Урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина "Женский разговор" " Диалог как средство раскрытия характера"
Урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина "Женский разговор" " Диалог как средство раскрытия характера"
В современном мире ослабла связь поколений,но, к счастью,не исчезла совсем.Старшее поколение более опытно и нравственно.Важно передать эту нравственность молодым. И очень важно, чтобы молодой человек не оставался наедине со своими проблемами,искаженными представлениями о самых главных вопросах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сневестить - сберечь духовную и телесную чистоту. Исконная этимология слова «невеста» - девушка, не ведающая порока, греха,блуда.
Вступительное слово учителя.
Ребята, совсем скоро вы вступите во взрослую жизнь. И очень важно, кем вы станете в этой жизни. Но, наверное, гораздо важнее, какими людьми будете, какой след оставит каждый из вас на этой земле. «След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, или незримый прочный след в чужой душе на много лет»?
Стать чище, лучше, обрести духовный стержень нам помогают хорошие книги, с героями которых мы спорим, соглашаемся, порой смеемся над ними, ненавидим. И сегодня мы вновь встречаемся с одним из замечательных писателей наших дней В. Распутиным, его рассказом «Женский разговор». Разговор хоть и женский, но я приглашаю к нему и юношей.
Итак, слово о писателе. Каковы истоки творческой биографии
В. Распутина.
Сообщение учащегося. Презентация.
Распутин родился в поселке Усть – Уда, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в деревне Аталанка, которая вошла в книги писателя вместе со своими жителями. В. Распутин говорил, что его детство и творчество немыслимы без влияния Ангары, тайги, Сибири: «… когда – то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины.» Поэтому писатель так внимателен к судьбам людей, земли, к нравственным проблемам. Рассказ «Женский разговор» - одно из его последних произведений.
Слово учителя.
Тема урока заявлена уже в самом названии – «Женский разговор». Диалог. Стремление быть услышанным, понятым, поиск той истины в себе, того «устоя», той опоры, которая не дает растерять лучшее на жизненной дороге. Отсюда и задачи: через диалог, постичь характер героя, идейный пафос произведения в целом, позицию автора, проблемы, поднятые им.
Герои разговаривают, просто разговаривают. Мы ничего не услышим, если подойдем к нему формально. Нам надо обратить внимание на:
Эмоциональное состояние героев; их возраст; даже темперамент говорящего ; его социальное положение, даже образованность.
-Что нужно, чтобы разговор получился? (Доверие, откровенность и открытость, желание быть понятым).
-Откроем внутренний ритм первой фразы: «В деревне… не по своей доброй воле»
-Бешеный ритм городской жизни сменяется на спокойный деревенский. Значит и разговор будет без суеты и спешки, ведь он в деревне, посреди зимы: «День отстоял… росистый сухой свет.»
- Почему разговор происходит ночью?
- В жизни каких литературных героев были такие ночи?
-Что означает эпитет «женский»? Это разговор женщины или это разговор о чем? (О женской судьбе, о счастье, о любви)
-Почему Наталья затеяла этот разговор? Какой вопрос не дает ей спать спокойно?
-Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? (Их диалог – это разговор города и деревни, бабушки и внучки, прошлого и настоящего, разговор поколений, автора и читателя, разговор наш с самим собой о достоинстве, женской чести, о моде, о старине, о любви.)
-Чтобы пройти путь поиска правды мы поговорим о героинях рассказа.
Уч-ся:
Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления внучки.
-Почему Вика оказалась в деревне? Второй месяц «мается» у бабушки.
- Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не торопится с ответом?
-Что определяет возраст человека? Почему Наталья говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?
-Почему бабушка с осуждением рассказывает историю Дуси?
-Что с точки зрения Натальи должно сохраниться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни?
-Счастье в понимании Натальи. («Да не надо сильнее… Надо любее любой…»)
-Наталья в молодости и старости. (Работящая, одинокая, суровая, много пережившая, со своей жизненной философией, праведная)
-Как меняется отношение Вики к разговору? (от раздражения, нежелания вести беседу до интереса).
-Прочитайте то место в тексте, где диалог прерывается. Почему? Кто каждый кар возобновляет разговор? Что тянет к бабушке Вику?
Позиция автора.
Какую роль автор отводит пейзажу?
Как автор оценивает две женские «правды»?
Почему автор наделяет Наталью особым языком?
О какой традиции, умершей из современной жизни, жалеет автор?
Почему автор оставляет финал рассказа открытым?
О любви.
Как быть «любее любой…»?
В чем секрет «бабьей породы», способности ее «светить звездочкой, искриночкой»?
Что значит в русской традиции «жить за ним»?
Что оценила, увидела Наталья в Николае своим женским сердцем?
Почему фраза «Во всем белом свете не найду я бабу лучше и добрее, чем ты» звучит как сказочный оборот?
Какой секрет Какой секрет «раненной любви» открывает бабушка внучке? («Это я ему нужна…» Милосердие, забота; жалеть, терпеть, охранять – это и есть любить)
Почему Наталья поднялась в разговоре до высоких философских размышлений об устоях жизни?
К чему нас это подводит? (Текст: « Устою возьми...»)
(Весь ход размышлений Натальи подводит нас к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях сохранения народной культуры, трудолюбии, сохранении материнского предназначения на земле.)
Заключительное слово учителя.
-К чему стремится Наталья в разговоре с внучкой?
-Да, она хочет помочь Вике разобраться в вопросах, на которые ей никто не может ответить. Она ни в чем не укоряет девушку, не терзает наставлениями, а просто любит ее. И мы верим, что доверительный, откровенный разговор, умное слово способны излечить душу. Разве не об этом рассказ и не об этом замечательные стихи Николая Гумилева. Наталья стремится повернуть девушку к свету, к истинной радости. А истинная радость – в чистоте телесной и духовной.
Сегодня мы чувствуем, что ослабла связь поколений. Она ослабла, но не исчезла, к счастью, совсем, если есть разговор поколений. Старшее поколение более опытно и более нравственно. Важно передать эту нравственность молодым. И очень важно, чтобы молодой человек не оставался наедине со своими проблемами, искаженными представлениями о самых главных вопросах.
Время действия рассказа – весна. Это возрождение жизни, природы. Это надежда на возрождение человека. Вернемся к эпиграфу. Иосиф Бродский говорил:
«Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно…»
И может быть, тепло души Натальи сможет не только согреть душу Вики, но и спасти ее. Демонстрация картины Владимира Ткачева
«Извечное.» 2011. Картина символизирует связь поколений.
Домашнее задание по рассказу : написать сочинение «Мои размышления о «Женском разговоре» В. Распутина.»