I.Мотивация к учебной деятельности. Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. УУД: Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Подготовка учащихся к уроку. Однажды афиняне спросили философа Диогена: - Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём? - Я ищу человека,- ответил он. - Кого? Меня? Его? - Я ищу человека, - повторил мудрец. А другой древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. -Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предании? Прочтите высказывание: "Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". – слайд 2. Гавриил Николаевич Троепольский. « Эта книга потрясла меня… Это грустная история о предательстве… Это история про собаку, которая больше похожа на хорошего человека, чем сами люди…» И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского: «В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, это будет большая радость и большой подарок. Нам предстоит, как всегда много размышлять, не стесняйтесь, каждый человек имеет своё мнение, может и должен его высказывать. При этом он не должен забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с его. И может быть после этого урока мы создадим нашу «Азбуку хороших слов». Сегодня скажите добрые слова друг другу на букву «Д». Ученики: добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Доброта и милосердие проявляется в поступках. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение по произведению, но и представлять свои минипроекты. ---слово учащемуся. 1 проект – слово о писателе.- слайды 3- 11 Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он столкнулся с бойней гражданской войны; в 36 лет пережил Великую Отечественную войну. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм, который удостоился Ленинской премии. Повесть была переведена на 10 языков и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму. ---слово учащемуся. 2 минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя. Слайд 11. Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом». |
II.Формулирование темы урока, постановка цели. Повторение пройденного материала. Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. УУД: Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание | Учитель озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки. Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное - она стала ему спутником и другом. ---слово 1 группе учащихся . 3 минипроект ---Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака - друг человека»? – слайд 12. ---послушайте стихотворение Т. Агибаловой « У меня есть друг» У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем. Другу я любой секрет Расскажу без страха. Я несу ему котлет, Спрятав под рубахой. Ешь, мой маленький Дружок, Что еще затеешь? Ты пока еще щенок, А дружить умеешь.
---4 минипроект вы делали дома - проверим сейчас: Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).
Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие. Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г Н Троепольского « Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным. |
III. Изучение нового материала. Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. УУД: Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Учитель выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). ---слово учащемуся – 5 минипроект– кратко пересказать содержание рассказа. «Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своему хозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень не простая жизнь. В поисках своего хозяина куда только не попадал Бим. И к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Свои раны, полученные от злых людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, попадает снова в свой город. Соседка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Практически сразу же после этих событий домой из Москвы возвращается Иван Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв. Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь: 1) Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное. 2) Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом. 3) Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев. ----посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя. |
IV. Закрепление нового материала. Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. УУД: Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению. Обратимся с вами к герою повести - Биму. ---Чем больше всего покорил вас Бим? (Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.) --- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес? (Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.) --- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13. (Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве) --- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14. «Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака. ----А как он относится к природе? - слайд 15. (Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16. " О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".) --- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь". Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч. --- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18. Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму: - Ждать, мальчик, ждать. Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса. ---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать! ---учитель читает стихотворение: С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет… Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет… Друг почему-то не идет, а Бим все ждет… Пусть год пройдет, и век пройдет, А Бим все ждет… ---поиски хозяина. слады 26-27. ---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23 Добрые: | Злые: | Иван Иванович Даша, Степановна Матрена, Михей водитель скорой | Тетка Семен Петрович “Серый” мать Толика | Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. ---Добрых людей много, почему же зло победило? На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям. ---- Слайд 28. Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча: "Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно". ---В чем суть этого философского раздумья? (Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.) Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком. У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение. Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций». - Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся? - Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда? - Бывает ли вам страшно за себя и окружающих? - Чем вы особенно дорожите в себе и близких? -Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
---Какой след оставил Бим в вашем сердце? «… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…» «… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…» «… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..» «… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был! Прости нас, Бим!..» Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом. ---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады. На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть. Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим…Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный и под вечер Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим… Белый Бим. Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте И душою незрячих Научи Доброте! --- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. Заключительное слово учителя. Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. «Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?" Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности. ---слово учащемуся. Собачка на обочине сидела, Голодная, со сломанной ногой, И на людей так жалобно смотрела, Но люди обходили стороной. Собачка жалобно скулила И от прохожих помощи ждала, А от голода и боли выла, Была под сорок градусов жара. Но люди проходили мимо, Едва лишь на щенка взглянув, Другие пробегали торопливо, И головы не повернув. Я тоже мимо проходил, Я в школу очень торопился, Спасая от жары, под куст собачку посадил, В надежде после школы возвратиться, Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, Ты, потерпи немножко, И накормлю, и напою, И вылечу больную ножку.» В тот день мне на уроке не сиделось, Всё грезились её глаза, Молящие, просящие, как в горе у людей, И с них катилась крупная слеза. Когда к собачке подошёл, Она уже мертва была, Напрасно на людей смотрела, Напрасно от бездушных помощи ждала. Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших. ---слово учащимся 6 минипроект -интерактивное упражнение «Навигатор». --- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни… «… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.» «Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…». Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие». |
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е.Евтушенко. Берегите эти земли, Эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных. ---слайд 30. ----а девизом вашей жизни пусть станут слова Л.Толстого. – слайд 31. «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Кто верен и предан – так это собака. Породистый пес или просто дворняга И верят, и любят, и преданно ждут А люди…а люди, увы, предают… Человек обидит вас легко И предаст, и грубо вам ответит А собака любит вас за то, Что вы просто есть на белом свете! Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей! --- слово учащемуся 8 минипроект Мухина Максима «Памятники собакам». Рефлексия. Продолжите предложение: Этот урок научил меня… Этот урок заставил меня задуматься… Мне захотелось… - Я хочу сказать, что раньше я… -Очень хотелось бы изменить в первую очередь… -В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том… -Для меня важным в разговоре было… - Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему? На дом: 1.Дать письменный ответ на один из вопросов: Какое чувство во мне оставила повесть? Чему учит нас книга Г.Троепольского? 2.Написать письмо Биму. Дает комментарий к домашнему заданию. |