kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу В.М.Шукшина "Волки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок – размышление, проведенный  в 7 классе,  по рассказу В. М. Шукшина «Волки»  позволил увлечь ребят. Они получили  удовлетворение от  интеллектуальной  и творческой деятельности, от общения друг с другом. Благодаря разнообразным заданиям, урок прошел динамично, ребята полностью  были погружены  в анализ текста. Мною была использована  технология проблемного изучения, ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Аннотация.

Сухомлинский сказал: « Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек».

Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. В программе по литературе, даже в разделе, посвященном внеклассному чтению, мало произведений Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть право выбора автора, произведения, методики его изучения, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определенных результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев.

Изучая рассказы В. М. Шукшина, обращаю внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В. Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.

Урок – размышление, проведенный в 7 классе, по рассказу В. М. Шукшина «Волки» позволил увлечь ребят. Они получили удовлетворение от интеллектуальной и творческой деятельности, от общения друг с другом. Благодаря разнообразным заданиям, урок прошел динамично, ребята полностью были погружены в анализ текста. Мною была использована технология проблемного изучения, ИКТ.





Сведения об авторе:

Кудрина Ольга Ивановна- учитель русского языка и литературы МКОУ «Богатская ООШ»; 658796 Алтайский край, Хабарский район, п. Богатское, ул.Совхозная,9; тел. 8(38569)25160, сотовый 89619964338

е-mail: [email protected]



Просмотр содержимого документа
«Урок по Шукшину»

МКОУ «Богатская основная общеобразовательная школа»






Содержание.


  1. Аннотация…………………………………………………..3

  2. Основная часть. Проект урока по рассказу

В. М. Шукшина «Волки»………………………………………4

3. Список литературы………………………………………….12

4. Приложение………………………………………………….13






































Аннотация.

Сухомлинский сказал: « Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек».

Мне кажется, что из писателей на современном этапе острее всех чувствовал и понимал это Василий Макарович Шукшин. В программе по литературе, даже в разделе, посвященном внеклассному чтению, мало произведений Шукшина. Используя принцип вариативности, то есть право выбора автора, произведения, методики его изучения, я пришла к выводу, что, изучая творчество этого писателя в системе, можно достичь определенных результатов, а именно: научить учащихся понимать Шукшина, его героев.

Изучая рассказы В. М. Шукшина, обращаю внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В. Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.

Урок – размышление, проведенный в 7 классе, по рассказу В. М. Шукшина «Волки» позволил увлечь ребят. Они получили удовлетворение от интеллектуальной и творческой деятельности, от общения друг с другом. Благодаря разнообразным заданиям, урок прошел динамично, ребята полностью были погружены в анализ текста. Мною была использована технология проблемного изучения, ИКТ.





Сведения об авторе:

Кудрина Ольга Ивановна- учитель русского языка и литературы МКОУ «Богатская ООШ»; 658796 Алтайский край, Хабарский район, п. Богатское, ул.Совхозная,9; тел. 8(38569)25160, сотовый 89619964338

е-mail: [email protected]









Цели урока:

- способствовать формированию нравственных позиций учащихся, работая над индивидуальной и сравнительной характеристикой героев.

- создать условия для развития познавательной активности учащихся; эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- воспитание духовно развитой личности, доброты, человечности, стараться привить любовь к творчеству Шукшина.

Оборудование: портрет В. М. Шукшина,

выставка книг, компьютер.

Словарная работа.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

Тесть – отец жены.

Зять – муж дочери.

Структурные компоненты урока



Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Вступительное

слово учителя


































Сообщения учащихся




Целепола-

гание


















Творческая мастерская.









Аналитичес-

кая беседа

по рассказу.























































































Работа в группах




























































































































































Рефлексия



Домашнеее

задание








(на фоне музыки из к/ф «Калина красная» читаю стихотворение.

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина…

( Слайд №1)

- Ребята, вам знакома эта фамилия?

(Слайд №2-3)

- Что вы знаете о Шукшине?

- Какие рассказы читали?

Какие фильмы с его участием смотрели?

Василий Макарович Шукшин – наш с вами земляк, человек великой души, с необычайно обостренным чувством совести и справедливости. Прожил он свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. И только после его смерти, к сожалению, мы смогли разглядеть и почувствовать всю глубину и самобытность его дарования. Писатель, актер, режиссер…

Каков же он – Василий Шукшин?

Что волнует его, тревожит?

На этот вопрос нам помогут ответить ребята, подготовившие сообщения.

Демонстрирую

(Слайды №4- 12)



Ребята, а вы хотите узнать тему урока? (Слайд № 13). Давайте вместе прочтем её.



А кто желает прочесть эпиграф к уроку?

(Слайд №13)

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В. М. Шукшин.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова?

А сейчас мы с вами организуем творческую мастерскую. Я предлагаю вам написать эссе, состоящее из нескольких строк – ответ на вопрос: «Как я понимаю слова нравственность, совесть, правда».

А для создания творческой атмосферы на уроке используем музыкальное сопровождение. (Слайд 14)

(Несколько работ зачитываются вслух)

- Что послужило основой написания рассказа?

Это характерная черта рассказов

В. Шукшина: в основе – факт из жизни, случай.



- Какие мысли, чувства вызвал у вас рассказ? О чем заставил задуматься?



- Что такое совесть?

(Чувство и осознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед людьми, перед обществом.)

- Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом(слайд 15)

Рассказ – судьба,

Рассказ – характер,

Рассказ – исповедь,

Рассказ – анекдот

и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как пробудить совесть в нем?

- Что за рассказ у нас? Докажите.

- Кто является главными героями рассказа?


- Кем они доводятся друг другу?

-Рассказ начинается просто, но что нас настораживает? (1 абзац зачитываем)


- Ребята, а кто желает дать словесный портрет героям, определим их характер.


- Обратите внимание на говорящее имя: Наум – сам себе на уме.










- Характеры героев совсем разные, непримиримые.

- Как они относятся друг к другу?


- Встреча с волками. Внимательно наблюдаем за текстом.

- Кто может ответить, почему герои ведут себя по – разному? Что лежит в основе их поступков?



-Ребята, я предлагаю вам работу в группах. Первая группа в тексте находит строки, которые бы доказывали нравственное падение одного героя, вторая группа - нравственное возвышение другого.

Наум

Иван

1.Волки двинулись с горы… Наум был далеко.

2. Оглянулся, увидел, как обходят зятя

волки и отвернулся.

3. Наум бросил на обочину дороги топор.



4. Чего ты взъелся? Я- то здесь причем?

Тебя, дьявола, голого почесть в родню приняли, а ты же на меня с топором? Стыд – то есть или нету?

5. Я же тебе бросил топор? Ты попросил – я бросил. Чего еще – то от меня требовалось?

6. В деревне плохо! В городе лучше. А чего приперся сюда? Недовольство свое показывать. Народ возбуждать против Советской власти? Таких возбудителей знаешь куда девают?

Мы бы отбились, а ты предал!



Одного отметелю – не так будет позорно. А то при людях отлуплю.


Послушай доброго совета – остановись.

Отметелю и никому не скажу.

Вот отметелю, потом про стыд поговорим.







Хотел твоего папаню поучить. Как надо человеком быть.



Учить я тебя все равно буду! Нет, это же, что же это за «человек»?



Коня жалко.


Вывод: Человек, начиненный всякими правилами, но лишенный совести – это не человек!

- Почему рассказ называется волки?

- Кто такие волки?


- Рассказ «Волки» с глубоким подтекстом. Кого еще мы можем отнести к волкам?


- Почему?









- Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками?


- Когда и почему Ивана охватил настоящий страх?








- Какой подтекст слышится здесь?


-Да, действительно, Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать лошадь и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто не остановило Наума от трусости и предательства.

- Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?

-изумление от наглости: «Ты просил топор – я бросил».

- досаду за самого себя – не смог догнать на дороге.

- безысходность и бессилие, что не смог защитить своего достоинства.

- Что спасло Ивана?


В схватке с волками Иван терпит поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие. «Ваша взяла», - горько произносит он.

- Каким образом повторяется эта сцена «ваша взяла» в доме тестя?






- Какие слова повторяет Иван в ссоре с тестем?




- Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова «надо быть», «чтоб был человеком», помогает нам понять, что Наум – не человек.

- Но пока Иван только изумляется: «Нет, это же… что ж это за человек?»

-Что кроется за этой фразой?



- И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционером слова, которые были у него на уме.

- Как вы думаете, смирится ли Иван с волчьей натурой тестя?


- А Наум признает свою вину или нет?



-Как вы думаете, кто в этом рассказе, кроме Ивана, тоже осуждает Наума?

- Объясните фразу милиционера: «… там – то не мог?»


- Давайте определим основную идею рассказа:

1. Рассказ о совести.

2. Случай из жизни.

3. О трусости и смелости.

- Почему рассказ не закончен, как называется такой финал в рассказе?

Мы сами с вами догадываемся, как сложатся отношения Наума и Ивана, но

не это главное для Шукшина. А что?






А сейчас я предлагаю вам сделать вывод, составить «Синквейн» к каждому герою.

Наум

Лицемерный, подлый,

Струсил, сбежал, предал.

Это же не человек!

Волк!


Иван

Смелый, справедливый,

Осуждает, возмущается, верит.

Учить все равно буду.

Человек!

- А кто желает составить «синквейн» о В. М. Шукшине?

Шукшин

Замечательный, необыкновенный,

(справедливый, талантливый)

Написал, поставил, сыграл.

Гордимся творчеством нашего земляка.

Талант!

(Слайд № 16)

- Помог ли вам наш урок лучше разобраться в содержании рассказа?

- Стал ли вам ближе и понятнее сам автор, его взгляды?

- Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?

- Понравился ли вам урок?

- Смогли вы себя проявить?

- Как вы оцените сами себя?

Выставление оценок.

(Слайд № 17)

Сочинение на тему: « О чем заставил меня задуматься рассказ В. М. Шукшина «Волки». (Слайд 18)

Творчество этого писателя зовет к обсуждению, спору. Но мне хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека.

Всем большое спасибо за работу на уроке.

Звучит аудиозапись песни М.Евдокимова «Алтай - моя родина» с презентацией















Шукшина.


Да.



















Рассказывают биографию писателя.

(Приложение1)

Да.

Нравственные уроки рассказа В. М. Шукшина «Волки».























Пишут эссе.

Случай, который произошел с тестем и зятем, когда они поехали в лес за дровами и встретились с волками.

Негодование и возмущение, задумались о совести.















Рассказ -характер

Тесть – Наум Кречетов, зять –

Иван Дегтярев.

Родственниками.

Хитрый, но обаятельный тесть.

Наум – небольшого роста, плотный; глаза, как щелочки, все время бегают;

хитрый, живой, верткий, сметливый, жадный, лицемерный.

Иван – простой, добрый, справедливый, высокий…


Не любят друг друга.



У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей.






















































Лесные хищники, звери.


Людей, типа Наума.

Они ради спасения собственной «шкуры» теряют совесть, готовы на предательство.

Он страшный человек, думает только о себе.

Любопытство – страх – бессилие – «ваша взяла».

Взгляд круглых желтых глаз был прям и прост: он догонял жертву. Он (волк) ни перед чем не остановится, его ничто не остановит.

Сравнение с Наумом








Смех – злость – изумление – желание заставить тестя осознать неправоту.



Смелость и случайность.






Иван хочет наказать тестя за подлость и трусость, но не может, он бессилен, в доме милиция.

«Хотел папаню твоего проучить. Как надо человеком быть, «…чтоб человеком был».








Он хотел сказать: «Это же не человек!»





Нет. Он говорит: «Учить я тебя все равно буду».

Нет, он всегда прав, виноваты другие.


Милиционер

В деревне Наума хорошо знают, не любят.



Рассказ о совести.



Открытый финал



Умение быть человеком, иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации.




Литература.

  1. Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе 8 кл. – Изд. «Вако», 2003

  2. Коробов В. Василий Шукшин. – М.:Изд. «Советская Россия», 1977

  3. Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина – М.:Изд. «Искусство», 1984

  4. Журнал «Атай» , 2004 - №3



































Приложение.

Биография Василия Макаровича Шукшина.

До обидного мало – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий.

Родился Шукшин 25 июля 1929 года, в деревне Низовке. Фамилия его происходит от слова «шушка», что означает «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию еще не исполнилось четырех, когда его отец, двадцатилетний крестьянский парень, был арестован и уничтожен как кулак. Семья (а кроме Василия, была еще младшая дочка Наталия) потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.

В одиннадцать лет он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он «окончательно решил стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 году от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти в город. Сначала он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Но не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем – такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из – за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости. Трех лет не доучился он в школе, некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу телки, отправляется в Москву – учиться дальше.

Шукшин хотел поступить в литературный институт, учиться «на писателя». Но к этому времени прием уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подает документы в институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Но в этом институте – предмет мечтаний многих молодых людей – непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка», в которое его пытались втиснуть. Он хотел говорить о людях, хотел говорить правду.

Работая над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина – писателя. Все это помогало ему стать мастером динамичных, ярких психологически точных рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. И в августе 1958 года в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Шукшина – «Двое на телеге».

Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Василия Шукшина: не выпустят на экран его первый дипломный фильм, пять лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актером и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартире на окраине Москвы с «живописным пустырем» под окнами, но самое главное – рождение писателя - произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта характера Шукшина. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съемках очередного фильма…



15


Просмотр содержимого презентации
«Василий Макарович Шукшин»

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Отец – Макар Леонтьевич Шукшин Мать – Мария Сергеевна Шукшина  Макар Леонтьевич, после вступления в колхоз, пользовался заслуженным уважением в деревне, но это не уберегло его от репрес - сий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.  Дом Шукшиных в Сростках.

Василий Шукшин родился 25 июля

1929 года в селе Сростки

Алтайского края в крестьянской

семье.

Отец – Макар Леонтьевич Шукшин

Мать – Мария Сергеевна Шукшина

Макар Леонтьевич, после

вступления в колхоз, пользовался

заслуженным уважением в деревне,

но это не уберегло его от репрес -

сий: в 1933 году Макара

Леонтьевича арестовали.

Дом Шукшиных в Сростках.

Мама Мария Сергеевна с 3-х летним Василием

Мама

Мария Сергеевна с 3-х летним Василием

В 16 лет Василий уехал из Сросток, хотел «выйти в люди». Два года (1945-1947) учился в Бийском автомобильном техникуме, но так и не закончил его – нужно было работать, чтобы прокормить семью. Позже Шукшину пришла повестка в военкомат. Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей  Черноморского флота .  Однако прослужить

В 16 лет Василий уехал из

Сросток, хотел «выйти в люди».

Два года (1945-1947) учился в

Бийском автомобильном

техникуме, но так и не закончил

его – нужно было работать,

чтобы прокормить семью.

Позже Шукшину пришла повестка в

военкомат. Окончив учебку по

специальности радиста, Шукшин в

1950 году попал в одну из частей

Черноморского флота .

Однако прослужить "от звонка до

звонка" Шукшину не удалось - в 1953

году у него обнаружилась язвенная

болезнь желудка.

Василий во время службы на флоте

Рукописный автопортрет  В. Шукшина «Всю жизнь свою, рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость.  Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

Рукописный автопортрет

В. Шукшина

«Всю жизнь свою, рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость.

Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

В 1953 году Василий Макарович Шукшин вернулся в родные Сростки. Здесь он экстерном сдал  экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу в качестве учителя 5-7х классов (преподавал русский язык и литературу)  и одновременно директора.

В 1953 году

Василий Макарович Шукшин

вернулся в родные Сростки.

Здесь он экстерном сдал

экзамены за 10

классов и поступил на работу в школу

в качестве учителя 5-7х классов (преподавал русский язык и

литературу)

и одновременно директора.

В 1955 году Василий Макарович Шукшин отправился покорять Москву, решил поступать  на сценарный факультет ВГИКа.

В 1955 году Василий Макарович Шукшин

отправился

покорять Москву,

решил поступать

на сценарный факультет

ВГИКа.

Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах,- т.е. о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно обеспечен .Недавно у нас на курсе был опрос ,кто у кого родители. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т. п. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. – Образование у нее какое? – Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну будь здорова, милая. Твой Василий.
  • Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах,- т.е. о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно обеспечен .Недавно у нас на курсе был опрос ,кто у кого родители. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т. п. Доходит очередь до меня.
  • Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. – Образование у нее какое? – Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну будь здорова, милая. Твой Василий.
Актер, режиссер…

Актер, режиссер…

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:  честность,  трудолюбие,  совестливость,  доброту…  Помни это. Будь человеком.  В. М. Шукшин. Нравственные уроки рассказа  «Волки».

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В. М. Шукшин.

Нравственные уроки

рассказа

«Волки».

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье. Тесть – отец жены. Зять – муж дочери. «Нравственность -есть Правда ,- писал Шукшин.- Не просто правда, а Правда . Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что НАРОД всегда знает ПРАВДУ.» Словарная работа.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

Тесть – отец жены.

Зять – муж дочери.

«Нравственность -есть Правда ,- писал Шукшин.- Не просто

правда, а Правда . Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что НАРОД всегда знает ПРАВДУ.»

Словарная работа.

рассказ- судьба,  рассказ- характер,  рассказ- исповедь, рассказ- анекдот. » «Вот какие рассказы У  Василия Макаровича  Шукшина

рассказ-

судьба,

рассказ- характер,

рассказ- исповедь,

рассказ- анекдот. »

«Вот

какие рассказы

У Василия Макаровича Шукшина

Наум Лицемерный, подлый, Струсил, сбежал, предал. Это же не человек! Волк! Иван Смелый, справедливый, Осуждает, возмущается, верит. Учить все равно буду. Человек!  Шукшин Замечательный, необыкновенный, (справедливый, талантливый) Написал, поставил, сыграл. Гордимся творчеством нашего земляка. Талант !

Наум

Лицемерный, подлый,

Струсил, сбежал, предал.

Это же не человек!

Волк!

Иван

Смелый, справедливый,

Осуждает, возмущается, верит.

Учить все равно буду.

Человек!

Шукшин

Замечательный, необыкновенный,

(справедливый, талантливый)

Написал, поставил, сыграл.

Гордимся творчеством нашего земляка.

Талант !

Помог ли вам наш урок лучше разобраться в содержании рассказа В.М.Шукшина?   Стал ли вам ближе и понятнее сам автор,
  • Помог ли вам наш урок лучше разобраться

в содержании рассказа В.М.Шукшина?

  • Стал ли вам ближе и понятнее сам автор,

его взгляды, его миропонимание?

- Что вам запомнилось? Удивило?

Вызвало другие сильные чувства?

Домашнее задание: Сочинение на тему: «О чем заставил меня задуматься рассказ В. М. Шукшина «Волки».

Домашнее задание:

Сочинение на тему:

«О чем заставил меня задуматься рассказ

В. М. Шукшина «Волки».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по рассказу В.М.Шукшина "Волки"

Автор: Кудрина Ольга Ивановна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства