kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы с использованием технологии критического мышления по теме «И.А. Бунин. Рассказ «Лапти»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит определять проблему художественного произведения, его идею, которая нашла отражение в символическом противопоставлении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы с использованием технологии критического мышления по теме «И.А. Бунин. Рассказ «Лапти»»»

Масайло Елена Владимировна

учитель русского языка и литература

МБОУ «Школа №73» г. Рязани


Урок литературы с использованием технологии критического мышления по теме «И.А. Бунин. Рассказ «Лапти» (6 класс, УМК Меркин Г.С.)


Цель урока: научиться определять проблему художественного произведения, его идею, которая нашла отражение в символическом противопоставлении.

Задачи урока: на основе методического приёма «чтение с остановками» учиться анализировать поступок героя, находить художественные детали, средства художественной выразительности; воспитывать чуткое отношение к чужому горю, способность переживать.


Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Организационный момент


1. Стадия вызова


– Сегодня мы познакомимся с рассказом И.А. Бунина «Лапти». Знакомо вам имя писателя?


– Дома вы прочитали статью К. Паустовского о Бунине. Какова, по-вашему, основная мысль статьи?







– Итак, рассказ «Лапти». Что такое лапти?

– Можно ли предположить, о чём будет этот рассказ?

Вспоминают прочитанные в 5 классе рассказы «В деревне», «Подснежник».



Учащиеся предлагают несколько вариантов:

«В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным».

«Всю жизнь Бунин ждал счастья.. и нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни».

«Бунина надо читать самому».




(Составляется корзина идей)

2. Стадия осмысления


Работа с текстом

1-ая часть. Чтение рассказа до слов: « А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит...»

Первая остановка

– Что вы узнали?

– Как бы вы озаглавили эту часть рассакза?

– Сбылись ли ваши ожидания?

– В начале урока вы привели слова Паустовского о том, что Бунин «в области русского языка был мастером непревзойденным». Найдите слова или выражения, передающие атмосферу, в которой разворачиваются события.

– Что чувствует в этот момент мать?

– Какое событие является завязкой рассказа?

(Лексическая работа: верста)

– Кто такой Нефёд?

– Как к нему относится барыня?


– Что произойдет дальше?


2-ая часть.




Вторая остановка

– Как можно озаглавить эту часть?


– Какие детали портрета Нефеда говорят о его материальном положении?

– Какие слова вам незнакомы? (Лексическая работа: зипун, фуксин, подпояска)

– Какое средство художественной выразительности использует Бунин в данном отрывке? Какое значение оно имеет?

– Как вы оцениваете поступок Нефеда?





3-я часть.

Чтение рассказа до слов «И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

– Господи, помоги! Господи, защити!»


Третья остановка

– Как можно озаглавить эту часть?

Обращаем внимание на первое предложение отрывка: «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было». Четыре простых предложения практически без второстепенных членов передают состояние долгого, напряженного ожидания, от которого «ночь была еще страшнее».

– Чье состояние передает нам автор?





– Как вы думаете, что будет дальше?


4-я часть.


– Предполагали вы такой финал? Оправдались ваши ожидания?


– Как можно назвать эту часть?



– Какая фраза одновременно и обнадеживает, и настораживает, пугает читателя?


– Напрасно ли Нефёд отправился в такую пургу за лаптями? Может, стоило подождать?

Обращаем внимание учащихся на то, что на протяжении всего рассказа Бунин использует два символических цвета: белый и красный, олицетворющих зло и добро.







«Большое горе»



«Непроглядная вьюга», белый и холодный дом, бледный сумрак





Страх и беспомощность





Слово «Нефедушка» говорит о добром отношении барыни к мужику.



Выразительное чтение текста до слов: «...выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».


«Нефёд отправляется за лаптями» или «Душа желает – надо добывать»

Старый полушубок, разбитые валенки





Метафора «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Вьюга разыгралась, ничего не видно, выходить на улицу страшно.

Нефёд не просто жалеет больного ребенка, он знает, что ему надо помочь во что бы то ни стало. Нефед сам вызвался достать лапти (барыня не приказывала ему!)






«Долгое ожидание»









Состояние матери, которое передано глаголами «кидалась» и «била». Она волнуется, чувствует свою беспомощность и единственный выход видит в молитве.



Самостоятельное чтение учащимися рассказа до конца.

Учащиеся все же надеялись на счастливый финал: Нефед принесет лапти, и ребенок поправится.

«Мужики нашли замерзшего Нефеда», «Нефед достал лапти», «Самопожертвование Нефеда» или др.

«Рассвело, послышалось .. совсем не так, как всю ночь мерещилось, а затем .. зловещий стук в окно»


Дискуссия



Учащиеся могут найти в тексте образы, «окрашенные» в символические цвета и составить табличку-схему:

белый красный

вьюга лапти

снег свеча

снежная бездна молитва и т.д.


3. Рефлексия


– Понравился вам рассказ?

– На какие размышления навел рассказ «Лапти»?

– Как вы думаете, что хотел донести до читателей Бунин?

Итог: несмотря на то что Нефед замерз в поле, добро победило. Сам того не ведая, уже мертвый, Нефед спас жизнь мужикам, которые «всю ночь плутали». И самое главное – есть надежда на выздоровление мальчика.


Домашнее задание: написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Можно ли считать рассказ Бунина «Лапти» современным?»

Учащиеся высказывают свое мнение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Масайло Елена Владимировна

Дата: 03.08.2016

Номер свидетельства: 338571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства