Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по теме : « По страницам повести Н.В.Гоголя «Шинель».»
Творческая работа на городской конкурс методических разработок «Живое слово». Урок литературы в 8 классе по теме : «По страницам повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Выполнила : Потыльчак В.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №27» г.Череповца
Урок литературы в 8 классе по теме : « По страницам повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Цель:
осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания;
стремиться к постижению учащимися художественных приёмов, которые помогают понять смысл произведения;
учить воспринимать мир чувств и переживаний героев;
побудить учащихся заглянуть в свой духовный мир;
помочь учащимся понять автора, а с его помощью нашу жизнь и самих себя.
Оформление урока (на доске):
Портрет Н.В.Гоголя.
Иллюстрации учащихся к повести «Шинель».
Эпиграфы к уроку:
« Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих…» (И.С.Тургенев). « Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М.Достоевский).
План изучения темы:
1). Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека».
2). Сцена у генерала – идейная кульминация повести.
3). «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа.
4). О заключительной – фантастической части произведения.
5). Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.
Ход урока:
Организационный момент (1-2 минуты). . Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя (4мин.) . . «Гоголем нельзя начитаться… Перечитывать Гоголя – удовольствие ещё большее, чем читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносить вслух. Речь идёт не о какой – нибудь подобной стихам «птице – тройке» , а о самых «обыкновенных» страницах «Тараса Бульбы», «Невского проспекта», «Шинели» – так считал известный литературовед И.Андроников. . . Тема нашего урока – повесть «Шинель». «Лучшее, что вы написали» – так оценил повесть В.Г.Белинский. А.И.Герцен же назвал ее «колоссальным» произведением. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», - сказал Ф.М.Достоевский, – я , может быть, и Тургенев. Впрочем, это не так уж важно. Ибо мы – русская литература». – Почему же «мы» – русская литература – вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя? – Чем же так удивительна эта повесть, что оказала влияние на всю последующую русскую литературу? . – Какова её тема, основные проблемы, её герои и какова же их роль в раскрытии авторского замысла? . – На нашем уроке мы постараемся ответить на эти вопросы. У нас в классе присутствуют три группы «литературоведов» и группа «художников». Первые две группы осмысливали роль главных образов повести: Акакия Акакиевича Башмачкина и «значительного лица» в раскрытии авторского замысла. Третья группа исследовала значение фантастики в повести. Группа художников свои впечатления и своё понимание героев выразила средствами изобразительного искусства. . . . . . А сейчас обратите внимание на второй эпиграф к уроку: «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев). . . Мы постараемся не только постигнуть смысл повести Гоголя, проникнуть в духовный мир её героев, но и заглянуть в свой духовный мир. Сумеем ли мы так перечитать Гоголя, чтобы он «открыл нам нас самих»? . . .
Итак, слово первой группе: рассказ о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине. Какие художественные приёмы использует автор для создания образа «маленького человека»?
Содержание урока (37 мин). . . 1.Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека».. Выступление первой группы «литературоведов» (проверка д/з). . Задание 1-й группе : перечитать текст повести.
– Подумать над вопросом: какие художественные приёмы использует автор для создания образа Акакия Акакиевича? Обратите внимание на портрет, речь , должность, отношение к нему других людей, черты характера, отношение автора.
Вопросы других групп первой группе (Примеры вопросов , составленных учащимися:
– Имена и фамилии у Гоголя всегда значимы. Имя Акакий означает «незлобивый». Каково , по вашему мнению, значение фамилии героя в раскрытии авторского замысла?)
Обобщение учащихся.
2. Сцена у генерала – идейная кульминация повести.
Сообщение 1-й группы (д/з).
Обобщение учителя.
– Здесь с наибольшей силой показана трагедия «маленького человека».
Инсценирование (эпизод «На приёме у генерала»).
3. «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа.
Выступление второй группы «литературоведов» (д/з).
Задание 2-й группе: осмыслить роль «значительного лица» в повести; назвать приёмы изображения персонажа. . Вопрос: кто же виноват в смерти Акакия Акакиевича?
Вопросы других групп.
Обобщение учителя.
– В смерти главного героя виновен бездушный, жестокий порядок, строй, основанный на опеке, строгости, бесчеловечности. Бесчеловечность порождается социальною системою, при которой человек может быть в положении мухи, ничтожество может распоряжаться человеческими судьбами, а доброта не предусмотрена служебными отношениями. Не то, что у Акакия Акакиевича отобрали шинель, является предметом исследования – содержание повести в том, что у Акакия Акакиевича отобрали жизнь.
О заключительной – фантастической части произведения. .Выступление третьей группы «литературоведов»( д/з).
– Казалось бы, история закончена. Но Гоголь преподносит читателю ещё одну неожиданность. Он рассказывает о мертвеце, который искал по ночам свою шинель и потому сдирал шинели со всех встречных, не разбирая чины и звания.
Задание 3-й группе: подготовить ответы на следующие вопросы:
– С какой целью в реальное повествование включается фантастика? Что означает действия призрака? Почему автор не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами?
Вопросы других групп.
Обобщение учителя.
– Какова же роль фантастики в повести?
Фантастическое окончание повести призвано показать такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые не могли проявиться раньше, в реалистической части повествования. Гоголь хочет пробудить мысль, что смирение не может быть бесконечным. Оскорблённая человечность мстит за себя. В посмертном бунте приглушённо Гоголь показал протест существа, раздавленного чёрствым бездушием бюрократической системы.
Вы должны не только выразить средствами изобразительного искусства , но и объяснить свои впечатления и понимание героев.
Вопросы других групп ( К примеру, как вы думаете, почему Гоголь для изображения событий, происшедших в повести, выбрал именно это время года – зиму?»)
Беседа с классом:
– Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? Какова тема этой повести? Главная мысль?
Ответы учеников.
Обобщение учителя.
– Слова «Я брат твой…» знаменовали утверждение ценности героической личности, призыв увидеть её под внешней униженностью и духовной неразвитостью человека, стать на защиту человека.
«Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Недаром Герцен назвал эту повесть «колоссальным» произведением. . . Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Именно повесть «Шинель» положила начало этому направлению. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении униженных и оскорблённых.
Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Гоголь и Пушкин.
Доклад ученика(д/з).
Итог урока (3 мин). . – Какие мысли и чувства вызвала у вас эта повесть?
Задание на дом: написать сочинение-миниатюру , используя в качестве заголовка слова И.С.Тургенева. «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».
Литература.
Гус М.С. Живая Россия и «Мёртвые души», - М.: Сов.писатель, 1981.
Добин Е.С. История девяти сюжетов. – Л.: Дет. литература, 1980.
Калчанова Т.А. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». IXкласс. Рабочие материалы для учителя //Литература в школе. – 1198. – №5. – с. 107 – 112.
Кудрявцев О.А. Петербургские повести Гоголя//Гоголь в школе. – М., 1954.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1979. – с.171 – 173.
Русские писатели. XIX век: библиографический словарь. – Ч. 1: А – Л. – М. : Просвещение, 1996. – с. 168 – 170.
Турбин В.Н. Герои Гоголя : кн. для уч-ся. – М.: просвещение, 1983.