Урок на тему "Т.Шевченко. Топор был за дверью у господа-бога..."
Урок на тему "Т.Шевченко. Топор был за дверью у господа-бога..."
Биография и творчество украинского поэта и художника Т.Г.Шевченко тесно связана с жизнью казахского народа. Очень интересно для детей-казахов познакомиться со стихотворением "Топор был за дверью у господа-бога.", связанном с восстанием Кенесары-хана. Также интересно увидеть детям рисунки Тараса-художника, изображающие казахов и жизнь казахов, природу Приаралья.
Урок проводился в форме исследования, 4 группы рассказывали о жизненном пути поэта, его творчестве, картинах, изучали его произведения, вспоминали историю восстания хана Кенесары.
Урок имел огромное воспитательное значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, патриотические
чувства.
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: нестандартный, урок - исследование
Методы и приёмы урока: объяснительно - иллюстративный, беседа,
самостоятельная работа, репродуктивный,
составление ассоциативного ряда.
Форма работ на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая
работа.
Межпредметная связь: живопись, история
Наглядность: слайды
ТСО: мультимедийный проектор
План урока.
Организационный момент. Определение готовности к уроку,
приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
Переход к новой теме.
● Вступительное слово учителя. Знакомство с группами.
III.Новая тема. Т.Г.Шевченко. «Топор был за дверью у господа –
бога…».
● Объявление цели урока.
● Выступления биографов.
● Выступления искусствоведов.
● Выступления литературоведов.
IV. Анализ стихотворения «Топор был за дверью у господа - бога…».
● Выступления историков.
● Словарная работа. Беда-кара – наказания
Мерк – постепенно утрачивал блеск
Ковыль – селеу
Дуброва (дубрава) - лес
Поросль – молодые побеги растений
● Чтение стихотворения учителем.
● Чтение стихотворения учениками.
● Анализ стихотворения.
- В каких строчках стихотворения поэт нарисовал широкий размах восстания?
- В каких строках поэт выразил сочувствие по поводу поражения восставших?
-Что символизирует одинокое дерево?
Вопрос историкам: Найдите исторические совпадения в стихотворении с восстанием Кенесары.
Вопрос литературоведам: Найдите сравнения, олицетворения, эпитеты.
Вопрос биографам: Почему восстание Кенесары заинтересовалоШевченко?
Вопрос искусствоведам: Какое древнее казахское верование нашло отражение в заключительных строках стихотворения?
● Проблемный вопрос: Сбылись ли мечты Т.Шевченко?
● Чтение стихотворения «Завещание».
V. Подведение итогов урока.
● Работа по таблице.
● Составление ассоциативной цепочки – характеристики Т.Шевченко.
VІ.Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения «Топор был за дверью у господа - бога…».
Написать эссе на темы «Казахстан сегодня», «Каким я вижу Казахстан в будущем», «Сбылись ли мечты Т.Шевченко?».
VІI. Комментирование и выставление оценок.
Ход урока.
Организационный момент. Определение готовности к уроку,
приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
Переход к новой теме.
● Вступительное слово учителя. Знакомство с группами.
III.Новая тема. Т.Г.Шевченко. «Топор был за дверью у господа –
бога…».
● Объявление цели урока.
● Выступления биографов.
Т.Шевченко – поэт, художник, революционер, мыслитель, символ народной Украины. Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Черкасская область) в семье Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта.
Через два года родители Тараса переселились в село Кирилловка, где он провёл всё детство. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. Она относилась к Тарасу сурово.
В 1825 году, когда Шевченко шёл 12-й год, умер его отец. С этого времени начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка. Одно время Шевченко был пастухом овец, затем служил у местного священника. В школе учителя-дьячка Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, с 1829 года, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта, сначала в роли поварёнка, затем казачка в Вильнюсе.
Заметив способности Тараса в рисовании, Энгельгардт решил сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» В. Ширяеву.
Весной 1838 года друзья выкупили талантливого юношу из неволи. Друг Жуковский разыграл свой портрет в частной лотерее за две с половиной тысяч рублей, и этой ценой была куплена его свобода 22 апреля 1838 года.
Пребывание в Оренбургском крае.
В 1846 году Шевченко вступил в тайное общество, и по доносу участники этого кружка были арестованы и понесли разные кары, причём больше всего досталось Шевченко за его нелегальные стихотворения: он был направлен рядовым, на военную службу, в Оренбургский край (территория современных Оренбургской области (Россия) и Мангистауской области Казахстана) без указания срока службы, Царь Николай I собственноручно дописал: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».
Запрещение рисовать не было снято до самого его освобождения. Некоторое утешение дало ему участие в экспедиции по изучению Аральского моря в 1848 и 1849 годах в качестве художника; Шевченко позволено было рисовать виды Аральского побережья и местные народные типы. Возвращаясь с Арала осенью 1849 год, Шевченко писал:
Прощай же, Кос-Арал убогий!
Два года злую грусть мою
Ты все же развлекал умело…
Прощай, мой друг! Твоей земли
Не славлю я , не проклинаю.
Быть может, вновь тоску узнаю,
Изведанную в этом крае,
Но от него уже вдали…
Альбомы Шевченко вошли в отчет экспедиции. Один из альбомов был отправлен царю. Но Николай I, сильно рассерженный нарушением запрета рисовать, приказал перевести поэта в ещё более тяжелое место ссылки - в новую пустынную трущобу, Новопетровское (полуостров Мангышлак), с повторением воспрещения рисовать.
Шевченко находился в Новопетровском 7 лет, то есть до своего освобождения, в 1857 году. Вместе с участниками экспедиции Шевченко прошагал в 40-градусную жару несколько сот километров, он без устали рисовал. Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией.
Петербургский период.
Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году после смерти Николая 1. Шевченко вернулся в Петербург и здесь на свободе предался поэзии и искусству. Тяжёлые годы ссылки привели к быстрому ослаблению здоровья и таланта. Попытка устроить ему семейный очаг не имели успеха.
Жизнь Шевченко этого времени хорошо известна по его «Дневнику». Шевченко вел личный дневник на русском языке. В 1859 году Шевченко побывал на родине. Тут у него возникла мысль купить себе усадьбу над Днепром. Было выбрано красивое место под Каневом. Шевченко усиленно хлопотал о приобретении, но поселиться тут ему не пришлось.Из сорока семи лет своей жизни он провел на свободе только 13 лет.
● Выступления искусствоведов.
Единственная сохранившаяся написанная маслом картина академического периода - «Катерина», 1842 год. Картина создана на тему одноимённой поэмы Шевченко. Художник стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. Катерина была обманута офицером и оставлена с ребенком на руках, затем она покончила жизнь самоубийством.
Несмотря ни на какие запреты, преследования и отсутствие элементарных условий для работы художника, Шевченко в течение 10-летнего пребывания в Казахстане сделал бесчисленное множество рисунков.
Некоторые свои рисунки Шевченко с риском для себя посылал своим друзьям. Поэтому часть его рисунков попала в Польшу и Литву.
В 1865 году в Париже был напечатан альбом, под названием: Жизнь киргизских степей. Очерки, повести и рассказы. Текст и иллюстрации Бронислава Залесского, бывшего студента Дерптского университета, в 1848 году по приговору военного суда был выслан в Оренбург в качестве солдата. Здесь он сблизился с Шевченко, помогал ему обрабатывать материалы экспедиции на Аральском море.
Первое, что взволновало путешественников, был пожар в степи. Собственно, это был пал, огонь, пущенный казахами-кочевниками, чтобы сжечь сухой прошлогодний ковыль и дать возможность расти новому, свежему. По желанию генерала Шрейбера он воспроизвел это зрелище на акварельной картине.
«Пожар в степи» – первый рисунок во время Аральской экспедиции.
Эта знаменитая картина, подаренная автором начальнику экспедиционного транспорта генерал-майору Шренберу Ивану Петровичу, к счастью, дошла до нас и ныне хранится в Киеве.
В рисунках Шевченко мы не видим ни одного образа праздного человека. Казахов рисует он во время работы. При этом, чем напряженнее процесс труда, тем красивее человек.
«Пастух»
или «Киргиз на коне среди песчаной пустыни». Сепия, 1850 г.
Перед нами типичный трудящийся казах, которого условно назвали пастухом. Пастух принял позу отдыхающего. На макушке платок, предохраняющий бритую голову от солнцепека. Плечи пастуха облекает домодельный, вязанный из шерсти костюм. Пастух смотрит издали на двух встретившихся в степи всадников. Бескрайняя, широкая степь. Ясный дневной свет. В картине масса воздуха.
«В юрте»
1850 г. Показана часть кибитки. В центре на полу сидит высокий, стройный, сильный мужчина. В руках он держит весьма увесистый деревянный пест, которым толчет тары в грубой деревянной чашке. Красиво его сильное, упругое тело. Черты лица мягкие. Нос небольшой, ровный, красивый... На втором плане — молодая красивая женщина помешивает поджариваемое в плоском котле просо. На голове у нее сшитый из легкой белой материи нижний головной убор (кимешек), а сверху голова обвита большим платком (жаулык); тело ее облегает длинный легкий кафтан (шапан). Прекрасны, сильны, молоды эти люди в юрте.
«Байгуши, или киргизские нищие дети»
«Автопортрет с детьми киргизами»;
В просвете открытой двери стоят дети-казахи, просящие милостыню Казахских семейств, доведенных до нищеты, были десятки тысяч; но на картинах Шевченко взрослые нищие-казахи не встречаются. Шевченко всю жизнь волновала и нашла отражение в его стихах и картинах судьба сироты-подростка, нищенствующего или батрачащего:
Мальчишку встречу, одинок Как с ветки сорванный листок. Сидит он, прислонившись к тыну,
Одетый в рваную холстину, - И мнится мне, что это я, Что это молодость моя!
В картинах Шевченко не нашли места ни ханы, ни султаны, ни баи, ни бии. Он изображал бедноту. В своих рисунках Шевченко не стремится вызвать жалость и сочувствие со стороны угнетателей; напротив, его рисунки своим внутренним содержанием вызывают гнев, социальный протест, чувство справедливой мести за нищенство, за социальное и национальное бесправие.
«Джангиз-агач»
В мае 1848 года по пути из Орска в Аральское море Шевченко, видел степной пожар, а через два дня встретил одинокое дерево в степи, которое, местное население называло аулья-агач (святое дерево). Кстати, в Актюбинской области, до сих пор сохранилось одно старое дерево в степи, которое местное население называет шевченковским.
● Выступления литературоведов.
Годы 1840—1847 — лучшие в жизни Шевченко. В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли «Гайдамаки» — самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника. В первой половине 1840-х годов вышли «Перебендя», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка» — крупные художественные произведения.
Его стихи, повести и рассказы на русском языке уникально сильны в художественном отношении. Вся литературная сила Шевченко — в его «Кобзаре». По внешнему объёму «Кобзарь» не велик, но по внутреннему содержанию это памятник сложный и богатый: это украинский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду с этим не угасшие воспоминания о казацкой вольности.
В «Кобзаре» отразились киевские святыни, запорожская степная жизнь, идиллия украинского крестьянского быта.
Шевченко любил Пушкина, знал многие его стихотворения наизусть. Заметно влияние «Братьев разбойников» на «Варнака», влияние «Египетских ночей», «Редеет облаков летучая гряда».
IV. Анализ стихотворения «Топор был за дверью у господа - бога…». Стихотворение посвящено восстанию Кенесары Касымова.
● Выступления историков.
Топор – символ восстания.
Косьба косовица – символ войны, восстания.
● Словарная работа.
Кобза - украинский национальный инструмент
Кобзарь – украинский народный певец, играющий на кобзе
Кайсак – казах
Беда-кара – наказания
Мерк – постепенно утрачивал блеск
Ковыль – селеу
Дуброва (дубрава) - лес
Поросль – молодые побеги растений
● Чтение стихотворения учителем.
● Чтение стихотворения учениками.
● Анализ стихотворения.
- В каких строчках стихотворения поэт нарисовал широкий размах восстания?
- В каких строках поэт выразил сочувствие по поводу поражения восставших?
- Что символизирует одинокое дерево?
Вопрос историкам: Найдите исторические совпадения в стихотворении с восстанием Кенесары. (Широкий масштаб восстания, жестоко подавлено, память об этом восстании).
Вопрос литературоведам. Найдите сравнения, олицетворения в стихотворении.
Вопрос биографам: Почему восстание Кенесары заинтересовало Шевченко?
Вопрос искусствоведам: Какое древнее казахское верование нашло отражение в заключительных строках стихотворения?