Урок внеклассного чтения в 11классе по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».
Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна, г. Кунгур, Пермский край
Тема : Над любовью война не властна.
Цель: ответить на вопрос: почему эта повесть - современная пастораль; поразмышлять о вечных неумирающих ценностях.
Оборудование: медиапрезентация, тексты, вопросы для обсуждения.
План урока.
Вступительное слово учителя.
Повесть написана в 1972 году. Это этапное произведение не только в творчестве В.П.Астафьева, но и в батальной прозе в целом. Читатели и критики единодушно отметили высокий идейно- художественный и этико – философский уровень повести. В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.
В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.
Астафьев и война. ( сообщение ученика)
Анализ повести. Класс делится на группы, каждая группа получает вопросы для обсуждения.
1.« И брела она по дикому полю» .
Выразительное чтение пролога.( Читает подготовленный заранее учащийся)
- Какое ощущение рождает это бесконечное, беззвучное пространство? ((Ощущение одиночества, сиротства, что усиливается образом заброшенной в степи могилы)
- Кто герои этой повести? (Он и она, мужчина и женщина)
- О чём эта повесть? (О любви, любви вечной)
- Почему ты лежишь один посреди России? В чём смысл этой поэтической гиперболы?
2. «Есть упоение в бою?»
Чтение сцены боя.
Учащиеся выписывают слова, которые помогают писателю воспроизвести сцену боя.
- Как автор относится к войне? ( Война «расчеловечивает» человека, превращает в безликую частицу «массы»)
Сцена гибели пастуха и пастушки ( зачитывание эпизода)
- Зачем автор вводит этот эпизод? ( Никто и ничто не может разлучить влюблённых, даже смерть)
3.« И ты пришла , заслышав ожиданье»
Учащиеся рассказывают об единственной ночи любви Бориса и Люси.
Зачитывают портрет Люси.
Работа с эпиграфом.
Описание ночи ( выразительное чтение)
- Почему Борис вспомнил свое детство? ( Рядом с Люсей он ощутил тепло родного дома, Люся стала для него спасительницей. Она возродила в нём то, что ещё не вытравлено войной)
4. «Жизни нет конца …»
В этой части рассказывается о смерти Мохнакова и Бориса.
- Как погиб Мохнаков? Подвиг это или самоубийство?
- Почему умирает Борис? ( «Ему стало тяжело нести свою душу на войне»)
Выразительное чтение финала повести.
- В чём смысл названия?
- Почему автор назвал повесть пасторалью? ( учащиеся дают письменный развёрнутый ответ)
Зачитывание получившихся работ.
Д.з. Написать эссе.
Эссе
Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса к этому историческому событию. Проходит время, но это страшное событие не забывается. Мы знаем, что мужчины и женщины, старики и дети - все вставали на защиту Родины. Не был исключением и Виктор Петрович Астафьев. По достижению совершеннолетия, В. П. Астафьев в 1942 году ушёл добровольцем на фронт, после обучения в Новосибирской школе пехоты. С весны 1943 года он служил в действующей армии шофером, артразведчиком, связистом и до конца войны оставался простым солдатом. В.П.Астафьев на войне получил ранение. Нелегко забыть такие страшные события. У Виктора Петровича они навсегда остались в памяти.
Война, по его мнению, «расчеловечивает», заставляет действовать на уровне инстинктов, превращает в безликую частицу «массы». Воспоминания о войне сохранились не только в памяти писателя, но и в его произведениях. Астафьев во многих своих книгах показывает читателю весь ужас войны. Но самыми выдающимися произведениями о войне , по-моему, можно считать роман «Прокляты и убиты» и повесть «Пастух и пастушка».
«Пастух и пастушка», на мой взгляд, замечательное произведение. Это произведение о войне и о любви! Автор ненавидит войну, он рисует ее в крови, страданиях, смерти. Все мы знаем, что война рушит семьи, отнимает всё самое дорогое. Но война не властна над таким чувством как любовь. Не случайно в центре внимания повести простая и искренняя история любви. Солдат Борис Костяев, зашедший в дом после боя, влюбляется в Люсю, которая отвечает ему взаимностью. Для них это любовь с первого взгляда и на всю жизнь. У влюблённых всего лишь одна ночь, наутро они должны расстаться. И вот этот час настал. Влюблённые расстались… Но любовь осталась.
Так среди грязи, жестокости и суматохи войны сохранился один маленький островок, просуществовавший всего несколько мгновений и ставший целым миром для двоих. Мир Люси и Бориса чист и наивен. Первая любовь обернулось для героев муками расставания и разлуки. А война продолжается, и неизвестно, когда ещё они увидятся, и увидятся ли вообще…
В конце повести Борис умирает, не выдержав напряжения и ужаса войны. Но любовь продолжает жить в сердце Люси. В лице Люси мы видим миллионы женщин, оставшихся без любимых, продолжавших их искать, так искала Бориса Люся. Бог знает, какими способами, но она его нашла, пробираясь по "дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему". Об этом В.П. Астафьев пишет в прологе повести, и мы невольно чувствуем не только намек на дальнейшую трагичность истории, но видим, что
несмотря ни на какие преграды, два сердца вновь обрели друг друга, даже после смерти одного из них.
Астафьев показывает, что в сердце человека всегда есть место для любви. Даже война не властна над этим чувством...
Символичен также эпизод гибели пастуха и пастушки. Автор пишет: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику. И мёртвых било их осколками, вырвало серую вату из телогреек, в которые оба были одеты... Хвёдор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки , да не смог и сказал , что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…» В.П. Астафьев не скажет о них больше ни слова, но заставит задуматься читателя о вечной любви.
Повесть «Пастух и пастушка» - это воспоминания солдата Великой Отечественной войны и великого писателя В.П. Астафьева, сумевшего передать нам картины, в которых переплелись и боль, и печаль, и радость. В этом произведении автор показал любовь среди смертей, среди ужаса войны, простую, чистую и спонтанную. Никто не смог бы передать эти чувства так, как человек, побывавший на войне.
Букирева Наталья, ученица 11 класса
Литература
Астафьев В.П. “Повести и рассказы”, М, Просвещение, 1989.
Журнал «Литература в школе» №4, 5 2002г.
Выставка в школе «К 80-летию В.П.Астафьева»
Лейдерман Н.Л. ”Пастораль посреди ада” (Повесть В. Астафьева “Пастух и пастушка”) Екатеринбург, “Филологический класс”, 2000 N5
Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем на фронт и рядовым прошёл дорогами беспощадной войны пол-России и Польши. Госпитальные койки, тяжелые ранения, контузия… Обжигающая боль утраты боевых товарищей…
Все это во многом определило его литературную судьбу, как и судьбу Ю. Бондарева, В. Быкова, Ю. Друниной, Г. Бакланова… “Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться народу и всему вчерашнему воинству”. (В. П. Астафьев)
В. П. Астафьев осознавал свою повесть “Пастух и пастушка” “…труднее и больнее всех”.
В “Посохе памяти он отмечает: “Мне кажется, в “Пастухе и пастушке” я преодолел сам себя, традицию, самим себе созданную… Преодолевая свою традицию в “Пастухе и пастушке”, я в то же время возвращался к каким-то очень дорогим традициям отечественной литературы, в частности, к толстовской традиции”.
В. П. Астафьев писал: “Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата”.
В военной повести автор утверждает, что “война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе” (толстовские традиции).
Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В.П. Астафьева “Пастух и пастушка”, поможет нам понять эту авторскую концепцию