kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской словесности на тему "Кентавры. Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Кентавры. Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев. Воплощение в образе кентавра (человек, слитый с лошадью) степняка-кочевника. А Белый «Игры кентавров», Д.Апдайк « Кентавр»

Цель: ознакомление с героями греческой мифологии – кентаврами; выявление общих черт кентавров и степняков-кочевников.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Средства: презентация «Кентавры»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской словесности на тему "Кентавры. Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев"»

Урок русской словесности в 6 классе

Тема: Кентавры. Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев. Воплощение в образе кентавра (человек, слитый с лошадью) степняка-кочевника. А Белый «Игры кентавров», Д.Апдайк « Кентавр»

Цель: ознакомление с героями греческой мифологии – кентаврами; выявление общих черт кентавров и степняков-кочевников.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Средства: презентация «Кентавры»

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Вводно-мотивационный этап.

– Что вам известно по теме урока? Что вы хотели бы узнать?

– Самый популярный из греческих героев, сын Зевса и  смертной женщины Алкмены - …

– Совершая очередной подвиг (какой именно?), преследуя врагов, Геракл ранит смертоносной стрелой своего друга, у которого укрылись преследуемые. О ком идет речь?

– Кто такие кентавры?

  1. Изучение нового материала. Слово учителя с презентацией.

  1. Кентавры – мифологические существа, которые выглядят как люди, вросшие в коня. «Кентавр» (1963) – лучший и наиболее известный роман писателя Д. Апдайка. Он озадачивает своей необычностью, ибо здесь сплелись воедино древнегреческие мифы и действительность. Автор писал: «Идея книги родилась из нескольких строк, встреченных мною в собрании легенд и древних мифов. Ныне ими открывается роман. В этих строках меня потряс образ Хирона, жертвующего, подобно Христу, собой и своим бессмертием ради человечества. Мне захотелось пересказать, заново прочитать эту легенду. В моем воображении она сливается с воспоминаниями собственного детства, Пенсильвании 1947 года».
    Выбрав из богатейшего художественного запаса греческой мифологии историю кентавра, Апдайк стремился обобщенно выразить и мысль о двойственности человеческого естества, в котором начало духовное и физиологическое вечно противостоят одно другому. Миф запечатлел кентавра Хирона мудрым и благожелательным наставником, выпестовавшим прославленных героев – Тесея, Ясона, Асклепия.

Образ кентавров в искусстве. (Выступление подготовленного учащегося в сопровождении слайдовой презентации)

Вывод: мифологические сюжеты и персонажи не просто заимствованы писателем, а творчески переработаны и осмыслены. Они демонстрируют стремление писателя к воссозданию идеализированного героя, к художественному воплощению человеческой личности, исполненной высшего духовного совершенства.

Выбрав из богатейшего художественного запаса греческой мифологии историю кентавра, Апдайк стремился обобщенно выразить и мысль о двойственности человеческого естества, в котором начало духовное и физиологическое вечно противостоят одно другому.

Образ кентавров показан не только в книгах, но и в художественных фильмах.

  1. Образ кентавра и образ степняка-кочевника.

Греки гомеровской эпохи не ездили верхом. Предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем.

Конь в мусульманской культуре - это охотник и воин, сидя на нем, правитель словно демонстрирует свою силу. Конь связан с небесами - именно он перенес Мухаммеда. Конь и всадник зачастую слиты воедино.

Конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов.

Идентичность заключается во внешней схожести человека-всадника и вида кентавра.

Душевный спутник мой вороной конь,

У него есть крылья,

Он не уступает птице в полете,

Воссядешь на него,

Как будто воссел на небесного скакуна,

Он течет подобно воде,

Подобно вешней воде выходит из берегов,

Прядая ушами,

Разбрызгивая пену,

Перескакивает через горы...

Лошадь – существо, обладающее самым универсальным характером в жизни и в духовном мире степняков - кочевников и в мировоззрении предказахов. Тысячи поэтических строк посвящены лошади, о ней рассказано множество историй, о ней написаны и научные труды. Поэтому нет необходимости пытаться придумать новые метафоры и эпитеты, тщиться сказать что-то доселе неизвестное о месте лошади в жизни казахов, в их истории, культуре, обычаях и ритуалах.

Часто с лошадью связаны некоторые традиции.

1. Лошадь используется в действиях, связанных с женскими родами

2. Лошадь используется в лечебных действах.

3. Лошадь используется в ритуалах, связанных с исполнением новорожденному сорока дней (спеленутого младенца проносят под стременем; высокопородистых щенков тазы и тобетов также проносили под стременем).

4. След копыта тулпара понимается как «след ангела», глину со следом копыта используют в лечебной и оберегающей магии, существует культ следа копыта тулпара, отпечатавшегося на камне.

5. В сказках образ коня предстает необычно. Девушка дает совет герою: «Ты возьми одну из этих двух палиц. Когда ты сядешь на коня, он взлетит в небо. Тогда начинай бить его палицей по голове. Он не обратит внимания на эти удары, однако ты продолжай бить, даже когда рука станет от усталости опускаться. Если не будешь бить, умрешь верхом на коне». Джигит выполнил задание. Оказалось, под седлом у него был сам отец девушки, принявший облик коня. Волшебный конь, крылатый конь, говорящий конь – все эти персонажи говорят о мечте простого человека о верном друге, соратнике в бою и мирной жизни, помощнике и советчике.

Конь и человек составляют единое целое, так как основную часть своей жизни степняк – кочевник проводит верхом в седле. Это и мирная жизнь – скотоводство, и военные набеги, и схватки с врагом. Вся жизнь кочевника была связана с конем.

4. Чтение и анализ произведений.

А. Белый «Игры кентавров».

- Как показывает автор стихотворения жизнь семьи кентавров?

- Как вы считаете, похожа ли жизнь кентавров на поведение людей?

- В чем проявляется схожесть? (забота о семье, игры младшего поколения, защита старого кентавра)

Д.Апдайк « Кентавр»

- Кого учил кентавр Хирон? Каковы ученики этой «школы»? Найти их описание.

- Как учил кентавр своих учеников?

- Почему темой одного из уроков была любовь? (Любовь привела в движение Вселенную)

- Какую роль играет в произведении описание природы?

  1. Рефлексия.

Прием sms-сообщение

  • Самым интересным сегодня для меня было ___________________________

  • Самым неинтересным для меня было ________________________________

  • Самым неожиданным для меня было ________________________________

  • Самым полезным для меня было ____________________________________

  • Самым бесполезным для меня было _________________________________



  1. Домашнее задание: изобразить кентавра.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шинкаренко Светлана Алексеевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279674


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства