kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки-консультации по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся со своеобразием драматургии А.Н. Островского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки-консультации по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»»

Уроки-консультации

по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»


Цели:

Ознакомить учащихся со своеобразием драма­тических произведений Островского; определить их тематику, проблематику и идейное содержание; дать представление о значении Островского в развитии русской драматургии и театра.


Опережающее домашнее задание

1. Перечитать пьесу Островского «Гроза».

2. Ответить на вопросы и выполнить задания к каждому дей­ствию.

Действие I

Составьте рассказ от третьего лица о жизни Катерины в ро­дительском доме.

Действие II

1. Назовите центральное событие действия.

2. Охарактеризуйте поведение каждого героя в сцене прово­дов Тихона.

Действия IIIIV

1. Какое значение в развитии действия имеет начальная сцена III акта?

Нравственная и социальная проблематика пьес А.Н. Островского

2. Охарактеризуйте состояние Катерины во время отъезда мужа. Что меняется в характере героини с его приездом?

3. Перескажите близко к тексту сцену признания Катерины. Можно ли ее рассматривать как кульминационную в развитии действия?

4. Объясните символическое значение образов грозы, сума­сшедшей барыни и «гиены огненной».

Действие V

1. Кратко перескажите сцену прощания Катерины с Бори­сом.

2. Охарактеризуйте поведение героев в этой сцене.

3. Что мешает Борису взять Катерину с собой?

4. Подумайте над идейным смыслом финала пьесы.












УРОК 1

ТЕМА: «ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»

Цели:

Вспомнить основные этапы творчества драматур­га; определить место пьесы «Гроза» в творчестве Ост­ровского; проанализировать способы изображения места и времени действия; выяснить основные чер­ты быта жителей города Калинова (на основе анали­за I действия).


ЭТАПЫ УРОКА

Лекция учителя. Этапы творчества А.Н. Островского

Данный этап урока предполагает использование различных методических приемов. Так, можно предложить учащимся самостоятельно подготовить материалы по биографии писате­ля, а на уроке — ответить на вопросы по теме. В статье пред­лагается план-конспект лекции учителя, который может быть использован в качестве вступительного слова. После лекции учащимся целесообразно задать ряд вопросов, направленных на проверку изученного материала.


План-конспект лекции учителя

Место драматургии Островского в литературном процессе 1840—1850-х гг.

Конец 1840—1850-х гг. — один из важнейших этапов в исто­рии русской драматургии. На протяжении первых четырех де­сятилетий XIX столетия были созданы такие драматургические произведения, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Маленькие тра­гедии» А.С. Пушкина. Таким образом, почва для дальнейшего развития драматургии была создана, и в течение всего лишь не­скольких лет были написаны лучшие драматические произве­дения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемско­го, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В этот период необычайно возрастает роль театра в общест­венной и художественной жизни страны. Важное значение в этом процессе имела драматургия Островского. На обеде, уст­роенном московскими артистами 14 февраля 1882 г. по случаю 35-летия творческой деятельности драматурга, было зачитано письмо И.А. Гончарова. Иван Александрович отмечал: «Лите­ратуре Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один до­строили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называть­ся "Театр Островского"».

Начало творческого пути

Первые опыты Островского в литературе связаны с прозаичес­кими произведениями: «Сказание о том, как квартальный надзи­ратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843), «Записки замоскворецкого жителя» (1847).

К середине 1840-х гг. Островский отходит от эпических про­изведений и в 1846 г. пишет первую одноактную пьесу «Карти­на семейного счастья». В 1849 г. выходит в свет многоактная пьеса «Свои люди — сочтемся!», с которой начинается первый этап творчества драматурга. Пьеса открыла русскому читателю мир, неизвестный ему; купеческое Замоскворечье, о котором Островский впервые заявил еще в «Записках замоскворецкого жителя». Пьеса московской литературной публикой была оценена очень высоко.

В основе идейного содержания пьесы — изображение нрав­ственных принципов купечества. На примере дома Самсона Силыча Большого, а также благодаря введению внесюжетных образов Островскому удалось охарактеризовать купеческую сре­ду в целом. Однако московское купечество восприняло пьесу как жестокую пародию, что и стало причиной, которая отложила постановку комедии на десять лет после ее опубликования.

1850-е гг. в творчестве драматурга

Границы второго периода творчества драматурга исследова­тели определяют 1852—1855 гг. На протяжении долгого време­ни этот период характеризовался как кризисный в творчестве Островского. Причиной такой оценки явилась статья Черны­шевского «"Бедность не порок". Пьеса г-на Островского», в ко­торой критик упрекал драматурга в отказе от демократических позиций, а пьесы, созданные в это время («Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок»), оп­ределял как слабые.

Действительно, в этот период Островский отказывается от критического изображения купеческой среды, что связано с его славянофильскими взглядами. Мир, в который погружает Ост­ровский своих героев, — это мир праздника, веселья и света. Герои Островского (например, Гордей Торцов; пьеса «Бедность не порок») оказываются способными признавать свои ошибки и менять решение в пользу людей, тем или иным образом зави­сящим от них (Люба — Митя).

Третий период творчества Островского

Ко второй половине 1850-х гг. (1856—1861) относится тре­тий период творчества Островского.

Вторая половина 1850-х гг. — период сложный в обществен­но-политической жизни России, что не могло не сказаться на творчестве драматурга. В это время Островский создает такие пьесы, как «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза», «Бес­приданница» и др.

В пьесах Островского появляется новый для него герой — чиновник («Доходное место»). В лице Василия Николаевича Жадова («Доходное место») драматург создает тип положительного героя, однако этот герой не борец, он легко отступает от своих взглядов и только благодаря случаю возвращается на прежние по­зиции. Появление в творчестве Островского такого типа героя было обусловлено прежде всего собственными взглядами писателя: Островский никогда не выступал за революционный путь преобразования России, основные надежды он возлагал на воспи­тательную функцию искусства, вот почему большинство его ге­роев — представители артистической среды.

В это же время Островский написал пьесу «Гроза», которая вызвала противоречивые оценки критиков. Основной спор раз­горелся между Добролюбовым и Писаревым.

Тургенев, слушавший пьесу в чтении самого автора, отметил: «"Гроза" — удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта».

Последний этап творчества драматурга 18611886 гг. определяются исследователями как «зрелый период». Особенностью творчества Островского является разнотемность его произведений.

Основные темы:

1. Историческая тема: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй­ский», «Воевода», «Тушино», «Комик XVTI столетия» и т. д.

2. Изображение общественно-политических процессов в Рос­сии в послереформенный период, а именно — утрата дворян­ством своих общественно-политических позиций: «Волки и ов­цы», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.

3. Изображение трудовой интеллигенции: «Таланты и по­клонники», «Без вины виноватые» и т. д.


Обобщающие вопросы по теме

  1. Как бы вы определили место творчества Островского в раз­витии русской драматургии?

  2. Какие этапы в творчестве драматурга можно выделить?

  3. Что нового внес Островский в русскую литературу?

  4. Чем можно объяснить негативное отношение московского купечества к пьесе «Свои люди сочтемся!»?

  5. Почему Чернышевский второй этап творчества писателя назвал «слабым»?

  6. Как общественно-политическая ситуация 1860-х гг. повлия­ла на идейное содержание пьес Островского? Какие темы затрагивал писатель в 1880-е гг.?


Проверка теоретических знаний учащихся

Домашнее задание по теории драмы.

Беседа:

Какие драматические произведения вы знаете? Назо­вите их.

По каким признакам «Грозу» Островского можно отне­сти к драматическим произведениям?

Как в пьесе можно определить авторскую позицию?

Говоря о трудностях восприятия драматического произ­ведения, Островский отмечал: «Печатный текст драмати­ческих произведений имеет большое сходство с издаваемыми партитурами опер, ораторий и проч., как сим последним, для того, чтобы впечатление было полное, недостает музыкаль­ных звуков, так и драматическим произведениям недостает живого человеческого голоса и жестов». Прокомментируйте слова драматурга: в чем он видит сложности в восприятии дра­матического произведения?


Отвечая на поставленные вопросы, важно указать на пере­чень действующих лиц; текст разбит на действия и явления; внутри отдельных сцен и актов действие непрерывно, в отличие от эпического произведения, где цепь действий обычно разомк­нута. Движение сюжета прерывается описательными и повест­вовательными эпизодами, авторскими комментариями, что отсутствует в драматическом произведении.

Если внутри отдельных сцен действие течет непрерывно, то между событиями, изображенными в смежных сценах, прохо­дит какое-то время, что позволяет автору выбрать только те эпизоды из жизни героев, в которых наиболее обстоятельно рас­крываются их характеры.

О предшествующих событиях или происшедших между сце­нами читатель узнает из реплик героев, поэтому основное пове­ствование заключено в монологах и диалогах.

Авторская речь в пьесах отсутствует, однако авторская по­зиция читателю становится вполне понятной, что достигается за счет авторских ремарок.


Образ города Калинова.

Беседа. Анализ I действия

Где происходит действие драмы? Прочитайте вводную ремарку.

Действие пьесы происходит в небольшом провинциальном го­роде Калинове. Город описан достаточно подробно и конкрет­но. Вводная ремарка создает определенный вид города: «Обще­ственный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Внешнее описание города создает типичный образ русской провинции. Выбор про­винциального городка неслучаен: жизнь замкнута, люди — навиду друг у друга, и любая трагедия здесь достигает непомер­ных размеров.

Уже с самого начала повествования вводится образ реки Вол­ги. С одной стороны, Волга противопоставлена «жестоким нра­вам» Калинова; так, Кулигин говорит: «...гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу». С другой стороны — в контексте всего произведения она принимает символическое значение: именно в Волгу кинулась Катерина, ища в ней спасения. Однако оба пла­на указывают в целом на общее значение образа: Волга как сим­вол чистоты, душевного покоя, который противопоставлен об­разу города.

Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Какова их роль в создании образа города Калинова?

Пейзажные описания можно обнаружить не только в ремар­ках, но и в диалогах героев. Одни наслаждаются увиденным, как Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Другие, напротив, равнодушны к пейзажу. Кудряш: «Нешто!».

Волжские просторы тесно связаны с образом Катерины, ко­торая, глядя вдаль, мечтает раскинуть руки и взлететь.

Пейзаж, наряду с описаниями ночных гуляний молодежи, песнями, звучащими в пьесе, определяет поэтическую сторону Калинова.

Как сами жители Калинова характеризуют нравы города?

Задание

Найдите в тексте и выпишите характеристики города.

Практически в речи всех героев I действия можно обнару­жить характеристики Калинова. Однако обобщенный образ городских нравов содержится в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Из рассказа Кули­гина мы узнаем, что в основе городского быта — корысть и за­висть, самоуправство зажиточных купцов, продажность, обман, власть чиновников.

В третьем явлении присутствует еще одна характеристика быта города, которая также принадлежит Кулигину. В моноло­ге «Вот какой, сударь, у нас городишко!» герой с прискорбием замечает, что «по бульвару никто не гуляет», и причину этого он видит прежде всего в социальной несправедливости: «Бед­ным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки». Кулигину же принадлежит характе­ристика нравов в купеческой семье: «...своих домашних едят поедом да семью тиранят. И сколько слез льется за этими за стенами, невидимых и неслышимых».

С какой целью драматург вслед за монологом Кулигина вводит монолог Феклуши?

Задание: перечитайте эпизоды с участием Феклуши, прокомментируйте реакцию жителей Калинова (Глаша, Кабаниха) на расска­зы странницы.

Феклуша не участвует непосредственно в действии, но значение ее в пьесе оказывается весьма существенным. Образ страницы выполняет двойную функцию: с одной стороны, это один из способов создания образа города Калинова, с другой — в разговоре с Феклушей раскрывается мировоззрение Кабанихи, одной из главных героинь «Грозы».

Феклуша появляется в пьесе дважды. Первый раз — после рассказа Кулигина с монологом «Благолепие, милая, благолепие!». Следующий раз мы видим героиню в доме Кабанихи, где она рассказывает хозяйке о Москве и железной дороге.

Феклуша выступает в пьесе как олицетворение лицемерия, невежества и обмана. В городе купечество воспринимает ее «проповедницей», которая несет им знания об окружающем мире. Однако в основе этих знаний — стремление Феклуши любым путем воспеть купеческие нравы города. Так, повествуя о Мо­скве, она утверждает, что спешка, суета, погоня за скоростью (паровоз) не ведут ни к чему иному, как к «последним временам», т. е. к концу света.

Таким образом, монолог Феклуши вводится как противопоставление мировосприятию Кулигина.

Жители Калинова простодушно верят рассказам Феклуши о странах, где живут люди с пёсьими головами, о паровозе — «огненном змии» и т. д. Тем самым автор подтверждает харак­теристику Калинова как замкнутого, ничего не ведающего об окружающем мире.

Почему именно в монологах Кулигина чаще всего встре­чается негативная характеристика нравов города?

Задание: опираясь на высказывания героев и самооценку Кулигина, составьте его характеристику.

В пьесе Кулигин изображен как необычный герой, выделяю­щийся из калиновскои среды. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий пер­петуум-мобиле». Таким образом, автор сразу делает установку на его необычность, которая заключается в стремлении к зна­ниям и в наличии мечты, пусть и несбыточной.

Однако, по мнению современных исследователей, Кулигин хотя и выполняет функцию «героя-резонера», но является плотью калиновского мира. Неслучайно этимология фамилии героя восходит к слову «кулига», которое обозначает болото, а в контексте пословицы «у черта на куличках» — дальнее, глу­хое место.

Но Кулигин — поэтическая натура, как и Катерина, он способен наслаждаться красотой природы, впервые на страницах пьесы по­является, распевая песню «Среди долины ровныя...». Он начитан, сам пытается писать стихи в манере Ломоносова и Державина. Он думает создать громоотвод, однако его идея представляет анахронизм, так как громоотвод на тот момент был уже создан. Безусловно, Кулигин — «новый человек», но только для кали­новского мира, в контексте мировых достижений он отстает; не­случайно Кулигин и сам себя называет «механик-самоучка», что подчеркивает его разъединенность с внешней средой.

Подведение итогов

Город Калинов — это целый мир, замкнутый и не интересую­щийся окружающим. В его основе — две стороны: одна — по­этическая, которая создается через пейзажные зарисовки и через мотив праздника, связанный с описанием молодежных гуляний. Однако преобладает другая, противоположная сто­рона, о которой читатель узнает из характеристик второсте­пенных персонажей: невежество, жестокость жителей друг к другу, фанатизм, бесправие. Известия из большого мира в Ка­линов приносят странницы, которым жители города верят без­оговорочно.








Урок 2

ТЕМА: «БЫТ И НРАВЫ КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЫ»

(АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ «ГРОЗА»)

Цели:

Продолжить анализ идейно-тематического содер­жания пьесы «Гроза»; проанализировать образы глав­ных героев пьесы.

Вступительное слово учителя. Определение задач урока. Комментирование формы работы

Для проведения данного урока используется групповая работа. Для этого класс делится на группы, каждая из которых анализирует определенный образ-персонаж. Отдель­но из учащихся формируется аналитическая группа, задачей которой является оценка работы основных групп, систематиза­ция полученных сведений и подведение итогов работы.

Непосредственно перед работой каждой группе предлагается карточка с вопросами и заданиями, которая и станет основой для их анализа.

Стоит отметить, что система персонажей в пьесе строится по принципу контраста:

Кабаниха — Дикой,

Катерина — Варвара,

Катерина — Кабаниха,

Тихон — Борис,

Кудряш — Борис и т. д.

Этот принцип и будет положен в основу работы.


Групповая работа


Карточка № 1 Катерина Варвара

Задания

1. Перечитайте рассказ Катерины о жизни в родительском

доме.

2. Выберите (выпишите) из текста высказывания Катерины, характе­ризующие ее мировосприятие.

Вопросы для анализа

Как можно охарактеризовать жизнь Катерины до замуже­ства?

Что изменилось в жизненном укладе Катерины после заму­жества?

В чем проявляется необычность натуры героини?

Какие события предопределили публичное покаяние Кате­рины?

В чем различие между Катериной и Варварой?

Какова роль в пьесе сюжетной линии Варвара Кудряш?


Выводы

Катерина в пьесе представляет собой часть калиновского мира: она родилась и сформировалась в его условиях. Однако жизненные принципы ее мира значительно отличаются от прин­ципов Кабанихи. В разговоре с Варварой Катерина подробно описывает свои детские годы, создает идеал патриархального мира, который держится на религии и всепронизывающей вза­имной любви. В этом мире человек не отделяет себя от патриар­хального быта.

Выслушав Катерину, Варвара удивленно восклицает: «Да и ведь и у нас то же самое». Однако Катерина отличает то, что не видит Варвара: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Личностный протест, который возникает в душе героини, на­ходит воплощение в любовной ситуации. Однако, как верую­щий человек, Катерина воспринимает возникшее чувство люб­ви как грех, потому что любовь замужней женщины к другому мужчине является нарушением нравственных законов.

Катерина пытается противостоять новому чувству и ищет опору в любви мужа, а затем и Бориса. Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе: она способствует раскрытию пси­хологии главных героев. Катерина, которая первоначально от­казывается от обрядовой формы поведения (не может кинуться на шею мужу, выть на крыльце, обижается на наказ мужа), умо­ляет Тихона взять с нее страшную клятву, но не получает той помощи, которую ожидает. В дальнейшем ситуация повторится и с Борисом, которого Катерина, предрекая свой конец, будет умолять спасти ее, взяв с собой в Сибирь.

Сознание греха с полной силой приходит тогда, когда за­канчивается счастье. Катерина всенародно кается в своей вине, но не находит прощения, что и толкает ее на самоубийство.

Катерине в пьесе противопоставлена Варвара. Она довольно проста духовно, груба, способна солгать. Однако сама героиня указывает на источники своего характера в среде: «И я не об­манщица была, да выучилась, когда нужно стало». Она любит Катерину, старается помочь ей. В основе образа Варвары (что характерно и для образа Кудряша) — мотив безудержа, который характеризуется стремлением к празднику, веселью. Варвара выступает непосредственным участником происходящих собы­тий, более того, она и затевает все это, не думая о последствиях затеянной ею игры.

Сюжетная линия Варвара — Кудряш противопоставлена ли­нии Катерина — Борис. В тексте — описание двух сцен свида­ния: первая — свидание Варвары и Кудряша, второе — Бориса и Катерины. Автор характеризует свидание героев через указа­ние в ремарках их собственного восприятия. Так, в первом опи­сании преобладают глаголы: «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает и потягивается». Иной оттенок но­сит второе свидание: Катерина говорит «с испугом, не подни­мая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается к нему на шею». Таким образом, автор ставит героинь в одина­ковую ситуацию и, рассматривая их поведение, подчеркивает их различия.





Карточка 2. Кабаниха Дикой

Задания

1. Выпишите (выберите) из текста характеристики Кабанихи и Дикого другими персонажами.

2. Пользуясь толковым словарем, определите этимологию имен и фамилий героев.

3. Составьте портретную характеристику Кабанихи.

Вопросы для анализа

Как в пьесе оправдывается характеристика Кулигина, дан­ная Кабанихой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» ?

В чем суть представлений героини о семейной жизни?

Как относятся к Кабанихе и ее поручениям Тихон, Варвара и Катерина?

В чем основы жизни, по мнению Дикого?

Как проявляется в тексте стремление героя к наживе?

Как в речи Дикого раскрывается его характер?

Проанализируйте сцену встречи Дикого с гусаром. Как ве­дет себя герой?

Что общего в Кабанихе и Диком и в чем их различие?


Выводы

Впервые о Диком мы узнаем со слов конторщика Кудряша, который дает ему следующую характеристику: «У нас никто и пикнуть не смей о жаловании, изругает на чем свет стоит. "Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу?.. А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и пого­вори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил!». Уже в этой характеристике при­сутствует основной способ создания образа Дикого — самооцен­ка и характеристика других персонажей.

Часто в пьесе можно обнаружить самохарактеристику Дико­го: «Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю... Потому — только заикнись мне о день­гах, у меня всю нутренную разжигать станет».

Однако автор подчеркивает, что разнузданность героя — ос­новная черта его характера — проявляется только в семейных отношениях и с теми, кто слабее его: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — замечает Кабаниха. Это подтвержда­ет эпизод с гусаром, после встречи с которым всю свою ярость Дикой обрушивает на семью.

Сильнее него в городе оказывается только Кабаниха, о чем замечает Глаша: «Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его ско­ро прекратила».

Невежество, пьянство также характерны для Дикого: пья­ным он является в дом Кабанихи, к нему в дом приходит выпить Тихон, боясь гнева матери и т. д. Именно с Диким непосредст­венно связано понятие «самодурство».

Н.Н. Прокофьева подчеркнула тесную связь характеров ге­роев с этимологией их имен. Так, анализируя образ Дикого, она отмечает, что «Дикой — в северных русских областях обоз­начало "глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшед­ший", а диковать — "дурить, блажить, сходить с ума"».

Подобную связь можно обнаружить и в характеристике Ка­бановой: «Марфа — "наставница", Игнатий — "неизвестный, сам себя поставивший"».

В основе характера героини — жестокость, свирепость и рав­нодушие. Стремление сохранить патриархальный уклад приво­дит героиню к деспотизму. Кабаниха чувствует скорое разруше­ние уклада, хранительницей которого она является; неслучайно она утверждает, что с ее смертью в мире наступит хаос. В осно­ве патриархального уклада — семейные отношения. В семье Ка­баниха строго следует иерархическому построению: дети подчиняются родителям, жена — мужу, причем это подчинение основано на страхе «младших перед старшими».

Таким образом, если в представлении Катерины семья — это прежде всего любовь, то для Кабанихи — страх и подчинение. В отличие от Дикого, Кабаниха строго хранит тайну о событиях, которые происходят в ее семье. Вот почему публичное призна­ние Катерины и протест сына — страшный удар для героини.

Финал пьесы — гибель не только Катерины, но и Кабанихи, так как это крах ее порядков.


Карточка № 3. Тихон Борис

Задания

1. Сравните поведение героев в сценах: Тихон — прощание с Катериной; Борис — прощание с Катериной.

2. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика Тихона и Бориса»: общественное положение героев; отношение со старшим поколением (Кабаниха — Дикой); поведение.

Вопросы

Можно ли отнести Тихона и Бориса к жертвам самодур­ства?

Что общего в судьбе и положении героев?

Как в поступках и высказываниях героев показано их без­волие?

Каково положение Тихона в семье?


Выводы

В пьесе только один герой не является жителем Калинова по рождению. Уже в ремарке автор определяет особое положение Бо­риса, которое выделяет его из калиновского мира: «молодой чело­век, порядочно образованный», ниже в примечании драматург за­мечает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Сам Борис так же ощущает себя вне этого мира. В разговоре с Кулигиным он жалуется: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак».

Именно эта необычность героя привлекает Катерину. Однако он оказывается таким же калиновцем, как и все герои пьесы.

Неслучайно в ремарке автор на первое место ставит его семейное положение: племянник Дикого. Борис понимает, что дядюшка не оставит ему наследства, но он не может разорвать свою связь с ним и готов терпеть все унижения. Он не противодействует, а подчиняется власти Дикого.

В пьесе он сопоставлен с Тихоном Ивановичем Кабановым: оба слабы, безвольны, оба не поняли Катерину. Тихон в списке дейст­вующих лиц следует сразу за Кабановой с указанием «ее сын». Действительно, таково его положение в обществе. Как и Борис, он признает власть старших, власть традиций и не противится им.

В семье он мечется между матерью и женой. Будучи челове­ком мягким, он не соответствует представлениям Кабанихи о властном и сильном главе семьи. Но в то же время его мяг­кость становится причиной и для упреков Катерины.

Безусловно, Тихон любит свою жену, он пытается научить ее жить по законам дома свекрови, но это не мешает ему поки­нуть Катерину на две недели.

Только над мертвым телом жены он решается на протест про­тив матери, обвиняя ее в гибели Катерины и тем самым нанося ей страшный удар.


Подведение итогов

«Гроза» — пьеса не только социально-бытовая, но и нравст­венно-философская. Через бытовую любовную ситуацию дра­матург сумел показать тот перелом, который происходил в на­родном сознании в пореформенный период. Автор подчеркивает разрушение патриархального мира, намечает тенденции зарож­дения нового. Однако протест как таковой Островским не по­казан. Его герои не борцы. Они не принимают существующих законов, но и не восстают осознанно против них: Варвара и Куд­ряш уходят из города, Катерина заканчивает жизнь самоубий­ством, не находя понимания и прощения, а протест Тихона, быть может, окажется временным порывом чувств. Размышляя о бу­дущем России вслед за Гончаровым и Тургеневым Остров­ский прямо не отвечает на поставленные вопросы.


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

1. Город Калинов и его обитатели.

2. Быт и нравы купеческой семьи.

3. Женские образы в драме А.Н. Островского «Гроза».

4. Тихон и Борис. Сравнительная характеристика.

5. Катерина — «луч солнца» для Островского? Мои рассуж­дения о Катерине Кабановой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Уроки-консультации по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Исакова Елена Викторовна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства