Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе «Одной лишь думы власть…» (очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова) с применением стратегии «критическое мышление»»
Алматинская область
Каратальский район
КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»
Липаева Елена Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 9 классе
«Одной лишь думы власть…»
(очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова)
с применением стратегии «критическое мышление»
Цель:- дать более полное представление о личности поэта;
- показать закономерность его трагической судьбы в царской России;
- добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: — портрет М. Лермонтова ,презентация. видеофильмы
- музыка (романсы на стихи Лермонтова);
Эпиграф урока.
Представить себе нельзя,
до какой высоты этот человек
поднялся бы, если бы не
погиб двадцати семи лет.
И. Бунин
Ход урока
1. Орг. момент.
Деление класса на группы.(поэт, прозаик ,художник).
2. Психологический настрой:
-Здравствуйте.
Слово какое чудесное.
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте.
Скажем мы новому дню.
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям.
Здоровья пожелаем всем и всему.
I. Стадия вызова.
1. Прослушивание романса »Молитва»
2. Вступительное слово учителя (на фоне музыки).
Звёздная ночь… Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.
В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.
Прослушивание романса на стихи Лермонтова « Выхожу один я на дорогу…»
Слово учителя.
26 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 26 лет земной жизни — и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.
3. Определение темы, целей урока.
Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.
II. Стадия осмысления.
1. – Какие произведения Лермонтова вы знаете? («Бородино», «Мцыри», «Демон», «Тучи», «Прощай, немытая Россия», «Песня про купца Калашникова», «Беглец»).
2 .Преемник Пушкина
Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят
Рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.
Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин- весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.
Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.
3. Упражнение «Луч времени»(каждая группа на луче отмечает хронологию жизни поэта)
1). Детство
2.)Учеба в Москве и Петербурге.
3). Начало творчества
4). Внезапная слава
.
5.)Кавказ в жизни поэта.
6 )1839 год- время триумфа.
7 )Вторая ссылка
8). Дуэль и смерть
.
III. Стадия осмысления.
1Просмотр видеофильма »Слава и смерть»
2Составление кластера «Мой Лермонтов»
(на фоне музыки)
3Анализ стихотворений
1группа- »Жалобы турка»
2группа- » Нет, я не Байрон»
3группа-»Тучи»
IVСтадия размышления .
1. Было ли у поэта личное счастье? Почему во всех его произведениях звучит тема одиночества?
2.Просмотр видеофильма «Любовь и свет»
3. Итог урока
Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года- жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение- отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.
V. Рефлексия
Эссе
Какая черта Лермонтова, по- вашему, главная? Каким вы представляете себе поэта?
(ответы учащихся)
VI.Домашнее задание. Проанализировать одно из стихотворений Лермонтова