Урок по литературе для 5 класса по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Урок по литературе для 5 класса по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Данный урок литературы по произведению Л.Н.Толстого предназначен для учащихся 5 класса.
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
Урок направлен на обучение учащихся созданию художественного образа, развитие умения сравнивать литературных героев, развитие речевой деятельности учащихся, их воображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе для 5 класса по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Медногорска»
Урок по литературе для 5 класса
по произведению Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Выполнила: И.В.Бритвина,
учитель русского языка и литературы
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления
Ход урока:
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Домашнее задание – составить план рассказа
Мотивация учебной деятельности
1. Работа над эпиграфом
- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
- Прочитайте эпиграф.
- Почему война не сказка?
- Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
4. Работа по новой теме
а). Приемы составления характеристики героев
- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
( портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев:
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
- характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I. Портрет
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II. «Говорящая» фамилия
- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
- Какой наш герой? (слабый).
III. Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
- Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
V. Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Значимость темы
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;