kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»? ( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»?

( по I  части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель: продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умение выделять в  художественном произведении общечеловеческие ценности;                                                                           развивать устную связную речь учащихся, вырабатывать навыки работы в малых группах; формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме; воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока урок-осмысление

Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»? ( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)»

Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»?

( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель: продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умение выделять в художественном произведении общечеловеческие ценности; развивать устную связную речь учащихся, вырабатывать навыки работы в малых группах; формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме; воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока урок-осмысление

Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации

Ход урока

I. Организационный момент. Прием «Вызов»

1.«Мозговой штурм».

Какие ассоциации у вас вызывает слово семья? (Учащиеся называют ассоциации и записывают на доске. Примерные ответы: любовь, доверие,уважение,равенство,тепло,дети,уют,надежность,верность)

2. С какими семьями мы уже познакомились в процессе чтения романа? (Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы)

Учитель. И сегодня мы должны будем ответить на вопрос, какие из этих семей можно назвать настоящими семьями. Какую именно семью Л.Н.Толстой считает счастливой?

3. «Ассоциативная цепочка»

I вариант - Ростовы, Курагины

II вариант - Болконские, Безуховы

(Например: Болконские: служение Отечеству, трудолюбие, геометрия, мемуары, порядок во всем, сердечность;

Курагины: свет, лицемерие, бездуховность, «бальная роба», «беспокойный дурак»)

4.Беседа на восприятие текста:

- Кто из новых героев вызвал наибольшую симпатию?

- Кто вызвал возмущение?

- С кем вам бы хотелось встретиться?»

II. «Осмысление»

Учитель. В каком романе Л.Н.Толстой любит «мысль семейную»?

В этом же романе звучит фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему» И поэтому наша с вами задача сегодня либо подтвердить, либо опровергнуть эту фразу.

«Аналитическая беседа»

Перед тем, как начать разговор о четырех семьях, давайте вспомним, какой художественный прием использует автор во всем романе ? (Антитеза)

Даже в построении глав I части мы наблюдаем антитезу:

7-11 гл. - именины,

12-13 гл.- болезнь графа Безухова;

14-17 гл. - именины,

18-21 гл - смерть графа Безухова.

- С какой целью использует Л.Н.Толстой это чередование? (Сложность жизни, где одновременно соседствуют веселье-горе, смерть-жизнь

- Давайте прочтем начало гл.18, найдите подтверждение вышесказанному («Шестой англез» на именинах у Ростовых и «шестой удар» графа Безухова)

- А за каким эпизодом следует описание именин у Ростовых? (Вечер у А. П. Шерер)

- Сходство положений не случайно ,вся I часть романа- прием гостей. Хозяйка дома - графиня Ростова- в том же возрасте ,что и А. П. Шерер (примерно 40 лет)

- Но, А .П .Шерер - старая дева, не пустившая корней, а графиня Ростова- жена, мать семейства, что немаловажно для автора.

III. «Инсерт»

1. Домой вы получили задание - составить таблицу-характеристику семей Ростовых - Болконских, сейчас, работая с текстом, мы будем к ней обращаться.

(Примерная таблица)

Ростовы

Болконские

Простота

Трудолюбие

Естественность в поведении

Глубокая работа мысли

Радушие

Взаимная любовь

Сердечность

Понятие чести и долга

Чуткость

Искренность

Взаимная любовь

Гордость



- Переходим непосредственно к упражнению «Инсерт»(глава 7.Найти ключевые слова при описании семьи Ростовых)

- Что отличает эту семью. Дать ответы с использованием таблицы и текстуальным подтверждением)

- А какая речь у хозяина и гостей - русская или французская?

- Молодое поколение, сравнить их трогательные и забавные шутки с развлечениями Курагина и Долохова.

2. «Займи позицию»

(Эпизод с деньгами на обмундирование Бориса Друбецкого)

- Кого из молодого поколения Ростовых вы бы хотели иметь в друзьях?

- Гости Ростовых.

- Кто главный гость у А. П. Шерер? (виконт, утонченный, изысканный иностранец)

- А у Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, ее все ждут, без нее не начинают.

- Что влечет в эту семью Пьера?

- Запишите в тетради свое отношение к семье Ростовых

- А сейчас мы перенесемся в Лысые Горы, имение Болконских.

- Найдите в главе 22 ключевые фразы, характеризующие старого князя Болконского и княжну Марью.

- Что общего у семей? (Ответы с опорой на таблицу и текст)

(И те, и другие принадлежат к высшему свету, та же сердечность и искренность, взаимная любовь друг к другу)

- Портреты Болконских (нет в собранном виде описания внешности членов семьи Болконских, но подчеркивается невысокий рост, определенные и сухие черты, маленькие руки, и сходство во всех портретах- глаза, особенно Толстой выделяет лучистость глаз княжны Марьи)

- Запись в тетради своего отношения к семье Болконских

IV. Метод «Микрофон»

- Можно ли назвать семьей дом графа Безухова?

- А семью Курагиных?

- Запись в тетради своих выводов

V. Метод «Кластер»

В письме к А.Фету Лев Николаевич Толстой пишет о людях, живущих «умом ума» и «умом сердца». Сам же писатель отдавал предпочтение «уму ума».Какие семьи можно привести в пример(«Ум сердца» - Ростовы, «ум ума»- Болконские)

Сейчас мы объединимся в две группы, в одной будут те ребята ,которым больше импонирует «ум ума», а другие- сторонники «ума сердца»,ваша задача- составить кластеры.

(Примерные кластеры)







VI.«Рефлексия»

- Вернемся к вопросу начала урока

- Все ли счастливые семье похожи друг на друга?

- каждая ли семья несчастлива по-своему?

VII.Поурочный балл и домашнее задание.

Составить синквейн к одной из семей, дочитать до конца I том романа

Л.Н. Толстого «Война и мир»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Симакова Лариса Игоревна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства