kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина "Женский разговор" " Диалог как средство раскрытия характера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире  ослабла связь поколений,но, к счастью,не исчезла совсем.Старшее поколение более опытно и нравственно.Важно передать эту нравственность  молодым. И очень важно, чтобы молодой человек не оставался наедине со своими проблемами,искаженными представлениями о самых главных вопросах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина "Женский разговор" " Диалог как средство раскрытия характера"»























Урок литературы в 10 классе
по рассказу В. Распутина
«Женский разговор».























Тема «Диалог как средство раскрытия характера.»

Цель урока: постичь через диалог героев идейный пафос всего произведения в целом: его тему, проблемы, характеры героев, позицию автора.

Оборудование к уроку: ИКТ, выставка книг Распутина В.,рассказ «Женский разговор».

Эпиграфы к уроку:

  1. «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия.»

Свт. Иоанн Златоуст.

  1. «Только любовью держится и движется жизнь»

И. С. Тургенев.

3. «Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека спасти можно.»
И. Бродский.

Этапы урока.

  1. Словарная работа.

Маяться – мучиться, страдать, тосковать, терзаться.

Расхлябанный - распущенный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Целомудрие – невинность, непорочность, чистота, воздержание, девственность, телесное и духовное здоровье.

Устои – сложившийся порядок, образ жизни.

Потрата - потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье.

Сневестить - сберечь духовную и телесную чистоту.
Исконная этимология слова «невеста» - девушка, не ведающая порока, греха,блуда.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, совсем скоро вы вступите во взрослую жизнь. И очень важно, кем вы станете в этой жизни. Но, наверное, гораздо важнее, какими людьми будете, какой след оставит каждый из вас на этой земле. «След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, или незримый прочный след в чужой душе на много лет»?

Стать чище, лучше, обрести духовный стержень нам помогают хорошие книги, с героями которых мы спорим, соглашаемся, порой смеемся над ними, ненавидим. И сегодня мы вновь встречаемся с одним из замечательных писателей наших дней В. Распутиным, его рассказом «Женский разговор». Разговор хоть и женский, но я приглашаю к нему и юношей.

Итак, слово о писателе. Каковы истоки творческой биографии

В. Распутина.

  1. Сообщение учащегося. Презентация.

Распутин родился в поселке Усть – Уда, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в деревне Аталанка, которая вошла в книги писателя вместе со своими жителями. В. Распутин говорил, что его детство и творчество немыслимы без влияния Ангары, тайги, Сибири:
«… когда – то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины.» Поэтому писатель так внимателен к судьбам людей, земли, к нравственным проблемам. Рассказ «Женский разговор» - одно из его последних произведений.

  1. Слово учителя.

Тема урока заявлена уже в самом названии – «Женский разговор». Диалог. Стремление быть услышанным, понятым, поиск той истины в себе, того «устоя», той опоры, которая не дает растерять лучшее на жизненной дороге. Отсюда и задачи: через диалог, постичь характер героя, идейный пафос произведения в целом, позицию автора, проблемы, поднятые им.

Герои разговаривают, просто разговаривают. Мы ничего не услышим, если подойдем к нему формально. Нам надо обратить внимание на:

  1. Эмоциональное состояние героев; их возраст; даже темперамент говорящего ; его социальное положение, даже образованность.

  2. Предмет разговора.

  3. Цель разговора.

  4. Перспектива и взаимопонимание.

  5. Особенности речи.

  6. Место диалога в сюжете произведения.

-Подберите синонимы к слову «разговор».
Разговор – беседа, общение, контакт, диалог.

- С какой целью люди вступают в диалог?

-Что нужно, чтобы разговор получился? (Доверие, откровенность и открытость, желание быть понятым).

-Откроем внутренний ритм первой фразы: «В деревне… не по своей доброй воле»

-Бешеный ритм городской жизни сменяется на спокойный деревенский. Значит и разговор будет без суеты и спешки, ведь он в деревне, посреди зимы: «День отстоял… росистый сухой свет.»

- Почему разговор происходит ночью?

- В жизни каких литературных героев были такие ночи?

-Что означает эпитет «женский»? Это разговор женщины или это разговор о чем? (О женской судьбе, о счастье, о любви)

-Почему Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно?

-Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? (Их диалог – это разговор города и деревни, бабушки и внучки, прошлого и настоящего, разговор поколений, автора и читателя, разговор наш с самим собой о достоинстве, женской чести, о моде, о старине, о любви.)

-Чтобы пройти путь поиска правды мы поговорим о героинях рассказа.

Уч-ся:

Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления внучки.

-Почему Вика оказалась в деревне? Второй месяц «мается» у бабушки.

-«Затаенная какая-то девка, тихоомутная…» Дайте психологическую характеристику Вике.

-Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает уснуть?

-С какой интонацией говорит Вика: «Все теперь не так?»

-Есть ли у Вики своя правда, какая она?

-Почему она задает именно эти вопросы?

-Почему в рассказе нет ни слова о маме?

-В чем Вика видит предназначение женщины? Кому стремится подражать?

-Почему поколение Вики бабушка называет «расхлябами»?

-Согласны ли вы с мнением бабушки?

Поворот в разговоре вопрос Вики: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?»

Вика не понимает значение этого слова, а вы? Подберите синонимы к слову целомудрие.

Целомудрие – невинность, чистота, воздержание, девственность, здоровье души и тела.

Антонимы: вседозволенность, развращенность, разнузданность, оскверненность, распущенность.

Уч-ся:

- Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не торопится с ответом?

-Что определяет возраст человека? Почему Наталья говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?

-Почему бабушка с осуждением рассказывает историю Дуси?

-Что с точки зрения Натальи должно сохраниться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?

-Счастье в понимании Натальи. («Да не надо сильнее… Надо любее любой…»)

-Наталья в молодости и старости.
(Работящая, одинокая, суровая, много пережившая, со своей жизненной философией, праведная)

-Как меняется отношение Вики к разговору? (от раздражения, нежелания вести беседу до интереса).

-Прочитайте то место в тексте, где диалог прерывается. Почему? Кто каждый кар возобновляет разговор? Что тянет к бабушке Вику?

Позиция автора.

  1. Какую роль автор отводит пейзажу?

  2. Как автор оценивает две женские «правды»?

  3. Почему автор наделяет Наталью особым языком?

  4. О какой традиции, умершей из современной жизни, жалеет автор?

  5. Почему автор оставляет финал рассказа открытым?

О любви.

  1. Как быть «любее любой…»?

  2. В чем секрет «бабьей породы», способности ее «светить звездочкой, искриночкой»?

  3. Что значит в русской традиции «жить за ним»?

  4. Что оценила, увидела Наталья в Николае своим женским сердцем?

  5. Почему фраза «Во всем белом свете не найду я бабу лучше и добрее, чем ты» звучит как сказочный оборот?

  6. Какой секрет Какой секрет «раненной любви» открывает бабушка внучке? («Это я ему нужна…» Милосердие, забота; жалеть, терпеть, охранять – это и есть любить)

  7. Почему Наталья поднялась в разговоре до высоких философских размышлений об устоях жизни?

  8. К чему нас это подводит? (Текст: « Устою возьми...»)

(Весь ход размышлений Натальи подводит нас к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях сохранения народной культуры, трудолюбии, сохранении материнского предназначения на земле.)

Заключительное слово учителя.

-К чему стремится Наталья в разговоре с внучкой?

-Да, она хочет помочь Вике разобраться в вопросах, на которые ей никто не может ответить. Она ни в чем не укоряет девушку, не терзает наставлениями, а просто любит ее. И мы верим, что доверительный, откровенный разговор, умное слово способны излечить душу. Разве не об этом рассказ и не об этом замечательные стихи Николая Гумилева. Наталья стремится повернуть девушку к свету, к истинной радости. А истинная радость – в чистоте телесной и духовной.

Сегодня мы чувствуем, что ослабла связь поколений. Она ослабла, но не исчезла, к счастью, совсем, если есть разговор поколений. Старшее поколение более опытно и более нравственно. Важно передать эту нравственность молодым. И очень важно, чтобы молодой человек не оставался наедине со своими проблемами, искаженными представлениями о самых главных вопросах.

Время действия рассказа – весна. Это возрождение жизни, природы. Это надежда на возрождение человека. Вернемся к эпиграфу. Иосиф Бродский говорил:

«Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно…»

И может быть, тепло души Натальи сможет не только согреть душу Вики, но и спасти ее. Демонстрация картины Владимира Ткачева

«Извечное.» 2011. Картина символизирует связь поколений.

Домашнее задание по рассказу : написать сочинение «Мои размышления о «Женском разговоре» В. Распутина.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Созаева Джульетта Солтановна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства