Урок в 7 классе по русской словесности на тему: В.Г.Распутин «Уроки французского». Доброта, душевная щедрость учительницы, и ее роль в жизни мальчика.
Урок в 7 классе по русской словесности на тему: В.Г.Распутин «Уроки французского». Доброта, душевная щедрость учительницы, и ее роль в жизни мальчика.
Итоговые рассуждения по вопросу будут включать мысли о независимости развития истории от отдельной человеческой воли, об осознанности автором собственной позиции относительно происходящих на его родине перемен. Прежде всего – о необходимости исполнения людьми своего долга перед родной землей, перед предками и потомками, перед самими собой, о силе правды и памяти, о трагизме миропонимания автора. Наконец, о потребности и способности Валентина Распутина попрощаться с родной землей, родной рекой от имени всех, кто пережил трагедию затопления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе по русской словесности на тему: В.Г.Распутин «Уроки французского». Доброта, душевная щедрость учительницы, и ее роль в жизни мальчика.»
Тема: В.Г.Распутин «Уроки французского». Доброта, душевная щедрость учительницы, и ее роль в жизни мальчика.
Цели и задачи:
- показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика - раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении - совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода выполнение тестовых заданий по фрагменту текста - способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: словесный, практический, наглядный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
Мини-сочинение на тему : «Образ главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с рассказом Распутина «Уроки французского». ( Сообщает тему и цель урока: «В.Г.Распутин «Уроки французского». Доброта, душевная щедрость учительницы, и ее роль в жизни мальчика») Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним узловые моменты его содержания.
Учащиеся пересказывают, а два ученика записывают свои варианты цитатного плана на доске.
А теперь с помощью «Дерева мудрости» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве мудрости» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста. Учащиеся называют, о ком идет речь.
« при ней я крепился…» - мать
« она входила, здоровалась…» - Лидия Михайловна
« суетливый…» - Тишкин
« правда и играл…» - Вадик
« я 20 лет работаю…» - Василий Андреевич
« шофер…» - дядя Ваня
« крикливая…» - тётя Надя
« следовал как тень…» - Птаха
Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков? Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке, восстановить цепь событий.
4. Знакомство с эпиграфом.
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку.
Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает
добра в людях (Л.Н.Толстой)
5. Работа по теме урока. (беседа)
Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение)
На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации. – Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый. – Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)
- Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)
- Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)
- Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков
В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла. Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика. – Каким же должен быть настоящий учитель?
6. Чтение по ролям.
Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.
7. Вопросы к классу.
Как Лидия Михайловна ведет беседу со своим учеником? Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.– Какой представлялась мальчику учительница? – А как выглядит наш герой? – Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора школы, в которой работала Лидия Михайловна?
В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. – Почему мальчишка нарушает слово не играть на деньги? – Как вы думаете, почему, на ваш взгляд, Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? – Какие чувства испытывает герой, когда пришел в квартиру учительницы?
8. Тестовые задания.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент?
А) роман
Б) повесть
Г) рассказ
2. От какого лица ведется повествование во фрагменте?
А) от первого
Б) от второго
В) это монолог главного героя
3. Как ведет себя Лидия Михайловна, когда понимает, что директор застал ее, играющую в игру с мальчиком?
А) не находить себе места
Б) она спокойна
В) быстро уходит в другую комнату
4. Для чего В.Г.Распутин при характеристике учительницы использует слова и выражения: «медленно, очень медленно, поднялась с колен», «спокойно ответила»?
А) хочет показать несерьезное отношение к жизни Лидии Михайловны
Б) пытается подчеркнуть всю сложность ситуации
В) характеризует мужество героини
5. Назовите художественное средство, которое помогает автору описать и выразить свое отношение к нему. («пораженный голос», «твердый, звенящий голос»)
А) эпитет
Б) олицетворение
В) метафора
6. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий («… заспорила о счете», «мы кричали, перебивая друг друга…»)
7. Выпишите из текста слова, которыми директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны.
8. Выпишите название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.
9. Рефлексия.
Составление синквейна на тему: «добро»
– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?