Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение).Что делает человека сильным?По рассказу В.Белова «Скворцы»
Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение).Что делает человека сильным?По рассказу В.Белова «Скворцы»
Цель данного урока:
через мысли, чувства, ассоциации вести учащихся к пониманию идеи рассказа; учить творчески работать в группах; формировать коммуникативные умения.
На уроке мы попробуем не просто ответить на вопрос, заявленный в теме урока, а попытаемся смастерить урок. Мастера-художники, используя семь основных цветов, создают удивительные композиции, мастера-композиторы, основываясь на семи нотах.- прекрасные произведения. Мы будем мастерить из слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение).Что делает человека сильным?По рассказу В.Белова «Скворцы»»
Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение)
Что делает человека сильным?
По рассказу В.Белова «Скворцы»
Цели: через мысли, чувства, ассоциации вести учащихся к пониманию идеи рассказа; учить творчески работать в группах; формировать коммуникативные умения.
Оформление и оборудование: выставка детских иллюстраций к рассказу «Скворцы»; запись пьес П.Чайковского из цикла «Времена года», презентация.
Эпиграф:
У нас в краю тебе помогут птицы
Узнать, какие души у людей.
Ход урока-мастерской 1. Индукция
-Какими людьми вам хочется быть – слабыми или сильными?
- А как можно стать сильным?
-Тема нашего урока: « Что делает человека сильным?»
-Запишем в тетрадь. Сегодня на уроке мы попробуем не просто ответить на вопрос, заявленный в теме урока, а попытаемся смастерить урок. Мастера-художники, используя семь основных цветов, создают удивительные композиции, мастера-композиторы, основываясь на семи нотах.- прекрасные произведения. Мы будем мастерить из слов.
Дома вы прочитали рассказ «Скворцы», создали к нему иллюстрации.
Ваши рисунки мы расположили на доске.
Сейчас на слайдах вы увидите свои рисунки. Давайте посмотрим и послушаем музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Март». Мне хотелось бы, чтобы вы услышали в этой композиции песню жаворонка.
2 Самоконструкция
- Главный герой рассказа - Павлуня. Запишите его имя, а рядом ассоциации: какой Павлуня? Это могут быть прилагательные-определения или сочетания слов.
Учащиеся зачитывают ряды слов. Дополняют их теми словами-ассоциациями, которые предложили одноклассники, и делают первый выбор (подчёркивают слово самое значимое в характеристике Павлуни).
3 Социоконструкция.
Ребята, мы с вами будем работать в творческих группах. Мы поделились с учётом ваших пожеланий на 4 группы. Каждая получает задание.
Работа проводится под музыку. Пьеса П.Чайковского «Апрель»
Вопросы и задания:
1 группа.
- Чем занимается Павлуня? Как это характеризует мальчика?
2 группа.
Как относятся к Павлуне родители? Найдите в тексте подтверждение.
3 группа.
Найдите в рассказе описания природы, подготовьте выразительное чтение данных отрывков. Чьими глазами мы видим природу? Как относится к ней герой?
4 группа.
- Как вы понимаете слово природа? Какой она предстает в рассказе?
4. Социализация
Группы озвучивают свои ответы. Учащиеся дополняют ряды слов, характеризующих Павлуню
1 группа: наблюдает за природой( наблюдательный),читает букварь (старательный), мечтает о лете (мечтательный), грустит, вспоминает о случаях из жизни и думает о них (рассудительный) и т.д.
2 группа: родители Павлуни любящие, нежные, заботливые; относятся к сыну с уважением.
3 группа: вместе с Павлуней мы любуемся природой; мальчик относится к ней с любовью и восхищением.
4 группа: природа – это всё, что нас окружает; она живая.
Обобщение:
- Павлуня наблюдает за природой, он умеет любить её, а поскольку природа – это всё, что нас окружает, значит Павлуня любит всё живое, видит живым и любит весь окружающий мир.
Ученики делают второй выбор(подчёркивают слово, самое значимое в характеристике Павлуни; это может быть слово, выбранное в первый раз)
5. Разрыв
В качестве второго индуктора читается кульминационный эпизод рассказа.
- Что же дало Павлуне силы побежать, точнее поковылять. Чтобы попытаться спасти скворцов?
По ходу ответов учащиеся дополняют слова, записанные в тетради (любовь, ответственность, забота, переживание, сострадание, милосердие, и т.д.)
Мастер обращает внимание на слово самоотверженный, толкование которого написано на доске.
Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, героический, благородный.
- Подходит ли это слово для характеристики Павлуни?
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, вынесенный в качестве темы урока? Что же сделало Павлуню сильным? (Любовь, самоотверженность, милосердие и т.д.)
Ученики делают третий выбор.
Учитель читает последний абзац рассказа.
- Почему так грустно заканчивается рассказ?
Павлуня заболел ещё сильнее. Выздоровеет ли он? Скворцы – символ весны, новой жизни – улетели и вряд ли вернуться. Автор как бы говорит нам, что жизнь, в том числе и у добрых людей. Любящих, сильных духом, печальна и трагична. Зачем автор заставляет нас не просто жалеть Павлуню, сочувствовать ему, а страдать от сознания неизбежности трагедии. Что даёт страдание человеческой душе?
Обобщение:
-Страдание очищает душу. Страдая, становясь чище душой, мы вместе с героем рассказа становимся сильнее. Значит сильным человека может сделать сострадание, душевная чистота.
6. Творчество
Звучит пьеса П.Чайковского «Май».
Учащимся предлагаются темы сочинений: «Что я открыл(а) для себя благодаря рассказу В.Белова «Скворцы»?. «Близок ли мне герой рассказа В.Белова «Скворцы?»
В качестве темы сочинения может быть предложено слово, выбранное в четвёртый раз. Ключевыми словами в сочинениях могут выступать записанные ранее слова-ассоциации.
Работы зачитываются вслух. Непрочитанные сочинения Мастер собирает на проверку.
Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят? О чём говорит последнее слово рассказа «завтра»? Надежда! Она остаётся, автор дарит её нам и героям. Мальчик обязательно выздоровеет и скворцы прилетят.
Д\з Написать в тетрадях, каким вы видите продолжение жизни Павлуни?
Обращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?
Я думаю, что лучшим подарком Павлуне будет построенный вами скворечник. Вы знаете, желательно, его построить заранее, т.к. скворцы не любят запах спиленного дерева и свежеструганных досок. Нужно, чтобы скворечник какое-то время полежал. Среди иллюстраций, развешенных на доске, вы обратили внимание на изображение скворечника: сколько сантиметров ширина, длина, диаметр окошечка..
У вас на партах лежат эмблемы нашего урока. «Спешите делать добро». Я бы хотела, чтобы вы положили их в обложку дневника, как напоминание, что человек рождён для того, чтобы делать добро.
7. Рефлексия.
Для того, чтобы осмыслить вашу деятельность на уроке, я предлагаю вам продолжить следующие предложения.
Мне понравилось…
Я запомнил…
Я понял…
Грустно…
Я желаю вам стать сильными духом людьми, чтобы самоотверженность, сострадание и милосердие были основными составляющими вашего характера.