kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме "Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место в программе: завершающий урок по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Цель урока: выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Задачи:

Образовательная: выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»»

Пояснительная записка.

Урок литературы по теме «Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов». 10 класс.

Место в программе: завершающий урок по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Цель урока: выявить роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Задачи:

Образовательная: выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора.

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, карточки-задания, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ожидаемый результат: определена роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Используемые исследовательские методы

Приветствие учащихся. Предлагает просмотреть иллюстративный ряд (герои и детали в романе Гончарова «Обломов»).

На что особо обратили внимание при просмотре?

Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
О чем говорит эта цитата.

Определите тему урока. Какова цель урока?

Просмотр презентации.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Наблюдение

Работа с понятием «художественная деталь». Слово деталь широко используется в нашем повседневном обиходе. Что же такое  деталь?Как прокомментируете значение слова? (Мелкая составная часть чего-либо, подробность, частность – из франц.) Художественное произведение – это тоже система, единство, а художественная деталь – часть этой системы, часть того художественного мира, который показывает автор. Роман И.А.Гончарова «Обломов» вместил себя всю жизнь главного героя: от рождения и до смерти. В жизни любого человека масса подробностей, деталей.

Выдвижение гипотезы. Какую роль может играть художественная деталь?

Зачитывают определение из словаря Ожегова. Проводят опрос у присутствующих.

Предложения учащихся.

Опрос, анализ

Работа в группах.

Необходимо поработать с художественной деталью (халат, ветка сирени, книга, пыль, Casta Diva):

-выявить с помощью словаря этимологию слова,

-выписать цитаты, где упоминается деталь,

-опросить присутствующих, с чем ассоциируется предмет,

-сделать вывод: какова роль художественной детали.

Работа в группах

Анализ, наблюдение, опрос, обобщение, сравнение

Заслушивание результатов работы групп.

Халат. Заимств. из тюрк. яз. (ср. турецк. χilat «кафтан»), в которых оно является арабизмом. Исходное значение — «почетная одежда». Халат в глазах Обломова имеет массу неоспоримых достоинств, т.к. вполне соответствует роду занятий его владельца – «лежанию». Во время романа с Ольгой халат становится  символом постыдного безделья и заброшен Ильей Ильичем. Заброшен, но не выброшен и починен Агафьей Матвеевной. Обломов снова надел халат в день окончательного разрыва с Ольгой. Итак, деталь отмеривает, скрепляет этапы жизни героя. Деталь вырастает до символа и помогает увидеть глубинную суть характера героя. В конце повествования Гончаров дает описание истасканного. Поношенного халата. Описание халата позволяет почувствовать отношение автора к своему герою: ирония 1 части сменяется сложной гаммой чувств, выраженной в последнем описании, среди которых доминирует сожаление.

Пыль. Общеслав. Суф. производное от того же звукоподражания (пы), что пыхать, пух. Обломов ведет войну с пылью и проигрывает ее. Странным кажется, что в период «духовного пробуждения» героя пыль все равно остается подробностью его быта. У читателя появляется предчувствие, что Обломов не устоит перед соблазном возвращения к прежней, спокойной жизни. Так и случилось. Деталь снова становится символом.

Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.

«Casta Diva»Каватина Нормы — из Винченцо Беллини «» (). Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.'Каста Дива', что впереводе с итальянского означает 'чистая помыслами и телом дева'.Ольга пела Casta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — «непорочная богиня» — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца.

Представляют результаты работы, делают краткую запись в тетрадях.

Обобщение

Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные– письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.)

Вернемся к гипотезе. Смогли мы ее подтвердить.

Вывод: Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом.

Ответы учащихся

Ответы учащихся, формулируют выводы.

Обобщение

Заканчивая разговор о романе Гончарова «Обломов», определите, чья точка зрения вам ближе:

- Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ

-Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Размышление учащихся


Домашнее задание на выбор:

-стихотворение о халате (хвала, сожаление),

-хвала еде,

-репортаж с места событий (из Обломовки)

Запись домашнего задания





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Автор: Тещенко Галина Викторовна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства