Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ОГЕ»
Урок русского языка в 9классе.
Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ОГЕ.
Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы,
Первой категории, МБОУ «УСОШ» им. М.А. Бабикова с. Усть-Цильма, Усть-Цилемского района.
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;
-обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;
-формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ОГЕ;
-воспитание культуры общения.
Оборудование: портрет В.С. Журавлёва-Печорского, экран, распечатанный текст с заданиями у каждого учащегося.
Ход урока.
Оргмомент.
Чей портрет вы видите на экране?
Что вы знаете о писателе?
Вспомним некоторые факты биографии писателя. (Сообщение учащегося с краткой биографической справкой.)
2. Работа по теме.
-прочитайте высказывание В. Журавлёва- Печорского:
Нелегко тёплое слово найти чтобы передать всю красоту родной земли чтоб не кричало слово а незаметно западало в сердце и оставалось там на долгие годы. (на слайде)
-Как вы понимаете эти слова?
-Относится ли они к нам?
О чем заставляют задуматься это высказывания?
Спишите высказывание Журавлёва- Печорского, расставляя и объясняя знаки препинания.
(Нелегко тёплое слово найти, чтобы передать всю красоту родной земли, чтоб не кричало слово, а незаметно западало в сердце иоставалось там на долгие годы.)
-Знакомы ли вы с творчеством В. Журавлёва- Печорского?
Давайте прикоснёмся к живительным строкам писателя.
.Прочитайте текст.
(1)Выхожу на поляну где стоит одинокое сухое дерево, и где множество следов куропаток. . (2)Когда вспомнил, что друг наверное далеко умахал, начало смеркаться. (3)Тоска напала. (4)Такой глухомани в какую меня друг заманил я ещё не видывал хотя люблю бродить по лесам. (5) Чёрный непроглядный ельник обросший белым мхом вдруг встаёт предо мною.
(6)Я прибавил шагу хотя знал что мой друг, Федор, вернётся ко мне. (7)Шаг у него неторопкий, но когда я попробовал не отставать, то вскоре остановился совершенно обессиленный и, чтобы не упасть, прислонился к дереву. (8)Пройдя ещё немного я бросил и думать чтобы идти рядом с другом.
(9)Но вот мы в деревянной избушке. (10)Сидя у каменки(1) в которой(2) сделано углубление (3)для котелка(4) мы вспоминаем детство.
Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, я хочу предоставить слово Сажиной Ане.
(Этот текст взята из повести В. Журавлёва –Печорского «Федькины угодья». Эта повесть о нашей северной земле, о людях, населяющих её, о богатствах природы. Это гимн северной природе, такой скупой на краски и такой сурой, капризной. Читая повесть нашего земляка, начинаешь постигать красоты нашего края, его бескрайние просторы. « Север велик,- утверждает автор, - но он лишь частица той страны, имя которой Россия».)
-Выполните задания.
( У каждого ученика. Задания можно выполнять как с комментариями, так и самостоятельно)
Карточка.
А. 1.Прочитайте текст.
2.Какова основная мысль текста?
3.Как можно его озаглавить? (запишите)
4.Определите стиль и тип текста. Докажите это (устно).
5.Какие средства выразительности использованы автором. (запишите: троп-пример)
Б. 1. В предложении 2 найдите грамматическую основу и запишите её.
2. В предложениях 7 , 10 укажите количество грамматических основ.
3. В предложении 10 определите синтаксическую роль слова сделано:
а) определение;
б) подлежащее;
в) дополнение;
г) составная часть именного сказуемого.
4. Какая характеристика верна для первой части сложного предложения. Предложение №(1):
а) простое, односоставное, определенно-личное;
б) простое, односоставное, неопределенно-личное,
в) простое, односоставное, безличное;
г) простое, односоставное, обобщенно-личное.
5. Среди предложений (5,8,10) найдите предложение с обособленным определением.
6. Выпишите № предложения, в котором есть вводное слово..
7. Объясните постановку знаков препинания в 7предложении:
А)рядом сочинительный и подчинительный союзы, запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза то или так;
Б) рядом сочинительный и подчинительный союзы, запятая ставится, если дальше нет второй части союза то или так.
8. Найдите в тексте предложения с обособленными обстоятельствами ,выпишите их и объясните в них постановку знаков препинания.
9.Выпишите из текста слова с н-нн и определите часть речи.
10.Среди предложений 2-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.
11.Среди предложений 2-10 найдите сложноподчинённое предложение с с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
12.Из предложений 1-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется его значением---«присоединение».
13.Замените просторечное слово «умахал» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14.Замените словосочетание «деревянная избушка». Построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетание.
15.Выпишите № СПП предложений с придаточными определительными.
16. В каком СПП (1-6) допущены пунктуационные ошибки. Укажите № предложения и объяснение ошибки.
А) рядом сочинительный и подчинительный союзы, запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза то или так;
Б)если СПП соединяются сочинительными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:
10)Сидя у каменки(1) в которой(2) сделано углубление (3)для котелка(4) мы вспоминаем детство.
3.Итог урока. Рефлексия.
Выставление оценок.
4. Домашнее задание:
Выписать из рассказа писателя «Первый снег» СПП с разными видами связи.
Литература:
Сборник рассказов и повестей В. Журавлёва-Печорского «Заливень»