kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "М.Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель: Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы.
  • Задачи: Познакомить учащихся с понятием «ода», с теорией «трёх штилей».
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения оды.
  • Пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.
  • Оборудование: Презентация к уроку.
  • Ход урока: I. Организационный момент.
  • II. Определение темы урока.
  • Слово учителя.
  • Ребята, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого учёного, поэта-новатора, писателя 18 века М.В. Ломоносова, узнаем его теорию «трёх штилей», познакомимся с одами.
  • III. Изложение нового материала. 1) Работа с текстом.
  • Беседа по прочитанному материалу.
  • - В чём необычность курса обучения, пройденного Ломоносовым?
  • - Что такое теория «трёх штилей»?
  • 2) Запись в тетрадях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "М.Ломоносов"»

Урок русской литературы в 8 классе.

  • Тема: М.В.Ломоносов. Оды.

  • Цель: Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы.

  • Задачи: Познакомить учащихся с понятием «ода», с теорией «трёх штилей».

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения оды.

  • Пробуждать интерес учащихся к литературе и истории России 18 века.

  • Оборудование: Презентация к уроку.

  • Ход урока: I. Организационный момент.

  • II. Определение темы урока.

  • Слово учителя.

  • Ребята, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого учёного, поэта-новатора, писателя 18 века М.В. Ломоносова, узнаем его теорию «трёх штилей», познакомимся с одами.

  • III. Изложение нового материала. 1) Работа с текстом.

  • Беседа по прочитанному материалу.

  • - В чём необычность курса обучения, пройденного Ломоносовым?

  • - Что такое теория «трёх штилей»?

  • 2) Запись в тетрадях.

    «высокий»

    «средний»

    «низкий»

    церковно-славянские слова и русские

    русские слова с примесью церковно-славянских

    русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

    героические поэмы, оды, трагедии

    драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

    комедии, эпиграммы, песни, басни

  • 3) Чтение отрывков из произведений Ломоносова.

  • Учитель читает текст, комментирует, чтение сопровождается пояснениями с информационных карточек, по которым подготовлены ученики.

  • А) « К статуе Петра»

  • Информационная карточка № 1.

  • Фигура Петра 1 всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благо России. Он ценит в царе то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки»( о том, как Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу), так же Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру 1, поэт наделяет императора такими эпитетами, как «премудрый герой», « Отечества отец». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746,когда была сооружена статуя царя.

  • Словарь.

  • Зрак- образ,облик; изображение,картина.

  • Задание:

  • -кратко перескажите содержание отрывка прозой.

  • -найдите и выпишите слова,относящиеся к «высокому штилю»

  • (воздвигла, россы, гласит, сей град) и цель их использования.

  • Б) « Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

  • В словаре ученики находят определение оды, записывают его.

  • Ода - торжественное стихотворное произведение.

  • Информационная карточка №2.

  • В ноябре 1741г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя - Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил также Ломоносов.

  • Информационная карточка №3.

  • Ода - наиболее важный жанр в литературе 18 века. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов. Так и «Ода на восшествия…»- не столько прославление Елизаветы, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца – Петра 1.

  • Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

  • Учитель читает отрывок.

  • Словарь.

  • Невтонов-Ньютонов, раченье- усердие, от недр из глубин.

  • Задание.

  • 1.Ответьте на вопросы.

  • - К кому обращается автор в первых строках отрывка ? ( К молодым соотечественникам)

  • -К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих учёных, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра).

  • 2. Найдите слова, принадлежащие к « высокому стилю». ( Отечество, благословенны, ободрены, отраду.)

  • IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы учащихся.

  • V. Домашнее задание.

  • -Прочитать « Оду на день восшествия…» полностью.

  • -Подготовить выразительное чтение одного из отрывков.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему: "М.Ломоносов"

Автор: Корякова Раиса Леонидовна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства