Просмотр содержимого документа
«Уроки мудрости и доброты ( по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро")»
«Уроки мудрости и доброты"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Мамикова Зульфира Хабибулловна,учитель русского языка и
Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.
Оформление урока.
Портрет В.П.Астафьева
Текст рассказа “Васюткино озеро”
Презентация “В.П.Астафьев”
Рисунки учащихся
Ход урока
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Природа – друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “ Уроки мудрости и доброты”
II. Ход урока
В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?
Природа
Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
Природа - учитель и друг
“Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)
Задание: Какие ловушки устраивает природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”) Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.
Природа – открытая книга “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
Тест: а) мудрые слова деда;
б) опыт отца;
в) знания, полученные в школе?
А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
Что свидетельствует о близости реки в тайге?
Что предвещает вечером смену погоды?
В чем особенность эха в лесу?
Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.
Природа – мать, кормилица
“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.
Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.
Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.
Природа – величественный храм.
Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным , очищается и даже исповедуется.
Да и красота природы подобна великолепию храма:
Природа – некий храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов, мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он. Ш.Бодлер
Задание по слайду: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь.
Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов. (Отрывки наизусть)
Природа – зеркало души Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах
Васюткино озеро – “озеро надежды”?
Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Рефлексия
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
Имя существительное, определяющее тему.
2 прилагательных – описание темы.
3 глагола(деепричастия) – название действий.
4 слова: фраза – отношение к теме.
Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.
Задание на дом:
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы:
Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле...
Природа посылает Васютке озеро-загадку...
Озеро - отражение души Васютки...
Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро...
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава -