kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 11 классе "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского "По праву памяти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Идейно-художественное своеобразие поэмы  А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Цель: углубление представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, определение  понятия об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти».

Эпиграфы:

  1. Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

                         А.Т. Твардовский. «За далью - даль»

  1. …почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

                                             А.Т. Твардовский

Ход урока:

  1. Слово учителя.

- Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».

- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме? Рассмотрите таблицу 1:

История поэмы

События в жизни поэта, обстоятельства работы

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме

1966-1969гг. – создание поэмы. Задумывалась как продолжение поэмы «За далью - даль». Не печаталась, находилась под запретом.

1967г. – лишь 1-я глава поэмы опубликована в последнем прижизненном сборнике «Из лирики этих лет» как стихотворение «На сеновале».

1987г. – поэма опубликована в журналах «Знамя» (№2) и «Новый мир» (№3).

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).

1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму.

1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.

Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта.

«Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку». (А. Твардовский)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 11 классе "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского "По праву памяти"»

Урок русской литературы в 11 классе


Тема: Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»


Цель: углубление представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, определение понятия об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти».


Эпиграфы:


  1. Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский. «За далью - даль»


  1. …почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский


Литературоведческие термины, используемые на уроке:


  • Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

  • Художественный образ – изображение человека в произведении.

  • Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

  • Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

  • Композиция внешняя – деление на части, главы.

  • Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

  • Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

  • Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

  • Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

  • Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

  • Мотив – дополнительные, второстепенные темы.

  • Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.


Словарь: (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).

  • Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений; 2) воспоминания о ком-чём-нибудь. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Вина – 1) проступок, преступление; 2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного). (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

  • Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Возмездие - отплата, кара за преступление, за зло.

  • Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

  • Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).


Ход урока:

  1. Слово учителя.

- Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».


- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме? Рассмотрите таблицу 1:


История поэмы

События в жизни поэта, обстоятельства работы

Взгляды поэта, отразившиеся в поэме

1966-1969гг. – создание поэмы. Задумывалась как продолжение поэмы «За далью - даль». Не печаталась, находилась под запретом.

1967г. – лишь 1-я глава поэмы опубликована в последнем прижизненном сборнике «Из лирики этих лет» как стихотворение «На сеновале».

1987г. – поэма опубликована в журналах «Знамя» (№2) и «Новый мир» (№3).

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971).

1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму.

1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Социальные и лирико-философские раздумья о мучительных путях истории, о судьбах отбельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев.

Это «завещание» поэта и деятеля русской литературы. Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во 2-й половине 60-х гг. Это человеческий и гражданский поступок, сила нравственного и духовного сопротивления поэта.

«Я почувствовал, что упираюсь в резиновую стенку». (А. Твардовский)


Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

- Что отражено в эпиграфах? (Учащиеся высказывают свои суждения).


  1. Организация учебного поиска (в ходе анализа поэмы заполняется таблица 2):


Основной вопрос:

- Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»? (автор сравнивает события и переоценивает свои взгляды)

Круг тем, особо значимых для автора:

  • тема раскаяния и личной вины человека;

  • тема памяти и забвения;

  • тема исторического возмездия;

  • тема «сыновней ответственности».

Жанровые особенности:

  • поэма-завещание;

  • поэма-исповедь;

  • семейная трагедия;

  • «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)

Композиция внешняя: предисловие и три части.

Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.

Задания

Выводы на основании цитатного материала

Предисловие

1 глава

2 глава

3 глава

  1. Категория времени в поэме.





  1. Ключевые слова поэмы.





  1. Духовный путь лирического героя. Эволюция взглядов.





  1. Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.


  1. Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.


6) Образ «вождя народов»



  1. Заключительное слово учителя.

Поэма «По праву памяти» - это во многом итоговое осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и переломились тяжёлые противоречия времени.

Продолжая и обновляя достижения отечественной классики, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпаемые возможности реализма в поэзии нашего времени.


  1. Подведение итогов. Домашнее задание

  2. Оценивание


















Примерные ответы для таблицы №2:


  1. Основной вопрос:

- Автор сравнивает события и переоценивает свои взгляды.


  1. Круг тем, особо значимых для автора:

- тема раскаяния и личной вины человека;

- тема памяти и забвения;

- тема исторического возмездия;

- тема «сыновней ответственности».

3. Жанровые особенности:

- поэма-завещание;

- поэма-исповедь;

- семейная трагедия;

- «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)



4. Композиция внешняя: предисловие и три части.

5. Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.

6. Категория времени в поэме.


1 глава «Перед отлётом» (напечатана при жизни поэта под названием «На сеновале»).

Стихи передают атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном. Сеновал (дом родной); два друга («мыслитель и поэт») отправляются в путь далёкий (незнаемый, незнакомый), полны надежд, мечтаний и иллюзий (романтическая ситуация):

Мы повторяем, что напасти

Нам никакие нипочём,

Но сами ждали только счастья, -

Тому был возраст обучён.

Время:

  1. юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:

не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;

не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»;

  1. глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».


Вывод: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу).

2 глава «Сын за отца не отвечает» (слова Сталина).


Это ключевая глава. Контрастна 1-й главе: грубое вмешательство власти в семью.


Время: прошлое, которое не даёт покоя, не оставляет.

  • Прослеживая связь времён, историческое прошлое страны, поэт приходит к покаянию, освобождению от иллюзий:

А мы, кичась неверьем в Бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Если сын за отца не отвечает, то «отец за сына - головой». Постулат «сын за отца» в конце главы перевёрнут:

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.

Герой А.Т. Твардовского выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал).


  1. Гглава «О памяти»:


Время для героя настоящее, но прошлого не забыть.

Монолог страстный, гневный о невозможности «в забвенье утопить живую быль». Поэт отрицает забвенье, напоминающее о крестном пути безвинных жертв, взывает к духовному самоопределению:

Но это было явной болью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

………………………………

Но всё, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору.

Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было множество далей. Вся жизнь, всё его творчество – открытие новых и новых далей: далей Родины, России, далей Правды и Истины.






  1. Ключевые слова поэмы.


Ключевыми словами поэмы можно считать следующие слова: память, правда, быль, боль, употребляемые в 3 главе.

Память.

  • «Не помнить – память под печать».

  • «…даром думают, что память // Не дорожит сама собой».

  • «…зачем и чья опека // К статье закрытой отнесла // …Недоброй памяти дела».

  • «На этой памяти бессонной // …Поставить крест».

  • «Голос памяти правдивой».

Правда.

  • «Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору».

  • «Чтоб с правдой сущей быть не врозь, // Многостороннюю проверку // Прошли мы…».

Быль.

  • «Перед лицом ушедших былей (прим.: прошлого, истории) // Не вправе ты кривить душой…» (предисловие).

  • «Хотят в забвенье утопить // Живую быль…// Быль – забыть?»

  • «…все былые недомолвки // Домолвить ныне долг велит».

  • «…даром думают, что…// Ряской времени затянет // Любую быль…» (уйдёт в небытие).

Боль.

  • «Но это было явной болью // Для тех, чей был оборван век» (воплощение боли безвинных жертв, прошедших свой крестный путь).

  • «…даром думают, что...// Ряской времени затянет // Любую боль…» (уйдёт в небытие).

  • «…отзыв давней боли» (любая мысль).

  • «Немую боль в слова обречь» успеть бы, ту боль, что «теснила… сердца».


Быль

Боль

Память

Правда

ушедшая (прошлое)

живая

недомолвки

явная

давняя

немая

недобрая

бессонная

правдивая

ко двору

сущая

поставить крест (замолчать)

Переплетаются эти слова в поэме, оставляя отпечаток страшной трагедии на судьбе героя. Быль отзывается болью, память хранит горькое былое, боль, а правда не притупляет боли, не излечивает душу, но врезается в память как спасение от забвения людского. Поэт взывает и с печалью, и с гневом, и с надеждой к духовному самоопределению.




  1. Духовный путь лирического героя в поэме. Эволюция взглядов (на основе цитатного материала).


1 глава

2 глава

3 глава

…жили замыслом заветным

Дорваться вдруг

До всех наук.


Готовы были…(множ. число глагола указывает на причастность героя к обществу в целом – так жили многие (все) в его окружении; человек как часть целого, звено общей цепи)

Не лгать,

Не трусить,

Верным быть народу,

Любить родную землю-мать.

Готовы были поверить в постулат «Сын за отца не отвечает», в призывы: Оставь отца и мать свою

………………………….

Забудь, откуда вышел родом

(корни, семью, род, родную землю)

………………………….

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

…………………………..

И лжесвидетельствуй…

И зверствуй…

Велят

Забыть… безмолвно

…………………………

Не помнить – память под печать.

Но для героя

…что было, не забыто

…………………………

…недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

…………………………

Важно для него

Не обратить… всех…

В одних непомнящих родства.

…………………………

Время требует … мерить всех надёжной меркой.

будем… Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

Возвышенные мечты лирического героя, но не лишённые иллюзий.

Духовное падение героя.

Духовное возрождение героя.



  1. Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.Как меняется отношение героев и как реализуется постулат «сын за отца…»?


Сын (лирический герой)

Отец (в глазах сына)

Смятение в душе героя: «то был отец, то вдруг он враг».

Мучительный, страшный выбор героя между отцом и «благородной» идеей становится выбором между отцом и жизнью.

Сын отца отвергает в душе по незнанию, поддавшись влиянию времени, будучи ослеплённым подменой истин и правды. Рана в душе остаётся надолго («О годы юности немилой»).

Искренний порыв героя идти в ногу со временем подчёркивает его заблуждения. Оставивший отцовский дом для участия в новой истории, сын в руках вершителя судеб становится щепкой, «сыном врага народа», «отродьем», «не сыном даже, а сынком», но любовь к отцу в сердце жива (с любовью описывает натруженные руки отца).

Сын за отца страдает.

Через осознание непонимания сыновней ответственности приходит к покаянию, освобождению от иллюзий.

Сын за отца жизнь прожить не может, но понять его не только может, но и должен.

Сначала «враг народа», «кулак».

Но вспоминает герой руки отца:


В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов –

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Цепляя,

ложки черенок,

Такой увёртливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.


Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

Сплошная. –

Подлинно – кулак!

(Двойное значение слова «кулак» обыгрывается).


Отец-труженик землю «кропил своим бесплатным потом».



  1. Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.


Поэма

Евангелие

«Дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества»

(критика поэтом пассивного ожидания указов сверху).

«Да будет воля Твоя»

(свобода как следование воле Творца, подчинение воли человека Божьему промыслу).

«Кто не с нами, тот против нас» (принцип социализма).

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Евангелие от Матфея, 12,30). (Иисус Христос говорит об абсолютной Истине, он сам есть Истина, и противостояние таковой не может быть всецелым).

«…иди за мною, // Оставь отца и мать свою…// Предай в пути родного брата // И друга лучшего тайком…». (Предай – «и будешь ты в раю»).

«Всё мимолётное, земное // Оставь – и будешь ты в раю».

«Почитай родителей своих» (библейская заповедь).

«И лжесвидетельствуй… // И зверствуй именем вождя».

«Оклевещи народ».

«Сын за отца не отвечает» (потеря корней, отречение от семьи)

«Не лжесвидетельствуй» (библейская заповедь).

«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих и гонящих вас»

(Евангелие от Матфея, 5,44).

«Возлюби ближнего своего как самого себя» (библейская заповедь).

«В ущерб любви // к отцу народов - // Любая прочая любовь».

«…кичась неверьем в бога // Во имя собственных святынь // Той жертвы требовали строго: // Отринь отца и мать отринь».

«Превозноси отца народов: // Он сверх всего, // Ему видней».

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).

«Почитай родителей своих» (библейская заповедь).


Библейские, издавна мыслимые как самые добрые понятия отец и сын, нравственные принципы, основы семейного уклада становятся искажёнными до гротеска.



  1. Образ «вождя народов» (Сталина):


«По праву памяти»

(1966-1969)

1) Тот, кто для всех нас был одним судеб вершителем земным,

Кого народы величали на торжествах отцом родным.


2) «Сын за отца не отвечает» - слова Сталина. (2 глава)

3) «Некто»;

4) «тот отец»: …глушили мы громами рукоплесканий в честь отца.

5) Бог-отец:

…Сталина зовите – Он Богом был. (2 глава)


Поэма отражает демонический характер облика «вождя народов» как источника трагедии лирического героя и страны.


Выбор, решение лирического героя.

…и впредь как были – будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза –

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гечер Светлана Михайловна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства