Вступительное слово учителя Сообщения учащихся Целепола- гание Творческая мастерская. Аналитичес- кая беседа по рассказу. Работа в группах Рефлексия Домашнеее задание | (на фоне музыки из к/ф «Калина красная» читаю стихотворение. Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пряный ветер вдыхал с лугов, В огороде копал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский, пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, Что Сростки – Это родина… ( Слайд №1) - Ребята, вам знакома эта фамилия? (Слайд №2-3) - Что вы знаете о Шукшине? - Какие рассказы читали? Какие фильмы с его участием смотрели? Василий Макарович Шукшин – наш с вами земляк, человек великой души, с необычайно обостренным чувством совести и справедливости. Прожил он свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. И только после его смерти, к сожалению, мы смогли разглядеть и почувствовать всю глубину и самобытность его дарования. Писатель, актер, режиссер… Каков же он – Василий Шукшин? Что волнует его, тревожит? На этот вопрос нам помогут ответить ребята, подготовившие сообщения. Демонстрирую (Слайды №4- 12) Ребята, а вы хотите узнать тему урока? (Слайд № 13). Давайте вместе прочтем её. А кто желает прочесть эпиграф к уроку? (Слайд №13) Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Помни это. Будь человеком. В. М. Шукшин. -Как вы, ребята, понимаете эти слова? А сейчас мы с вами организуем творческую мастерскую. Я предлагаю вам написать эссе, состоящее из нескольких строк – ответ на вопрос: «Как я понимаю слова нравственность, совесть, правда». А для создания творческой атмосферы на уроке используем музыкальное сопровождение. (Слайд 14) (Несколько работ зачитываются вслух) - Что послужило основой написания рассказа? Это характерная черта рассказов В. Шукшина: в основе – факт из жизни, случай. - Какие мысли, чувства вызвал у вас рассказ? О чем заставил задуматься? - Что такое совесть? (Чувство и осознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед людьми, перед обществом.) - Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом(слайд 15) Рассказ – судьба, Рассказ – характер, Рассказ – исповедь, Рассказ – анекдот и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как пробудить совесть в нем? - Что за рассказ у нас? Докажите. - Кто является главными героями рассказа? - Кем они доводятся друг другу? -Рассказ начинается просто, но что нас настораживает? (1 абзац зачитываем) - Ребята, а кто желает дать словесный портрет героям, определим их характер. - Обратите внимание на говорящее имя: Наум – сам себе на уме. - Характеры героев совсем разные, непримиримые. - Как они относятся друг к другу? - Встреча с волками. Внимательно наблюдаем за текстом. - Кто может ответить, почему герои ведут себя по – разному? Что лежит в основе их поступков? -Ребята, я предлагаю вам работу в группах. Первая группа в тексте находит строки, которые бы доказывали нравственное падение одного героя, вторая группа - нравственное возвышение другого. Наум | Иван | 1.Волки двинулись с горы… Наум был далеко. 2. Оглянулся, увидел, как обходят зятя волки и отвернулся. 3. Наум бросил на обочину дороги топор. 4. Чего ты взъелся? Я- то здесь причем? Тебя, дьявола, голого почесть в родню приняли, а ты же на меня с топором? Стыд – то есть или нету? 5. Я же тебе бросил топор? Ты попросил – я бросил. Чего еще – то от меня требовалось? 6. В деревне плохо! В городе лучше. А чего приперся сюда? Недовольство свое показывать. Народ возбуждать против Советской власти? Таких возбудителей знаешь куда девают? | Мы бы отбились, а ты предал! Одного отметелю – не так будет позорно. А то при людях отлуплю. Послушай доброго совета – остановись. Отметелю и никому не скажу. Вот отметелю, потом про стыд поговорим. Хотел твоего папаню поучить. Как надо человеком быть. Учить я тебя все равно буду! Нет, это же, что же это за «человек»? Коня жалко. | Вывод: Человек, начиненный всякими правилами, но лишенный совести – это не человек! - Почему рассказ называется волки? - Кто такие волки? - Рассказ «Волки» с глубоким подтекстом. Кого еще мы можем отнести к волкам? - Почему? - Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками? - Когда и почему Ивана охватил настоящий страх? - Какой подтекст слышится здесь? -Да, действительно, Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать лошадь и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто не остановило Наума от трусости и предательства. - Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя? -изумление от наглости: «Ты просил топор – я бросил». - досаду за самого себя – не смог догнать на дороге. - безысходность и бессилие, что не смог защитить своего достоинства. - Что спасло Ивана? В схватке с волками Иван терпит поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие. «Ваша взяла», - горько произносит он. - Каким образом повторяется эта сцена «ваша взяла» в доме тестя? - Какие слова повторяет Иван в ссоре с тестем? - Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова «надо быть», «чтоб был человеком», помогает нам понять, что Наум – не человек. - Но пока Иван только изумляется: «Нет, это же… что ж это за человек?» -Что кроется за этой фразой? - И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционером слова, которые были у него на уме. - Как вы думаете, смирится ли Иван с волчьей натурой тестя? - А Наум признает свою вину или нет? -Как вы думаете, кто в этом рассказе, кроме Ивана, тоже осуждает Наума? - Объясните фразу милиционера: «… там – то не мог?» - Давайте определим основную идею рассказа: 1. Рассказ о совести. 2. Случай из жизни. 3. О трусости и смелости. - Почему рассказ не закончен, как называется такой финал в рассказе? Мы сами с вами догадываемся, как сложатся отношения Наума и Ивана, но не это главное для Шукшина. А что? А сейчас я предлагаю вам сделать вывод, составить «Синквейн» к каждому герою. Наум Лицемерный, подлый, Струсил, сбежал, предал. Это же не человек! Волк! Иван Смелый, справедливый, Осуждает, возмущается, верит. Учить все равно буду. Человек! - А кто желает составить «синквейн» о В. М. Шукшине? Шукшин Замечательный, необыкновенный, (справедливый, талантливый) Написал, поставил, сыграл. Гордимся творчеством нашего земляка. Талант! (Слайд № 16) - Помог ли вам наш урок лучше разобраться в содержании рассказа? - Стал ли вам ближе и понятнее сам автор, его взгляды? - Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства? - Понравился ли вам урок? - Смогли вы себя проявить? - Как вы оцените сами себя? Выставление оценок. (Слайд № 17) Сочинение на тему: « О чем заставил меня задуматься рассказ В. М. Шукшина «Волки». (Слайд 18) Творчество этого писателя зовет к обсуждению, спору. Но мне хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека. Всем большое спасибо за работу на уроке. Звучит аудиозапись песни М.Евдокимова «Алтай - моя родина» с презентацией | Шукшина. Да. Рассказывают биографию писателя. (Приложение1) Да. Нравственные уроки рассказа В. М. Шукшина «Волки». Пишут эссе. Случай, который произошел с тестем и зятем, когда они поехали в лес за дровами и встретились с волками. Негодование и возмущение, задумались о совести. Рассказ -характер Тесть – Наум Кречетов, зять – Иван Дегтярев. Родственниками. Хитрый, но обаятельный тесть. Наум – небольшого роста, плотный; глаза, как щелочки, все время бегают; хитрый, живой, верткий, сметливый, жадный, лицемерный. Иван – простой, добрый, справедливый, высокий… Не любят друг друга. У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей. Лесные хищники, звери. Людей, типа Наума. Они ради спасения собственной «шкуры» теряют совесть, готовы на предательство. Он страшный человек, думает только о себе. Любопытство – страх – бессилие – «ваша взяла». Взгляд круглых желтых глаз был прям и прост: он догонял жертву. Он (волк) ни перед чем не остановится, его ничто не остановит. Сравнение с Наумом Смех – злость – изумление – желание заставить тестя осознать неправоту. Смелость и случайность. Иван хочет наказать тестя за подлость и трусость, но не может, он бессилен, в доме милиция. «Хотел папаню твоего проучить. Как надо человеком быть, «…чтоб человеком был». Он хотел сказать: «Это же не человек!» Нет. Он говорит: «Учить я тебя все равно буду». Нет, он всегда прав, виноваты другие. Милиционер В деревне Наума хорошо знают, не любят. Рассказ о совести. Открытый финал Умение быть человеком, иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации. |