kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. С.Иванов «Каким бывает снег»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К разработке урока прилагается презентация. Урок по программе "Начальная школа XXI века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Каким бывает снег»

Урок литературного чтения (2 класс) СЛАЙД №1

Тема: С.Иванов «Каким бывает снег»

Художественная задача урока: помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы.

Цели урока:

- развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения;

- воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения;

- познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения, подготовка к пересказу.


Оборудование:

“Начальная школа ХХI века”, Вентана Граф, 2 класс,

1-я часть учебника “ Литературное чтение”, стр.127-130

Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр.57

музыка П.И.Чайковского “Времена года”; музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»

презентация; выставка книг с произведениями о зиме


Ход урока.

I Орг. момент

II Актуализация знаний

  1. Отгадайте загадку

Он всё время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег) СЛАЙД №2

  1. - Что можете рассказать про снег?

- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий – художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. СЛАЙД №3

/На фоне пьесы «Тройка» (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель») учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова/:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снега, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежок… снега во всю Россию.

III Постановка УЗ СЛАЙД №4

- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор? Что мы должны узнать сегодня, путешествуя в снежное царство?

- А разве может быть снег разным?

- Какой человек может об этом знать?

- А каким увидел снег автор, мы узнаем сегодня на уроке.

Если трудный вопрос

Для тебя не проблема,

Если ты изыскатель

И рвёшься вперёд,

Встреча с новым писателем

Ждёт непременно,

Радость новых открытий

Урок принесёт.


И не зря девизом нашего урока стали эти замечательные слова: “Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…”.

И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.


IV Первичное знакомство с текстом

1. Учащиеся читают по «Звуковому ориентиру» произведение на стр.127-130 (канатоходец, проваливаешься, противоположного)

- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?

- А почему четыре части?

2. - О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый – октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег? СЛАЙД №5

- Докажите предложением из текста.

- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)

- Что значит «озимое поле»? (подсказка – стр. 130) СЛАЙД №6

- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. (Небо серое, а поле сияет) За счет чего озимое поле сияет? (Эффект блеска, сияния создает влажна поросль озимых)

Физминутка для глаз СЛАЙД №7

3. Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?

- Каким же увидел автор январский снег? (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья) СЛАЙД №8

- Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке? (В этом месяце много снега – проваливаешься. Или пронаблюдать действия солнца)

4. Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем. СЛАЙД №9

5. Самопроверка

- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?

6. Выразительное чтение отрывка

- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой) Снег? (с одеялом, болотом)

- Обычно про январский снег в солнечный день говорят «Снег блестит». Подберите синонимы к слову блестеть (Блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять) СЛАЙД №10

7. Перечитайте внимательно третью часть и выполните тест: СЛАЙД №11

- О каком снеге говорится в этой части? (февральский, январский, декабрьский)

- Февральский снег самый… (злой и колючий; злой и свирепый; сильный и мокрый)

- Небо кажется (очень низко; очень высоко; очень далеко)

- Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой; бумажкой; тряпкой.

- В этом месяце очень часты: метели; грозы.

8. Самопроверка

- Так какой же февральский снег? СЛАЙД №12

- Что значит «лупит путника по шапке, по спине…»?

9. Работа над четвёртой частью.

- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: «Какой снег в последней части рассказа» через игру “Догонялки”

Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.

Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.

Самопроверка СЛАЙД №13

/

октябрьский

февральский

апрельский

январский

- Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово «дырявый»?

- Давайте сравним описание деревьев и кустарников во 2 и 4 части. (Даже вылезает рыжая непричесанная трава: «А вот и я!»)

/Слабые учащиеся выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.57/

- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.

- Сколько «характеров» у снега он подметил? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)

10. Прослушайте фрагмент из музыки П.И.Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему.

/Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» - «Вьюга»/

11. - А теперь посмотрим на снег глазами художников. СЛАЙД №14

(Учащиеся рассматривают несколько картин художников и определяют, к какой части рассказа они подойдут: Левитан «Март», Пластов «Первый снег», Литвинов «Метель»…)

- Понаблюдаем за небом, меняется ли оно? А теперь сравним видение художников и С.Иванова (небо серое; небо сине, бездонно; небо мглистое, низкое).

- А как бы описали мартовское небо на картине Левитана? (весеннее, яркое, синее…)


V Подведение итога


- От чьего лица написан рассказ? (автора) Докажите. (Я стою…)

- Что нового для себя вы взяли с урока? (Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяца. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.)


Природа - не слепок,

Не бездушный лик.

В ней есть душа,

В ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык!

Будь наблюдательней немножко,

И сам тогда увидишь ты,

Как много в мире красоты.


VI. Домашнее задание: (заранее записано на доске) СЛАЙД №15


Стр. 127-130, перечитать и подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась.

СЛАЙД №16

VII. Книжный ряд


Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.

Кого заинтересовали эти книги, можно посмотреть и взять их в школьной библиотеке.



Просмотр содержимого презентации
«Литературное чтение Каким бывает снег»

Литературное чтение 2 класс

Литературное чтение

2 класс

октябрьский снег Робок и тих; для красоты; белый и лёгкий;

октябрьский

снег

Робок и тих;

для красоты;

белый и лёгкий;

октябрьский январский снег снег Робок и тих; для красоты; белый и лёгкий;  Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля;

октябрьский

январский

снег

снег

Робок и тих;

для красоты;

белый и лёгкий;

Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля;

блестеть Блистать, искриться, переливаться, сверкать, светиться, сиять.

блестеть

Блистать, искриться, переливаться, сверкать, светиться, сиять.

О каком снеге говорится в этой части? февральский снег Февральский снег самый злой и колючий Небо кажется очень низко Человек в такую метель чувствуют себя бумажным В этом месяце очень часты
  • О каком снеге говорится в этой части?

февральский снег

  • Февральский снег самый

злой и колючий

  • Небо кажется

очень низко

  • Человек в такую метель чувствуют себя

бумажным

  • В этом месяце очень часты

метели

январский снег октябрьский февральский снег снег Злой и колючий; злится, лютует.  Робок и тих; для красоты; белый и лёгкий.  Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля.

январский

снег

октябрьский

февральский

снег

снег

Злой и колючий; злится, лютует.

Робок и тих;

для красоты;

белый и лёгкий.

Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля.

январский февральский снег снег Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля.  Злой и колючий; злится, лютует.  апрельский октябрьский снег снег Плотный и липкий; дырявый; в мелких оспинах берёзовых семян  Робок и тих; для красоты; белый и лёгкий.

январский

февральский

снег

снег

Силён и спокоен; тяжёлым одеялом накрывает поля.

Злой и колючий; злится, лютует.

апрельский

октябрьский

снег

снег

Плотный и липкий; дырявый; в мелких оспинах берёзовых семян

Робок и тих;

для красоты;

белый и лёгкий.

Домашнее задание Стр. 127-130, перечитать и подготовить пересказ любой части по выбору

Домашнее задание

Стр. 127-130, перечитать и подготовить пересказ любой части по выбору

Автор составитель:  Дмитриченко Ольга Аркадьевна учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №4 г.Нягань 2009 год

Автор составитель:

Дмитриченко Ольга Аркадьевна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ №4

г.Нягань

2009 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения. С.Иванов «Каким бывает снег»

Автор: Дмитриченко Ольга Аркадьевна

Дата: 18.06.2016

Номер свидетельства: 335186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства