Тема: Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
Писать надо о том, от чего не спится по ночам. А.Вампилов.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (с использованием ИКТ)
Цели урока:
Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».
Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в парах, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, карточки для работы в парах.
Технологии: мозговой штурм, ИКТ, исследовательская деятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – размышление(по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»)»
МБОУ « СОШ №3 г.Кызыла»
Методическая разработка
Урок – размышление
(по рассказу В.Г.Распутина
«Женский разговор»)
Учитель:Баир З.К.
Тема: Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")
Писать надо о том, от чего не спится по ночам... А.Вампилов.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (с использованием ИКТ) Цели урока:
Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».
Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в парах, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, карточки для работы в парах.
Технологии: мозговой штурм, ИКТ, исследовательская деятельность
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор».
В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является новатором, большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен ему.Кто такой же такой В.Г.Распутин?
1 ученик: Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30-40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…» - вспоминает сам Валентин Григорьевич.
2 ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. О писателе можно сказать теми же словами, какими он охарактеризовал сибирский русский ум и душу: не усидеть здесь, «в спокойствии ожидая указаний, не в русской стихии быть благоразумным и осмотрительным»
Учитель: Спасибо. Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом: это рассказы и повести «Деньги для Марии», «Уроки французского», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар» и др.
- В последнее время в журналах «Москва» и «Литература в школе» напечатан рассказ Распутина «Женский разговор», а в журнале «Наш современник» вышли его рассказы «В больнице», «В ту же землю», за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии.
Итак, поговорим о рассказе «Женский разговор», постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности В. Распутин – удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.
Рассказ «Женский разговор» - яркое подтверждение тому. Именно рассматривая это произведение, мы можем ответить на вопрос – что нужно делать, как нужно жить правильно, по совести, как достичь высшего счастья в жизни, не растерять себя, быть морально ответственным за свою жизнь и жизнь ближнего. Знакомы ли вам, ребята, произведения Распутина? («Уроки французского», « Последний срок», «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»)
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»- сказал когда-то друг Распутина драматург А. Вампилов. Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
Как вы понимаете слова Вампилова?
Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя. А самым строгим учителем для него была жизнь. Это она научила его понимать, что, если «хочешь быть мастером, макай перо в правду, ничем другим больше не удивишь.» ( В. М. Шукшин).
Создавая образы своих героев, Распутин тревожит наши души, передает нам свою человеческую боль за землю, за человека на ней. Писатель обладает удивительным даром чувствовать, понимать и выражать самые тонкие и порой неизвестные для многих движения и желания человеческой души, которая «по капле собирает свет…» Рассказ В. Распутина «Женский разговор» - это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это разговор двух поколений о любви. Разговор пойдет о любви, таком прекрасном, но порою необъяснимом чувстве. Нужен настрой душевный, внимание, т. к. « жизнь, яркость, смысл, дух должен добыть из образов сам читатель». (Философ И.А.Ильин)
– Рассказ « Женский разговор» вами, ребята, прочитан. Вот как представила картину увиденного в нем ваша ровесница Г.Никитенко. (чтение стихотворения учащейся).(слайд3)
Тишина за окном, В небе звездный узор. В старом доме одном По душам разговор.
В небе звезды горят, Дом объят тихим сном. О любви говорят Внучка с бабушкой в нем.
Вика чаще молчит, Ну а бабушка ей О любви говорит, О любви о своей.
Не понять им друг друга, Никак не понять. Но у бабушки Вика Должна перенять,
Что любовь так чиста, Словно горный ручей, И ее красота Исцеляет людей.
В небе звезды горят. Тишина за окном. Внучка с бабушкой спят Тихим сладостным сном.
3. Лексическая работа.
В центре нашего урока камнем на распутье станут три слова- образа (слайд 4)
• - Разговор;
• - Правда;
• - Любовь. (Появляются на экране)
- Постройте ассоциативный ряд к слову «Разговор», открывая его смыслы (соразмышление, раздумья, обмен мнениями, беседа, собеседование, сопереживание, событие, диалог).
- Что означает эпитет «женский», это разговор женщины или это разговор … (о чем?).
– В рассказе есть слова-загадки, которые нам предстоит разгадать.(слайд7-14) Особым языком говорят героини распутинского рассказа. А сам писатель прекрасно чувствует тончайшие оттенки языка, и это позволяет ему создавать полные и красочные картины подлинно народной жизни. Откроем внутренний ритм первых фраз рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась…пока хватились, выхватили из карусели- уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву» и ,пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.» …..».
4. Анализ текста рассказа.
- Две героини, две судьбы. Вика и баба Наталья.
Исследовательская работа. Индивидуальная работа в парах.
Карточка №1
Найти в тексте и записать в таблицу мнение бабки Натальи и Вики о роли женщины в обществе.
Таблица№1.
Бабка Наталья
Вика
1). «…баба своей породы, бабьей должна быть»
1). «Все теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер…»
2). «…да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой».
2). «Женщина теперь сильнее, она вообще на первый план выходит».
«Та женщина теперь ценится, которая целеустремленная».
Карточка №2.
Найти в тексте и записать в таблице мнение бабки Натальи и Вики о жизни разных поколений.
Таблица№2.
Бабка Наталья
Вика
1). «Ишо жить не начала, а тебе уже все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?»
1). «Что ты мне свою старину! Проходили!»
«Бабушка, ты опять отстала, ты по старым понятиям живешь».
2). «Только – только в дверку скребутся, где люди живут, а уже надоело».
2). «Все не о том ты. Все теперь не так».
3). «…а какая у девчонки правда? Упрямится и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много».
3). «Забавная ты, бабушка…».
- Расскажите ободной из них, о Вике (слайд 14).
( Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским «умишком», «голова отстает», как говорит бабушка, «задает вопросы там, где пора жить своим умом», «скажешь сделает, не скажешь – не догадается». «Затаенная какая – то девка, тихоомутная». В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке).
Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?
-- Недаром автор говорит, что Вика «затаенная какая-то», это заметно в ее речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:
Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: «На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено».
И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику наперевоспитание? Что из себя представляет деревня?
(Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Электричество не всегда, хотя рядом Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)
Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?
(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай любил. Первый муж, Николай, погиб на войне. Он прислал с войны своего друга Семена к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья, но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришел и стал за хозяина».
Счастлива ли была Наталья?
(Думается, что да. Ведь она так хорошо говорит о своем втором муже Семене. «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет».)
Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?
В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. «Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!».
Слайд № 19: речь Натальи и объяснения.
Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.
Целомудрие – мудрее, мудрость.
Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.
Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.
Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.
Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.
И вот эти разновозрастные, живущие под единой крышей, родныепо крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.
Учитель: Давайте перечитаем начало разговора со слов: «- Уеду, - еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: - Уеду с ним.» до слов «- Надоела. Спи, бабуля».
Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: «Все надоело…» (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)
Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: «…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?» А что,простила бы бабушка Наталья такой грех?
( Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: «Такую потрату на себя приняла!») А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.
Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?
( …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)
Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семен?
( «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.»
Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранешной».
5. Проверка работы в парах.
Карточка №1. Мнение бабки Натальи и Вики о роли женщины в обществе.
Карточка №2. Мнение бабки Натальи и Вики о жизни разных поколений.
Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?
(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.
А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего «Я», своего назначения на земле, разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девчонка - подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».)
Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь, несмотря на жизненные преграды..
- Можете ли представить эту семью? ( Уехали из деревни, окунулись в городскую, непривычную жизнь. Много работали, одевали, обували детей, считали, что этого достаточно… Редко навещали мать, вспомнили, когда приспичило… Может, выпивали в меру, как все. Не читали, не вникали в проблемы детей. А главное – мало заботились о матери. Все вместе – Вика.)
Итак, кто же в своих размышлениях ближе вам (бабушка или внучка)? Писатель А.Ухтомский как и Валентин Распутин убежден в том, что «истинная радость и счастье и смысл бытия человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает как никакая другая из сил мира».
Итог.
Жизнь теперешней молодежи похожа на жизнь Вики? Вы считаете это нормальным или нет?
А что же такое любовь в вашем представлении? Я благодарна тем из вас, кто захотел поделиться своими откровенными мыслями об этом. (слайд 20)
Хотелось бы верить, что ваша сверстница Вика найдет в своей жизни опору и будет счастлива. А истинную «правду жизни» ей предстоит обрести, пройдя свой жизненный путь. И пусть на этом пути ее «душа по капле собирает свет». Весь ход воспоминаний бабушки Натальи подводит нас к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на Земле. Любить одним человеком другого и тысячу лет назад значило то же самое, что и теперь. Но как любить? Что несет в себе это чувство? Чем оно обогащает? А что заставляет терять? Пока жив хоть один человек, он станет любить и ненавидеть по-своему. Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя. всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются». Может быть, поэтому так восторженно и высоко звучат последние строки рассказа: «С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. .И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.» (слайд 21)
-Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Д.З. Сочинение-рассуждение: «Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский разговор»?»
Карточка №1.
Найти в тексте и записать в таблицу мнение бабки Натальи и Вики о роли женщины в обществе.
Таблица№1.
Бабка Наталья
Вика
Карточка №2.
Найти в тексте и записать в таблице мнение бабки Натальи и Вики о жизни разных поколений.