Урок литературного чтения УМК «Гармония» по произведению К.Д. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Урок литературного чтения УМК «Гармония» по произведению К.Д. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Урок литературного чтения
УМК «Гармония»
по произведению К.Д. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
4 «А» класс
Учитель: Кучкина О. И.
1
Цели: 1) способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления; способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства;
2) создать условия для применения знаний, умений и навыков читательской деятельности в знакомых и новых учебных ситуациях; способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев, умения выражать свои чувства словом; способствовать формированию навыков правильного и выразительного чтения;
3) помочь раскрытию истины, что человек становится счастлив по-настоящему тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает; способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.
Оборудование: презентация «Чем должен жить человек?», раздаточный материал, толковые словари.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения УМК «Гармония» по произведению К.Д. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».»
Урок литературного чтения
УМК «Гармония»
по произведению К.Д. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
4 «А» класс
Учитель: Кучкина О. И.
1
Цели: 1) способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления; способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства;
2) создать условия для применения знаний, умений и навыков читательской деятельности в знакомых и новых учебных ситуациях; способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев, умения выражать свои чувства словом; способствовать формированию навыков правильного и выразительного чтения;
3) помочь раскрытию истины, что человек становится счастлив по-настоящему тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает; способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.
Оборудование: презентация «Чем должен жить человек?», раздаточный материал, толковые словари.
2
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Урок начался. Улыбнемся друг другу и приготовимся к разгадыванию новых тайн.
2.Целеполагание и мотивация.
1) определение темы урока
Учитель: Назовите имя автора и произведение, с которым мы начализнакомиться на прошлом уроке.Сегодня мы познакомимся сзаключительной частью произведения. Начнем знакомство необычно. Заглянем в конец. Прочитайте последние 4 слова произведения.( «…чем должен жить человек..»)
Так звучит главный вопрос нашего урока: «Чем должен жить человек?..»
Слайд 1.
Учитель: Какой знак препинания стоит после этих слов?(Многоточие) Для чего автор поставил многоточие?( Что-то надо домыслить) В литературе это называется риторическим вопросом. Прочитайте в словаре, что это означает.
Дети: Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.
2) Постановка целей урока
Учитель: Кто попробует сформулировать цель урока?
Дети: Задуматься над тем, чем должен жить человек. Найти ответ автора на вопрос в тексте. Выразить свое мнение по поставленному вопросу.
Учитель: И поможет нам в этом К.Д. Паустовский, если мы будем вдумчивыми читателями и активными собеседниками.
3
3.Тестовая работа. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, над которыми работали на прошлом уроке. Приступим к выполнению теста на индивидуальных рабочих листах. На работу дается 3 минуты (Индивидуальная работа детей).
Приступаем к проверке. За правильный ответ рядом будем ставить баллы.
Слайды 2-9.
1 уровень(1 балл)
1.Кого из русских писателей называют «певцом и защитником природы»?
а)К. Паустовского
б) Б. Житкова
в) В. Драгунского
г) другой вариант ответа
2. К какому литературному жанру относится произведение «Корзина с еловыми шишками»?
а) рассказ
б) басня
в) сказка
г) другой вариант ответа
2 уровень (2 балла)
1.Кем был Э. Григ?
а) писателем
б) композитором
в) музыкантом 4
г) другой вариант ответа
4.В какой стране происходит описанные в произведении события?
а) в России
б) в Норвегии
в) в Бергене
г) другой вариант ответа
5.Почему в кабинете Грига не было ковров, портьер и мягкой мебели?
а) он любил простор
б) у Грига была аллергия
в) это могло приглушить звук
г) другой вариант ответа
Учитель: Посчитайте полученное количество баллов.
4.Применение знаний и способов действий
1) подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения
а)словарно-лексическая работа
Слайд 10
Учитель: Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части.Значение каких слов вам уже знакомо? Какой словарь поможет растолковать их значение? Познакомимся со значением слов по словарю.
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.
Симфоническая музыка – музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.
Музыкальная пьеса – небольшое музыкальное произведение.
Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.
б) Описание места и времени концерта
Учитель: Сколько лет исполнилось Дагни? (18) Куда впервые собралась идти? Что по вашему мнению может случиться с Дагни на концерте? Проверим предположения. Прочитаем выразительно. Что при этом надо соблюдать? (паузы, громкость, темп, правильность..) Ваша задача – внимательно следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни.
в) Выразительное чтение 4 части текста. Анализ чтения
Слайд 11
г) Беседа эмоционально – оценочного плана
Учитель: О чем автор рассказывает в этой части? О чем была музыка? (о ее родине)
2) Анализ музыкального образа с опорой на текст
Учитель: Найдите в тексте описание музыки. Прочитаем. Слов какой части речи много в описании? (глаголов) Прочитайте их. Почему автор использует так много глаголов? (показывает развитие действия) Одинаково ли звучит музыка? В каком темпе будем читать: быстром, умеренном, медленном? (сначала медленно, потом с ускорением) С какой громкостью? ( сначала тихо, затем с нарастающей громкостью)
а) подготовка к выразительному чтению, самостоятельное чтение
б) выразительное чтение
3) Слушание музыкальных произведений Грига.
Учитель: Вы сейчас прослушаете 2 музыкальных фрагментапроизведений Э.Грига. Ваша задача – определить, какая из мелодий соответствует описанной в тексте. Закройте глаза и попробуйте представить услышанное. ( отрывок из сюиты «Пер Гюнг»( «В пещере горного короля») и «Утро»).
6
Учитель: Какая музыка подходит под описание? Расскажите, какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании музыки? Какие цвета вы бы взяли для написания картины к музыке: теплые- холодные, яркие- бледные, светлые –темные)?
Дети: Музыка способна вызывать в воображении картины, образы у людей, способных чувствовать.
5. Физминутка под музыку Грига «Утро»
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер с деревьев сбивает росу.
Руки в стороны и тихо помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Сядем и руки назад.
6.Анализ чувств Дагни с опорой на текст.
Слайд 12
Учитель: Установите правильную последовательность изменениячувств Дагни (работа в парах).
ТЕСТ
4. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
3.Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
2.Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок…
1. Сначала она ничего не слышала. Внутри нее шумела буря.
7
Учитель:: Как вы понимаете «..внутри нее шумела буря»?(проснулось в душе много чувств и переживаний) Затем? Почему Дагни плакала? (это слезы благодарности) Совпали ли ваши чувства с чувствами Дагни?
Подарок, который преподнес Э.Григ девочке духовный или материальный? Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких вы это слов поняли? Почему музыка Грига близка и понятна людям?( о добре, о любви, о природе, о красоте) Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь гремели аплодисменты?
5.Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока
Слайд 13
Учитель: Перенесемся на 10 лет назад..Что говорит Григ своеймузыкой? ( …я видел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна) Что он хочет этим сказать? ( Люби жизнь) Что в мыслях говорит ему Дагни? ( спасибо, не зная за что) Что в действительности говорит Дагни композитору спустя 10 лет? (спасибо) С каким чувством говорит она его? (благодарности) За что она благодарит? ( за щедрость, за то, что он открыл ей прекрасное , чем должен жить человек) Поняла ли она, что хотел сказать ей композитор? Кто догадался об ответе на вопрос урока: «Чем должен жить человек?» (любовью)
Жить любовью к чему? (к жизни, к людям, к природе, к работе, к искусству, к Родине)
Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни героев под воздействием музыки? У рассказа есть продолжение.. (читает продолжение)
Чем будет жить Дагни? (любовью к природе, к искусству, к жизни)
СЛАЙД 14
Вывод: Мы вдумчивые читатели, так ка все наши выводы совпали с выводами, данными в тексте:
7.Домашнее задание
8
8.Рефлексия
Пригодятся ли вам полученные на этом уроке знания в дальнейшей жизни? Какие выводы вы сделали для себя? За что бы вы могли себя похвалить?
Оценим свою работу на уроке. Выполним самооценку по критериям.
Слайд 18-19
Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни. На этом мы попрощаемся с Григом и Паустовским. Урок окончен.