урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"
Урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"
Урок литературы в 8 классе на тему:
«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения
творчества русских и западноевропейских поэтов»
Цель: осмысление значения персидско-таджикской литературы в творчестве русских и западноевропейских поэтов; формирование понятий «рубаи», «газели»; развитие коммуникативной культуры.
Классическая литература Древней Персии давно и широко представлена русскому читателю. Отметим лишь, что основную роль в развитии и совершенствовании литературы на языке фарси играли представители народов, говоривших на этом языке, – персов и таджиков. Вот почему эту литературу по справедливости называют персидско-таджикской. Лучшие поэты Х-ХV веков щедро и вдохновенно делились жемчужинами мудрости. Ярчайшие таланты вносили, каждый свой индивидуальный, неповторимый гениальный вклад в литературный язык и основные литературные жанры – эпос и лирику, их формы, которые имеют следующие называния: рубаи, газель, касыда, маснави и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"»
Урок литературы в 8 классе на тему:
«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения
творчества русских и западноевропейских поэтов»
Цель: осмысление значения персидско-таджикской литературы в творчестве русских и западноевропейских поэтов; формирование понятий «рубаи», «газели»; развитие коммуникативной культуры.
Методы и приемы: словесные (объяснительно-иллюстративный, сообщения учащихся), практические (выборочное конспектирование)
– Какова тема данных высказываний? (Автор восхваляет человеческие знания и воспитание)
– Актуальны ли эти слова, написанные в 10 веке поэтом Фирдоуси, в современном мире?
– Восток издавна пленял путешественников своей природой, самобытной культурой, богатством и … какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.
Многие называют Восток мудрым, многие коварным, многие прекрасным. Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.
Вступительное слово учителя.
Классическая литература Древней Персии давно и широко представлена русскому читателю. Отметим лишь, что основную роль в развитии и совершенствовании литературы на языке фарси играли представители народов, говоривших на этом языке, – персов и таджиков. Вот почему эту литературу по справедливости называют персидско-таджикской. Лучшие поэты Х-ХV веков щедро и вдохновенно делились жемчужинами мудрости. Ярчайшие таланты вносили, каждый свой индивидуальный, неповторимый гениальный вклад в литературный язык и основные литературные жанры – эпос и лирику, их формы, которые имеют следующие называния: рубаи, газель, касыда, маснави и другие.
Фирдоуси (940-1025), автор эпической поэмы “Шах-наме”, призывал народ на борьбу против иноземного господства, воспевал героизм защитников родины, борцов против угнетения. Омар Хайям (1040-1123) в своих четверостишиях провозгласил гимн разуму, познанию природы и жизни общества, боролся с лицемерием власть имущих. Героико-романтическая поэзия Низами(ок.1141-1209) на протяжении последующих веков продолжала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла молодых поэтов, писателей, драматургов, пытавшихся подражать ему. Хафиз (ум.в 1389 г.) дал миру газели, в которых утонченная лирика сочеталась с идеями жизнеутверждающего гуманизма.
Реализация д/з.
Сообщения подготовленных учащихся. Краткий конспект по выступлениям учеников.
Познакомимся с одним из лучших поэтов Востока – Омаром Хайямом
Полное имя при рождении Гиясаддин Абу ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури (слайды 18-25)
Его философия – это гимн человеку и человечеству.
Рубаи – четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся без рифмы.
Рубаи в краткой форме выражает законченную мысль.
Хайям сумел расширить и обогатить народную песенную форму этих четверостиший глубиной, невозможной способностью разговаривать с самим Богом на мировоззренческие темы, используя всего четыре строчки!
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф – азербайджанский поэт и мыслитель. (слайды 26-30)
Поэма «Лейли и Меджнун» (пересказ)
ХаджаШамс ад-Дин Мухаммад Хафиз Ширази(1326 -1389/90 гг.) - персидский поэт
(слайды 31-36)
Газель получила развитие как нежный лирический жанр. Такого вида поэзия была необычайно близка к музыке и, в основном исполнялась в сопровождении мелодии.
Домашнее задание.
Выучите наизусть понравившиеся вам рубаи;
2) Индив. задания: А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…»;
И.-В. Гете. «Западно-восточный диван»
А.Фет. Переводы газелей Хафиза
Д.Кедрин «Приданое»
Рефлексия
Прием sms-сообщение
Самым интересным сегодня для меня было ______________________________________
Самым неинтересным для меня было ______________________________________
Самым неожиданным для меня было ______________________________________
Самым полезным для меня было ______________________________________
Самым бесполезным для меня было ______________________________________