kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки внеклассного чтения по фантастической повести Г.Ф.Карпунина «Луговая суббота, или Вероятные и невероятные приключения Васи Морковкина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит анализ системы образов и языка художественного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки внеклассного чтения по фантастической повести Г.Ф.Карпунина «Луговая суббота, или Вероятные и невероятные приключения Васи Морковкина»»

Геннадий Федорович Карпунин

(1939 - 1998)


Геннадий Федорович Карпунин родился 22 марта 1939 года в селе Березовка Новосибирской области. С 1957 по 1962 год годы Карпунин учился на радиотехническом факультете Томского политехнического института.

После окончания института он переехал в Новосибирск, где в течение ряда лет работал радиоинженером, а затем - инженером патентной службы, заработав при этом два авторских свидетельства на изобретения и имея неплохие перспективы в этой области. Но, как пишет в своей статье А. Горшенин: «поэтический бес уже попутал дипломированного технаря и все настырнее толкал его под инженерное ребро...»

В середине 60-х годов, когда входил в литературу Геннадий Карпунин, жизнь нашего общества ознаменовалась тремя мощными всплесками: космическим, романтическим и поэтическим. Это никак не могло миновать выпускника Томского политехнического института Г. Карпунина. Тяга к сочинительству и трудным романтическим дорогам привели начинающего поэта во второй половине 60-х годов на «тропу Кулика», которая вела к месту падения Тунгусского метеорита.

В течение всей своей творческой деятельности Г. Ф. Карпунин довольно плодотворно работал в разных литературных жанрах: писал литературоведческие статьи, эссе, переводил прозу и поэзию с различных языков мира: немецкого, польского, венгерского, монгольского, а также с языков народов СССР. Геннадий Федорович сочинял юмористические рассказы и пародии, а в 1975 году порадовал своих юных читателей веселой и увлекательной повестью «Луговая суббота, или Вероятные и невероятные приключения Васи Морковкина», которая вошла в антологию «Зеленый поезд».

Летом 1997 года вместе со своими друзьями Г. Карпунин совершил свой последний поход к Тунгусскому метеориту. Через год, 23 декабря 1998-го, Геннадия Федоровича не стало.

По инициативе Новосибирского Народного Домаежегодно, начиная с 2000 года, проводится Сибирский литературный конкурс имени Г. Ф. Карпунина.



Уроки внеклассного чтения по фантастической повести Г.Ф.Карпунина «Луговая суббота, или Вероятные и невероятные приключения Васи Морковкина»

(разработка урока учителя русского языка и литературы

Е. Е. Дымонт)

Основное содержание уроков. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реальности, фантастических и фольклорных образов в повести. Система образов в художественном произведении.

Основные виды деятельности. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Участие в коллективном диалоге. Монологический ответ – характеристика персонажа литературного произведения. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Развитие эстетического сознания через освоение художественного текста.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания для классификации, делать выводы.

Предметные: овладение приемами смыслового и эстетического анализа текста. Развитие умений создавать устное высказывание, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать свое внеклассное чтение.


Урок 1. Знакомство с сюжетом, композицией повести, системой образов

Ход урока

  1. Вступительное слово о писателе.

  2. Беседа по содержанию повести.

- С героем этой фантастической повести, Васей Морковкиным, происходят невероятные приключения. Он словно попадает в другое измерение – в необычный, волшебный, фантастический, сказочный мир. Какое другое произведение (зарубежной литературы) отдаленно напоминает эту сказку?

Возможно, ученики ответят, что это сказка Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес».

- Можно сказать, что 12-летний школьник Вася Морковкин, неоднократный победитель олимпиад по физике и математике, «технарь», как называет его одноклассница Леночка, тоже попадает в свою страну чудес. В чем смысл этих приключений героя, какие истины открывает он для себя в стране чудес? – на эти вопросы мы попытаемся ответить в процессе анализа текста повести-сказки. Но чтобы ответить на вопрос, какие изменения происходят с Васей, мы должны посмотреть, каким он предстает перед нами на самых первых страницах, каким ступает на ту самую волшебную тропинку, которая оказывается таинственной границей между двумя мирами. Какие, кстати, это миры?

В ходе ответов делаем вывод, что это мир науки и техники, или современной цивилизации, и мир природы, сказки, может быть, фольклора.

Характеристику героя в начале повести дает ученик, готовивший это задание заранее, класс дополняет, если возникает необходимость.

Главным направлением дальнейшей беседы становится характеристика этих двух миров. Их противопоставление, переплетение, взаимопроникновение, анализ образов, в которых причудливо соединяются черты и того, и другого мира, составляют дальнейшую канву урока. Взаимодействие мира науки и техники с миром природы и сказки можно обнаружить на многих текстовых уровнях (что может послужить предметом более детального исследования): на уровне сюжета (герой попадает из реальности в сказку, из городской цивилизации на природу, из современности в более давнее время, к истокам, фольклору, в деревню), на уровне героев (есть герои, связанные с миром научно-технического прогресса, есть персонажи сказочного мира, есть образы, совмещающие черты обоих миров), на уровне языка повести (сталкиваются разные стилистические пласты), на уровне метатекста (лирические отступления автора-повествователя). Отдельного внимания заслуживают приемы создания комического эффекта в повести.

Дальнейший примерный ход урока

- Какие образы повести связаны с современным миром, миром цивилизации и науки? Назовите сказочных героев повести, связанных с миром природы?

В процессе обсуждения выявляются две группы образов.

Наука и техника

Природа и сказка

Авто-мото-вело-фото

Петух

Техник Иван Митрофанович

Заяц

Ефим Борисович Грач

Волк

Пассажиры странного поезда

Старушка

Фотографическая птичка

Дед Пихто


Пожарники


Писатель


Путник

В ходе беседы выявляется неоднозначность многих образов. Явно фольклорными оказываются образы Петуха, Зайца, живущих в лубяной избушке, Волка, но и они необычны. Напрашивается вопрос: что нового привносит автор в эти традиционные образы русской сказки? Приходим к выводам: писатель осовременивает традиционный образ сказочного героя, наделяет его интересными деталями. Рассмотрим это на примере одного из фольклорных образов.

Петух косит траву, в чем совершенно нет противоречия с образом петуха из сказки (вспоминаем, из какой), но необычным является добавление таких деталей: «Петух косил траву, размахивая литовкой, древко которой на манер хоккейной клюшки было исписано крупными черными буквами. "Сенокос-73" и "Коси, коса, пока роса", - удалось прочитать Васе. На самой же литовке, выкрашенной у основания голубой нитроэмалью, четко выделялся товарный знак завода-изготовителя - на красном фоне белый молот ударяет по наковальне, высекая надпись: "Сталь У7А".

 Можно задать вопрос: какой смысл привносят эти художественные детали?

Они отражают разные точки зрения на один предмет, предлагая его разное видение, тем самым делая традиционный фольклорный образ нестандартным. Такое переплетение фольклорных мотивов с деталями, отражающими научно-техническое восприятие мира, с деталями, заимствованными из другой эпохи, создает комический эффект.

Интересным является отрицательный образ - гражданки Хариной. Явно возникает ассоциативная связь с лисой из русских сказок. Примечательно, что у отрицательных героев (в их описании, характеристиках) меньше природного, больше техническая составляющая, также этот образ больше осовременен, на нем лежит печать цивилизации: она в обуви на платформе, брючном костюме и огненно-рыжем парике, с локонов которого сыпались искры, будто она держалась за контакты электрической машины, а также она варит Петушиную голову на электрической плите «Нина-3». Получается, что природное и техническое в повести-сказке противопоставлены друг другу. Не случайно главный виновник всех событий, один из главных образов повести, олицетворение научно-технического прогресса – Авто-мото-вело-фото – собирательный образ, символ механизма, машины, движущей прогресс, но одновременно и являющейся источником бед, неприятностей, происходящих с героями повести, путаницы, многочисленных перевертышей.

Ребятам можно задать вопрос, положительный этот образ или отрицательный, однозначно ли противопоставлены в повести мир природы и мир цивилизации.

С одной стороны, да, конечно. Но, с другой стороны, ребята найдут и контраргументы: разве наука и техника всегда в этой повести-сказке связаны со злом?

Пока класс «путешествует» вместе с героем, эти вопросы, вызывая дискуссию, остаются без ответа.


Урок № 2

На втором уроке продолжается работа над системой образов этой повести.

- Какие сказочные образы в это повести являются традиционными, а какие современными? В качестве современных образов ребята, несомненно, назовут Пожарников, Писателя, Путника, Старушку, Деда Пихто. Какие-то из них больше связаны с миром природы, а какие-то – с миром цивилизации (Пожарники, Путник, Фотографическая птичка). Интересно, что это положительные герои и мир природы они не разрушают, а прекрасно вписываются в него. Особое место в системе образов занимает техник Иван Митрофанович. Он волшебник в данной сказке, и, хотя, несомненно, принадлежит технократическому миру, является положительным героем, умеющим «укротить» Авто-мото-вело-фото и тоже вызвать очередной «перевертыш» в жизни героев повести и ее сюжете.

Анализ (частичный или полный) образов героев сказки может быть подготовлен дома и воспроизведен на уроке как проверка домашнего задания (возможны индивидуальные сообщения и работа в небольших группах).

Следующий этап работы по анализу повести посвящен миру природы – образу Луговой субботы.

- Почему повесть называется «Луговая суббота»? Как представлен мир природы в повести?

Анализируются фрагменты: сенокос с Петухом, разговор с Путником о Луговой субботе, диалоги с Волком, дедом Пихто, лирические отступления – воспоминания автора-повествователя о своем детстве. Следует особенно выделить лирическое отступление – воспоминание про деда Чудакова, который (и автор-повествователь с ним согласен) подозревал, что в зверях и птицах заложено «какое-то знание, большее, чем у людей, ибо в них – сама природа».

Делается вывод о роли лирических отступлений в тексте повести, об их особенной смысловой нагрузке.

Возможно, ученики заметят, что мир природы представлен не только в лирическо-романтическом ореоле, но и комически-пародийно обыгрывается. Например, плакаты с изображением утки на гнезде в вестибюле научного учреждения, где работает Ефим Борисович Грач.

А также мир природы и образ Луговой субботы волшебным образом переворачивается и превращается в свою противоположность: автор в десятой главе создает луг и сад из технических деталей. Этот волшебный сад охраняет и за ним ухаживает Авто-мото-вело-фото. А настоящие васильки он хочет расщепить на атомы.

Интересным представляется образ фотографической птички, которая, хотя и является порождением мира науки, но тем не менее входит и в другой мир, смыкающийся с природой и жизнью, - мир искусства и даже возражает главному герою повести, который считает, что фотография – это только наука (физика+химия).

В чем же смысл этого путешествия героя по волшебной стране? В итоге мальчик понимает, что не все в мире сводится только к науке и техническому прогрессу, жизнь неизмеримо больше того, что мы про нее знаем (вспоминаются слова Петуха: «Вот что значит желание, умноженное на старание», и когда Вася говорит, что в таблице умножения такого нет, следует ответ: «В таблице нет, зато в жизни встречается»). Вася приходит к выводу о том, что в жизни гораздо важнее оказывается нравственная, моральная сторона дела (вспоминаем анализ эпизода «чаепитие Пожарников»), а физическая суть явлений пусть пока остается непознанной, наука еще не все может объяснить.

И это не единственный важный вывод, сделанный героем во время его волшебного путешествия. И к определенным выводам приводит автор и нас, читателей: вся эта чудесная повесть-сказка состоит из постоянных «перевертышей», превращений, переплетения разных явлений и образов на всех уровнях (Луговая суббота – это и торжество природы, и, с точки зрения другого героя – праздник технического прогресса, Авто-мото-вело-фото – это «не только машина как таковая, это в чем-то и Борис Ефимович Грач, и Иван Митрофанович, и во многом я сам» - так говорит о себе герой). Переплетения эти символизируют, возможно, единство Природы, Техники, мира человеческих отношений и чувств.


Отдельно возможна работа по анализу языка этой повести. Работа эта может быть выполнена как проект, доклад на научно-практическую конференцию (для учеников более старшего возраста).

Темы проектов: 1) «Образы, сюжеты, мотивы устного народного творчества, фигурирующие в сказке»; 2) «Взаимодействие языковых единиц разных стилей в тексте повести- сказки «Луговая суббота» ; 3)«Трансформация пословиц и поговорок в тексте повести-сказки «Луговая суббота».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Дымонт Елена Евгеньевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства