви. Даже война не властна над этим чувством...

Символичен также эпизод гибели пастуха и пастушки. Автор пишет: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику. И мёртвых било их осколками, вырвало серую вату из телогреек, в которые оба были одеты... Хвёдор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки , да не смог и сказал , что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…» В.П. Астафьев не скажет о них больше ни слова, но заставит задуматься читателя о вечной любви.

Повесть «Пастух и пастушка» - это воспоминания солдата Великой Отечественной войны и великого писателя В.П. Астафьева, сумевшего передать нам картины, в которых переплелись и боль, и печаль, и радость. В этом произведении автор показал любовь среди смертей, среди ужаса войны, простую, чистую и спонтанную. Никто не смог бы передать эти чувства так, как человек, побывавший на войне.

Букирева Наталья, ученица 11 класса


Литература

  1. Астафьев В.П. “Повести и рассказы”, М, Просвещение, 1989.

  2. Журнал «Литература в школе» №4, 5 2002г.

  3. Выставка в школе «К 80-летию В.П.Астафьева»

  4. Лейдерман Н.Л. ”Пастораль посреди ада” (Повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка”) Екатеринбург, “Филологический класс”, 2000 N5










Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем на фронт и рядовым прошёл дорогами беспощадной войны пол-России и Польши. Госпитальные койки, тяжелые ранения, контузия… Обжигающая боль утраты боевых товарищей…

Все это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу Ю. Бондарева, В. Быкова, Ю. Друниной, Г. Бакланова… “Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”. (В. П. Астафьев)

В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.

В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.




В. П. Астафьев писал: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата”.

В военной повести автор утверждает, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе” (толстовские традиции).

Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В.П. Астафьева “Пастух и пастушка”, поможет нам понять эту авторскую концепцию


































Просмотр содержимого презентации
«Над любовью война не властна»

«Над любовью война не властна…»  ( урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка») Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна, г. Кунгур, Пермский край

«Над любовью война не властна…» ( урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»)

Учитель русского языка и литературы

Пирожкова Тамара Владимировна,

г. Кунгур, Пермский край

«Нет у меня светлых воспоминаний о войне»    В.П.Астафьев

«Нет у меня светлых воспоминаний о войне» В.П.Астафьев

Астафьев и Чусовой

Астафьев и Чусовой

Астафьев и Чусовой

Астафьев и Чусовой

«Пастух и пастушка» 1971  Современная пастораль  Пастораль (от лат. pastorales - пастушеский)– литературный жанр, в котором изображается сельская природа, идиллическая жизнь пастухов) Пастораль – произведение, изображающее гармоничную, безмятежную любовь на фоне природы.

«Пастух и пастушка» 1971 Современная пастораль

Пастораль

(от лат. pastorales -

пастушеский)–

литературный жанр,

в котором изображается

сельская природа,

идиллическая жизнь пастухов)

Пастораль – произведение,

изображающее гармоничную,

безмятежную любовь на фоне

природы.

«И брела она по дикому полю…»

«И брела она по дикому полю…»

«Есть упоение в бою?»

«Есть упоение в бою?»

Авторский взгляд на войну  Война«расчеловечивает» человека,  заставляет его действовать на уровне инстинктов, превращает в безликую частицу «массы», «толпы».

Авторский взгляд на войну

Война«расчеловечивает» человека, заставляет его действовать на уровне инстинктов, превращает в безликую частицу «массы», «толпы».

«Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мёртвых било их осколками, вырвало серую вату из телогреек, в которые оба были одеты… Хвёдор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал,что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…»

«Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мёртвых било их осколками, вырвало серую вату из телогреек, в которые оба были одеты… Хвёдор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал,что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…»

«И ты пришла, заслышав ожиданье…»  Люся входит в «ждущую», измученную кошмарами войны душу Бориса спаси- тельницей, чтобы сохранить, сберечь то светлое, чистое, что ещё не убито, не вытравлено войной…

«И ты пришла, заслышав ожиданье…»

Люся входит в «ждущую»,

измученную кошмарами

войны душу Бориса спаси-

тельницей, чтобы сохранить,

сберечь то светлое, чистое,

что ещё не убито, не

вытравлено войной…

« Ещё я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь музыка была сиреневая… Простенькая такая, понятная и сиреневая… Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга , не стыдились любви и не боялись её. В доверчивости они были беззащитны».

« Ещё я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь музыка была сиреневая… Простенькая такая, понятная и сиреневая… Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга , не стыдились любви и не боялись её. В доверчивости они были беззащитны».

«Жизни нет конца…» «В том мире давнем я был цветком…» И после смерти герой «возвращается» в омытый весенним дождём мир прекрасным тюльпаном.

«Жизни нет конца…»

«В том мире давнем я был цветком…»

И после смерти герой «возвращается»

в омытый весенним дождём

мир прекрасным тюльпаном.

«А он…остался в  безмолвной земле, опутанной корнями трав и цветов, утихших до  весны. Остался один- посреди России». Кто он? Да и важно ли это? Он тот, чьё сердце билось когда-то, кто когда-то любил и был любим…

«А он…остался в

безмолвной земле,

опутанной корнями трав

и цветов, утихших до

весны. Остался один-

посреди России».

Кто он?

Да и важно ли это? Он тот,

чьё сердце билось когда-то,

кто когда-то любил и был

любим…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева "Пастух и пастушка"

Автор: Пирожкова Тамара Владимировна

Дата: 03.09.2016

Номер свидетельства: 342114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства