Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»? ( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»? ( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»?
( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель: продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умение выделять в художественном произведении общечеловеческие ценности; развивать устную связную речь учащихся, вырабатывать навыки работы в малых группах; формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме; воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока урок-осмысление
Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»? ( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)»
Урок литературы в 10 классе «Что есть семья»?
( по I части романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель: продолжить работу над текстом романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умение выделять в художественном произведении общечеловеческие ценности; развивать устную связную речь учащихся, вырабатывать навыки работы в малых группах; формировать у каждого ребенка личностное отношение к изучаемой и обсуждаемой теме; воспитывать вдумчивого читателя.
Тип урока урок-осмысление
Оборудование: тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир», иллюстрации
Ход урока
I. Организационный момент. Прием «Вызов»
1.«Мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас вызывает слово семья? (Учащиеся называют ассоциации и записывают на доске. Примерные ответы: любовь, доверие,уважение,равенство,тепло,дети,уют,надежность,верность)
2. С какими семьями мы уже познакомились в процессе чтения романа? (Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы)
Учитель. И сегодня мы должны будем ответить на вопрос, какие из этих семей можно назвать настоящими семьями. Какую именно семью Л.Н.Толстой считает счастливой?
3. «Ассоциативная цепочка»
I вариант - Ростовы, Курагины
II вариант - Болконские, Безуховы
(Например: Болконские: служение Отечеству, трудолюбие, геометрия, мемуары, порядок во всем, сердечность;
Учитель. В каком романе Л.Н.Толстой любит «мысль семейную»?
В этом же романе звучит фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему» И поэтому наша с вами задача сегодня либо подтвердить, либо опровергнуть эту фразу.
«Аналитическая беседа»
Перед тем, как начать разговор о четырех семьях, давайте вспомним, какой художественный прием использует автор во всем романе ? (Антитеза)
Даже в построении глав I части мы наблюдаем антитезу:
7-11 гл. - именины,
12-13 гл.- болезнь графа Безухова;
14-17 гл. - именины,
18-21 гл - смерть графа Безухова.
- С какой целью использует Л.Н.Толстой это чередование? (Сложность жизни, где одновременно соседствуют веселье-горе, смерть-жизнь
- Давайте прочтем начало гл.18, найдите подтверждение вышесказанному («Шестой англез» на именинах у Ростовых и «шестой удар» графа Безухова)
- А за каким эпизодом следует описание именин у Ростовых? (Вечер у А. П. Шерер)
- Сходство положений не случайно ,вся I часть романа- прием гостей. Хозяйка дома - графиня Ростова- в том же возрасте ,что и А. П. Шерер (примерно 40 лет)
- Но, А .П .Шерер - старая дева, не пустившая корней, а графиня Ростова- жена, мать семейства, что немаловажно для автора.
III. «Инсерт»
1. Домой вы получили задание - составить таблицу-характеристику семей Ростовых - Болконских, сейчас, работая с текстом, мы будем к ней обращаться.
(Примерная таблица)
Ростовы
Болконские
Простота
Трудолюбие
Естественность в поведении
Глубокая работа мысли
Радушие
Взаимная любовь
Сердечность
Понятие чести и долга
Чуткость
Искренность
Взаимная любовь
Гордость
- Переходим непосредственно к упражнению «Инсерт»(глава 7.Найти ключевые слова при описании семьи Ростовых)
- Что отличает эту семью. Дать ответы с использованием таблицы и текстуальным подтверждением)
- А какая речь у хозяина и гостей - русская или французская?
- Молодое поколение, сравнить их трогательные и забавные шутки с развлечениями Курагина и Долохова.
2. «Займи позицию»
(Эпизод с деньгами на обмундирование Бориса Друбецкого)
- Кого из молодого поколения Ростовых вы бы хотели иметь в друзьях?
- Гости Ростовых.
- Кто главный гость у А. П. Шерер? (виконт, утонченный, изысканный иностранец)
- А у Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, ее все ждут, без нее не начинают.
- Что влечет в эту семью Пьера?
- Запишите в тетради свое отношение к семье Ростовых
- А сейчас мы перенесемся в Лысые Горы, имение Болконских.
- Найдите в главе 22 ключевые фразы, характеризующие старого князя Болконского и княжну Марью.
- Что общего у семей? (Ответы с опорой на таблицу и текст)
(И те, и другие принадлежат к высшему свету, та же сердечность и искренность, взаимная любовь друг к другу)
- Портреты Болконских (нет в собранном виде описания внешности членов семьи Болконских, но подчеркивается невысокий рост, определенные и сухие черты, маленькие руки, и сходство во всех портретах- глаза, особенно Толстой выделяет лучистость глаз княжны Марьи)
- Запись в тетради своего отношения к семье Болконских
IV. Метод «Микрофон»
- Можно ли назвать семьей дом графа Безухова?
- А семью Курагиных?
- Запись в тетради своих выводов
V. Метод «Кластер»
В письме к А.Фету Лев Николаевич Толстой пишет о людях, живущих «умом ума» и «умом сердца». Сам же писатель отдавал предпочтение «уму ума».Какие семьи можно привести в пример(«Ум сердца» - Ростовы, «ум ума»- Болконские)
Сейчас мы объединимся в две группы, в одной будут те ребята ,которым больше импонирует «ум ума», а другие- сторонники «ума сердца»,ваша задача- составить кластеры.
(Примерные кластеры)
VI.«Рефлексия»
- Вернемся к вопросу начала урока
- Все ли счастливые семье похожи друг на друга?
- каждая ли семья несчастлива по-своему?
VII.Поурочный балл и домашнее задание.
Составить синквейн к одной из семей, дочитать до конца I том романа