kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе на тему:

«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения

творчества русских и западноевропейских поэтов»

Цель: осмысление значения персидско-таджикской литературы в творчестве русских и западноевропейских поэтов; формирование понятий «рубаи», «газели»; развитие коммуникативной культуры.

Классическая литература Древней Персии давно и широко представлена русскому читателю. Отметим лишь, что основную роль в развитии и совершенствовании литературы на языке фарси играли представители народов, говоривших на этом языке, – персов и таджиков. Вот почему эту литературу по справедливости называют персидско-таджикской. Лучшие поэты Х-ХV веков щедро и вдохновенно делились жемчужинами мудрости. Ярчайшие таланты вносили, каждый свой индивидуальный, неповторимый гениальный вклад в литературный язык и основные литературные жанры – эпос и лирику, их формы, которые имеют следующие называния: рубаи, газель, касыда, маснави и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"»

Урок литературы в 8 классе на тему:

«Персидско-таджикская литература как источник вдохновения

творчества русских и западноевропейских поэтов»


Цель: осмысление значения персидско-таджикской литературы в творчестве русских и западноевропейских поэтов; формирование понятий «рубаи», «газели»; развитие коммуникативной культуры.

Методы и приемы: словесные (объяснительно-иллюстративный, сообщения учащихся), практические (выборочное конспектирование)

Средства: выставка книг «Поэзия Востока», Омар Хайям «Рубаи», Низами «Пять поэм», презентация


Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Введение в замысел урока.


Высказывания на доске:


Познанье выше имени и званья,

И выше свойств врожденных – воспитанье.

Коль в воспитанье сил не обретут,

Врожденные достоинства замрут.


...О личном благородстве всяк болтает;

Лишь светоч знанья душу украшает.

(Фирдоуси)


– Какова тема данных высказываний? (Автор восхваляет человеческие знания и воспитание)

– Актуальны ли эти слова, написанные в 10 веке поэтом Фирдоуси, в современном мире?

– Восток издавна пленял путешественников своей природой, самобытной культурой, богатством и … какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, многие коварным, многие прекрасным. Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.


  1. Вступительное слово учителя.

Классическая литература Древней Персии давно и широко представлена русскому читателю. Отметим лишь, что основную роль в развитии и совершенствовании литературы на языке фарси играли представители народов, говоривших на этом языке, – персов и таджиков. Вот почему эту литературу по справедливости называют персидско-таджикской. Лучшие поэты Х-ХV веков щедро и вдохновенно делились жемчужинами мудрости. Ярчайшие таланты вносили, каждый свой индивидуальный, неповторимый гениальный вклад в литературный язык и основные литературные жанры – эпос и лирику, их формы, которые имеют следующие называния: рубаи, газель, касыда, маснави и другие.

Фирдоуси (940-1025), автор эпической поэмы “Шах-наме”, призывал народ на борьбу против иноземного господства, воспевал героизм защитников родины, борцов против угнетения. Омар Хайям (1040-1123) в своих четверостишиях провозгласил гимн разуму, познанию природы и жизни общества, боролся с лицемерием власть имущих. Героико-романтическая поэзия Низами (ок.1141-1209) на протяжении последующих веков продолжала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла молодых поэтов, писателей, драматургов, пытавшихся подражать ему. Хафиз (ум.в 1389 г.) дал миру газели, в которых утонченная лирика сочеталась с идеями жизнеутверждающего гуманизма.



  1. Реализация д/з.

Сообщения подготовленных учащихся. Краткий конспект по выступлениям учеников.

Презентация:

  1. Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси. «Шах-Наме»

(слайды 1-17)

«Рустам и Сухраб» (пересказ)


  1. Познакомимся с одним из лучших поэтов Востока – Омаром Хайямом

Полное имя при рождении Гиясаддин Абу ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури (слайды 18-25)

Его философия – это гимн человеку и человечеству.

Рубаи – четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся без рифмы.

Рубаи в краткой форме выражает законченную мысль.

Хайям сумел расширить и обогатить народную песенную форму этих четверостиший глубиной, невозможной способностью разговаривать с самим Богом на мировоззренческие темы, используя всего четыре строчки!


  1. Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф – азербайджанский поэт и мыслитель. (слайды 26-30)

Поэма «Лейли и Меджнун» (пересказ)


  1. Хаджа Шамс ад-Дин Мухаммад Хафиз Ширази (1326 -1389/90 гг.)  -  персидский  поэт

(слайды 31-36)

Газель получила развитие как нежный лирический жанр. Такого вида поэзия была необычайно близка к музыке и, в основном исполнялась в сопровождении мелодии.


  1. Домашнее задание.

    1. Выучите наизусть понравившиеся вам рубаи;

2) Индив. задания: А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…»;

И.-В. Гете. «Западно-восточный диван»

А.Фет. Переводы газелей Хафиза

Д.Кедрин «Приданое»


  1. Рефлексия


Прием sms-сообщение

  • Самым интересным сегодня для меня было ______________________________________

  • Самым неинтересным для меня было ______________________________________

  • Самым неожиданным для меня было ______________________________________

  • Самым полезным для меня было ______________________________________

  • Самым бесполезным для меня было ______________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок литературы в 8 классе по теме "Персидско-таджикская литература"

Автор: Сметанкина Валентина Анатольевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства