Просмотр содержимого документа
«Уроки-консультации по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»»
Уроки-консультации
по изучению пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Цели:
Ознакомить учащихся со своеобразием драматических произведений Островского; определить их тематику, проблематику и идейное содержание; дать представление о значении Островского в развитии русской драматургии и театра.
Опережающее домашнее задание
1. Перечитать пьесу Островского «Гроза».
2. Ответить на вопросы и выполнить задания к каждому действию.
Действие I
Составьте рассказ от третьего лица о жизни Катерины в родительском доме.
Действие II
1. Назовите центральное событие действия.
2. Охарактеризуйте поведение каждого героя в сцене проводов Тихона.
Действия III—IV
1. Какое значение в развитии действия имеет начальная сцена III акта?
Нравственная и социальная проблематика пьес А.Н. Островского
2. Охарактеризуйте состояние Катерины во время отъезда мужа. Что меняется в характере героини с его приездом?
3. Перескажите близко к тексту сцену признания Катерины. Можно ли ее рассматривать как кульминационную в развитии действия?
4. Объясните символическое значение образов грозы, сумасшедшей барыни и «гиены огненной».
Действие V
1. Кратко перескажите сцену прощания Катерины с Борисом.
2. Охарактеризуйте поведение героев в этой сцене.
3. Что мешает Борису взять Катерину с собой?
4. Подумайте над идейным смыслом финала пьесы.
УРОК 1
ТЕМА: «ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ»
Цели:
Вспомнить основные этапы творчества драматурга; определить место пьесы «Гроза» в творчестве Островского; проанализировать способы изображения места и времени действия; выяснить основные черты быта жителей города Калинова (на основе анализа I действия).
ЭТАПЫ УРОКА
Лекция учителя.Этапы творчества А.Н. Островского
Данный этап урока предполагает использование различных методических приемов. Так, можно предложить учащимся самостоятельно подготовить материалы по биографии писателя, а на уроке — ответить на вопросы по теме. В статье предлагается план-конспект лекции учителя, который может быть использован в качестве вступительного слова. После лекции учащимся целесообразно задать ряд вопросов, направленных на проверку изученного материала.
План-конспект лекции учителя
Место драматургии Островского в литературном процессе 1840—1850-х гг.
Конец 1840—1850-х гг. — один из важнейших этапов в истории русской драматургии. На протяжении первых четырех десятилетий XIX столетия были созданы такие драматургические произведения, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Таким образом, почва для дальнейшего развития драматургии была создана, и в течение всего лишь нескольких лет были написаны лучшие драматические произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В этот период необычайно возрастает роль театра в общественной и художественной жизни страны. Важное значение в этом процессе имела драматургия Островского. На обеде, устроенном московскими артистами 14 февраля 1882 г. по случаю 35-летия творческой деятельности драматурга, было зачитано письмо И.А. Гончарова. Иван Александрович отмечал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского"».
Начало творческого пути
Первые опыты Островского в литературе связаны с прозаическими произведениями: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843), «Записки замоскворецкого жителя» (1847).
К середине 1840-х гг. Островский отходит от эпических произведений и в 1846 г. пишет первую одноактную пьесу «Картина семейного счастья». В 1849 г. выходит в свет многоактная пьеса «Свои люди — сочтемся!», с которой начинается первый этап творчества драматурга. Пьеса открыла русскому читателю мир, неизвестный ему; купеческое Замоскворечье, о котором Островский впервые заявил еще в «Записках замоскворецкого жителя». Пьеса московской литературной публикой была оценена очень высоко.
В основе идейного содержания пьесы — изображение нравственных принципов купечества. На примере дома Самсона Силыча Большого, а также благодаря введению внесюжетных образов Островскому удалось охарактеризовать купеческую среду в целом. Однако московское купечество восприняло пьесу как жестокую пародию, что и стало причиной, которая отложила постановку комедии на десять лет после ее опубликования.
1850-е гг. в творчестве драматурга
Границы второго периода творчества драматурга исследователи определяют 1852—1855 гг. На протяжении долгого времени этот период характеризовался как кризисный в творчестве Островского. Причиной такой оценки явилась статья Чернышевского «"Бедность не порок". Пьеса г-на Островского», в которой критик упрекал драматурга в отказе от демократических позиций, а пьесы, созданные в это время («Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок»), определял как слабые.
Действительно, в этот период Островский отказывается от критического изображения купеческой среды, что связано с его славянофильскими взглядами. Мир, в который погружает Островский своих героев, — это мир праздника, веселья и света. Герои Островского (например, Гордей Торцов; пьеса «Бедность не порок») оказываются способными признавать свои ошибки и менять решение в пользу людей, тем или иным образом зависящим от них (Люба — Митя).
Третий период творчества Островского
Ко второй половине 1850-х гг. (1856—1861) относится третий период творчества Островского.
Вторая половина 1850-х гг. — период сложный в общественно-политической жизни России, что не могло не сказаться на творчестве драматурга. В это время Островский создает такие пьесы, как «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза», «Бесприданница» и др.
В пьесах Островского появляется новый для него герой — чиновник («Доходное место»). В лице Василия Николаевича Жадова («Доходное место») драматург создает тип положительного героя, однако этот герой не борец, он легко отступает от своих взглядов и только благодаря случаю возвращается на прежние позиции. Появление в творчестве Островского такого типа героя было обусловлено прежде всего собственными взглядами писателя:Островский никогда не выступал за революционный путь преобразования России, основные надежды он возлагал на воспитательную функцию искусства, вот почему большинство его героев — представители артистической среды.
В это же время Островский написал пьесу «Гроза», которая вызвала противоречивые оценки критиков. Основной спор разгорелся между Добролюбовым и Писаревым.
Тургенев, слушавший пьесу в чтении самого автора, отметил: «"Гроза" — удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта».
Последний этап творчества драматурга 1861—1886 гг. определяются исследователями как «зрелый период». Особенностью творчества Островского является разнотемность его произведений.
Основные темы:
1. Историческая тема: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода», «Тушино», «Комик XVTI столетия» и т. д.
2. Изображение общественно-политических процессов в России в послереформенный период, а именно — утрата дворянством своих общественно-политических позиций: «Волки и овцы», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» и др.
3. Изображение трудовой интеллигенции: «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» ит. д.
Обобщающие вопросы по теме
Как бы вы определили место творчества Островского в развитии русской драматургии?
Какие этапы в творчестве драматурга можно выделить?
Что нового внес Островский в русскую литературу?
Чем можно объяснить негативное отношение московского купечества к пьесе «Свои люди — сочтемся!»?
Почему Чернышевский второй этап творчества писателя назвал «слабым»?
Как общественно-политическая ситуация 1860-х гг. повлияла на идейное содержание пьес Островского? Какие темы затрагивал писатель в 1880-е гг.?
Проверка теоретических знаний учащихся
Домашнее задание по теории драмы.
Беседа:
— Какие драматические произведения вы знаете? Назовите их.
— По каким признакам «Грозу» Островского можно отнести к драматическим произведениям?
— Как в пьесе можно определить авторскую позицию?
— Говоря о трудностях восприятия драматического произведения, Островский отмечал: «Печатный текст драматических произведений имеет большое сходство с издаваемыми партитурами опер, ораторий и проч., как сим последним, для того, чтобы впечатление было полное, недостает музыкальных звуков, так и драматическим произведениям недостает живого человеческого голоса и жестов». Прокомментируйте слова драматурга: в чем он видит сложности в восприятии драматического произведения?
Отвечая на поставленные вопросы, важно указать на перечень действующих лиц; текст разбит на действия и явления; внутри отдельных сцен и актов действие непрерывно, в отличие от эпического произведения, где цепь действий обычно разомкнута. Движение сюжета прерывается описательными и повествовательными эпизодами, авторскими комментариями, что отсутствует в драматическом произведении.
Если внутри отдельных сцен действие течет непрерывно, то между событиями, изображенными в смежных сценах, проходит какое-то время, что позволяет автору выбрать только те эпизоды из жизни героев, в которых наиболее обстоятельно раскрываются их характеры.
О предшествующих событиях или происшедших между сценами читатель узнает из реплик героев, поэтому основное повествование заключено в монологах и диалогах.
Авторская речь в пьесах отсутствует, однако авторская позиция читателю становится вполне понятной, что достигается за счет авторских ремарок.
Образ города Калинова.
Беседа. Анализ I действия
— Где происходит действие драмы? Прочитайте вводную ремарку.
Действие пьесы происходит в небольшом провинциальном городе Калинове. Город описан достаточно подробно и конкретно. Вводная ремарка создает определенный вид города: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Внешнее описание города создает типичный образ русской провинции. Выбор провинциального городка неслучаен: жизнь замкнута, люди — навиду друг у друга, и любая трагедия здесь достигает непомерных размеров.
Уже с самого начала повествования вводится образ реки Волги. С одной стороны, Волга противопоставлена «жестоким нравам» Калинова; так, Кулигин говорит: «...гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу». С другой стороны — в контексте всего произведения она принимает символическое значение: именно в Волгу кинулась Катерина, ища в ней спасения. Однако оба плана указывают в целом на общее значение образа: Волга как символ чистоты, душевного покоя, который противопоставлен образу города.
— Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Какова их роль в создании образа города Калинова?
Пейзажные описания можно обнаружить не только в ремарках, но и в диалогах героев. Одни наслаждаются увиденным, как Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Другие, напротив, равнодушны к пейзажу. Кудряш: «Нешто!».
Волжские просторы тесно связаны с образом Катерины, которая, глядя вдаль, мечтает раскинуть руки и взлететь.
Пейзаж, наряду с описаниями ночных гуляний молодежи, песнями, звучащими в пьесе, определяет поэтическую сторону Калинова.
— Как сами жители Калинова характеризуют нравы города?
Задание
Найдите в тексте и выпишите характеристики города.
Практически в речи всех героев I действия можно обнаружить характеристики Калинова. Однако обобщенный образ городских нравов содержится в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Из рассказа Кулигина мы узнаем, что в основе городского быта — корысть и зависть, самоуправство зажиточных купцов, продажность, обман, власть чиновников.
В третьем явлении присутствует еще одна характеристика быта города, которая также принадлежит Кулигину. В монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!» герой с прискорбием замечает, что «по бульвару никто не гуляет», и причину этого он видит прежде всего в социальной несправедливости: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки». Кулигину же принадлежит характеристика нравов в купеческой семье: «...своих домашних едят поедом да семью тиранят. И сколько слез льется за этими за стенами, невидимых и неслышимых».
— С какой целью драматург вслед за монологом Кулигина вводит монолог Феклуши?
Задание: перечитайте эпизоды с участием Феклуши, прокомментируйте реакцию жителей Калинова (Глаша, Кабаниха) на рассказы странницы.
Феклуша не участвует непосредственно в действии, но значение ее в пьесе оказывается весьма существенным. Образ страницы выполняет двойную функцию: с одной стороны, это один из способов создания образа города Калинова, с другой — в разговоре с Феклушей раскрывается мировоззрение Кабанихи, одной из главных героинь «Грозы».
Феклуша появляется в пьесе дважды. Первый раз — после рассказа Кулигина с монологом «Благолепие, милая, благолепие!». Следующий раз мы видим героиню в доме Кабанихи, где она рассказывает хозяйке о Москве и железной дороге.
Феклуша выступает в пьесе как олицетворение лицемерия, невежества и обмана. В городе купечество воспринимает ее «проповедницей», которая несет им знания об окружающем мире. Однако в основе этих знаний — стремление Феклуши любым путем воспеть купеческие нравы города. Так, повествуя о Москве, она утверждает, что спешка, суета, погоня за скоростью (паровоз) не ведут ни к чему иному, как к «последним временам», т. е. к концу света.
Таким образом, монолог Феклуши вводится как противопоставление мировосприятию Кулигина.
Жители Калинова простодушно верят рассказам Феклуши о странах, где живут люди с пёсьими головами, о паровозе — «огненном змии» и т. д. Тем самым автор подтверждает характеристику Калинова как замкнутого, ничего не ведающего об окружающем мире.
— Почему именно в монологах Кулигина чаще всего встречается негативная характеристика нравов города?
Задание: опираясь на высказывания героев и самооценку Кулигина, составьте его характеристику.
В пьесе Кулигин изображен как необычный герой, выделяющийся из калиновскои среды. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Таким образом, автор сразу делает установку на его необычность, которая заключается в стремлении к знаниям и в наличии мечты, пусть и несбыточной.
Однако, по мнению современных исследователей, Кулигин хотя и выполняет функцию «героя-резонера», но является плотью калиновского мира. Неслучайно этимология фамилии героя восходит к слову «кулига», которое обозначает болото, а в контексте пословицы «у черта на куличках» — дальнее, глухое место.
Но Кулигин — поэтическая натура, как и Катерина, он способен наслаждаться красотой природы, впервые на страницах пьесы появляется, распевая песню «Среди долины ровныя...». Он начитан, сам пытается писать стихи в манере Ломоносова и Державина. Он думает создать громоотвод, однако его идея представляет анахронизм, так как громоотвод на тот момент был уже создан. Безусловно, Кулигин — «новый человек», но только для калиновского мира, в контексте мировых достижений он отстает; неслучайно Кулигин и сам себя называет «механик-самоучка», что подчеркивает его разъединенность с внешней средой.
Подведение итогов
Город Калинов — это целый мир, замкнутый и не интересующийся окружающим. В его основе — две стороны: одна — поэтическая, которая создается через пейзажные зарисовки и через мотив праздника, связанный с описанием молодежных гуляний. Однако преобладает другая, противоположная сторона, о которой читатель узнает из характеристик второстепенных персонажей: невежество, жестокость жителей друг к другу, фанатизм, бесправие. Известия из большого мира в Калинов приносят странницы, которым жители города верят безоговорочно.
Урок 2
ТЕМА: «БЫТ И НРАВЫ КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЫ»
(АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ «ГРОЗА»)
Цели:
Продолжить анализ идейно-тематического содержания пьесы «Гроза»; проанализировать образы главных героев пьесы.
Вступительное слово учителя. Определение задач урока. Комментирование формы работы
Для проведения данного урока используется групповая работа. Для этого класс делится на группы, каждая из которых анализирует определенный образ-персонаж. Отдельно из учащихся формируется аналитическая группа, задачей которой является оценка работы основных групп, систематизация полученных сведений и подведение итогов работы.
Непосредственно перед работой каждой группе предлагается карточка с вопросами и заданиями, которая и станет основой для их анализа.
Стоит отметить, что система персонажей в пьесе строится по принципу контраста:
Кабаниха — Дикой,
Катерина — Варвара,
Катерина — Кабаниха,
Тихон — Борис,
Кудряш — Борис и т. д.
Этот принцип и будет положен в основу работы.
Групповая работа
Карточка № 1 Катерина — Варвара
Задания
1. Перечитайте рассказ Катерины о жизни в родительском
доме.
2. Выберите (выпишите) из текста высказывания Катерины, характеризующие ее мировосприятие.
Вопросы для анализа
Как можно охарактеризовать жизнь Катерины до замужества?
Что изменилось в жизненном укладе Катерины после замужества?
В чем проявляется необычность натуры героини?
Какие события предопределили публичное покаяние Катерины?
В чем различие между Катериной и Варварой?
Какова роль в пьесе сюжетной линии Варвара — Кудряш?
Выводы
Катерина в пьесе представляет собой часть калиновского мира: она родилась и сформировалась в его условиях. Однако жизненные принципы ее мира значительно отличаются от принципов Кабанихи. В разговоре с Варварой Катерина подробно описывает свои детские годы, создает идеал патриархального мира, который держится на религии и всепронизывающей взаимной любви. В этом мире человек не отделяет себя от патриархального быта.
Выслушав Катерину, Варвара удивленно восклицает: «Да и ведь и у нас то же самое». Однако Катерина отличает то, что не видит Варвара: «Да здесь все как будто из-под неволи».
Личностный протест, который возникает в душе героини, находит воплощение в любовной ситуации. Однако, как верующий человек, Катерина воспринимает возникшее чувство любви как грех, потому что любовь замужней женщины к другому мужчине является нарушением нравственных законов.
Катерина пытается противостоять новому чувству и ищет опору в любви мужа, а затем и Бориса. Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе: она способствует раскрытию психологии главных героев. Катерина, которая первоначально отказывается от обрядовой формы поведения (не может кинуться на шею мужу, выть на крыльце, обижается на наказ мужа), умоляет Тихона взять с нее страшную клятву, но не получает той помощи, которую ожидает. В дальнейшем ситуация повторится и с Борисом, которого Катерина, предрекая свой конец, будет умолять спасти ее, взяв с собой в Сибирь.
Сознание греха с полной силой приходит тогда, когда заканчивается счастье. Катерина всенародно кается в своей вине, но не находит прощения, что и толкает ее на самоубийство.
Катерине в пьесе противопоставлена Варвара. Она довольно проста духовно, груба, способна солгать. Однако сама героиня указывает на источники своего характера в среде: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Она любит Катерину, старается помочь ей. В основе образа Варвары (что характерно и для образа Кудряша) — мотив безудержа, который характеризуется стремлением к празднику, веселью. Варвара выступает непосредственным участником происходящих событий, более того, она и затевает все это, не думая о последствиях затеянной ею игры.
Сюжетная линия Варвара — Кудряш противопоставлена линии Катерина — Борис. В тексте — описание двух сцен свидания: первая — свидание Варвары и Кудряша, второе — Бориса и Катерины. Автор характеризует свидание героев через указание в ремарках их собственного восприятия. Так, в первом описании преобладают глаголы: «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает и потягивается». Иной оттенок носит второе свидание: Катерина говорит «с испугом, не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается к нему на шею». Таким образом, автор ставит героинь в одинаковую ситуацию и, рассматривая их поведение, подчеркивает их различия.
Карточка № 2. Кабаниха — Дикой
Задания
1. Выпишите (выберите) из текста характеристики Кабанихи и Дикого другими персонажами.
2. Пользуясь толковым словарем, определите этимологию имен и фамилий героев.
3. Составьте портретную характеристику Кабанихи.
Вопросы для анализа
Как в пьесе оправдывается характеристика Кулигина, данная Кабанихой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» ?
В чем суть представлений героини о семейной жизни?
Как относятся к Кабанихе и ее поручениям Тихон, Варвара и Катерина?
В чем основы жизни, по мнению Дикого?
Как проявляется в тексте стремление героя к наживе?
Как в речи Дикого раскрывается его характер?
Проанализируйте сцену встречи Дикого с гусаром. Как ведет себя герой?
Что общего в Кабанихе и Диком и в чем их различие?
Выводы
Впервые о Диком мы узнаем со слов конторщика Кудряша, который дает ему следующую характеристику: «У нас никто и пикнуть не смей о жаловании, изругает на чем свет стоит. "Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу?.. А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил!». Уже в этой характеристике присутствует основной способ создания образа Дикого — самооценка и характеристика других персонажей.
Часто в пьесе можно обнаружить самохарактеристику Дикого: «Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю... Потому — только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет».
Однако автор подчеркивает, что разнузданность героя — основная черта его характера — проявляется только в семейных отношениях и с теми, кто слабее его: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — замечает Кабаниха. Это подтверждает эпизод с гусаром, после встречи с которым всю свою ярость Дикой обрушивает на семью.
Сильнее него в городе оказывается только Кабаниха, о чем замечает Глаша: «Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила».
Невежество, пьянство также характерны для Дикого: пьяным он является в дом Кабанихи, к нему в дом приходит выпить Тихон, боясь гнева матери и т. д. Именно с Диким непосредственно связано понятие «самодурство».
Н.Н. Прокофьева подчеркнула тесную связь характеров героев с этимологией их имен. Так, анализируя образ Дикого, она отмечает, что «Дикой — в северных русских областях обозначало "глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший", а диковать — "дурить, блажить, сходить с ума"».
Подобную связь можно обнаружить и в характеристике Кабановой: «Марфа — "наставница", Игнатий — "неизвестный, сам себя поставивший"».
В основе характера героини — жестокость, свирепость и равнодушие. Стремление сохранить патриархальный уклад приводит героиню к деспотизму. Кабаниха чувствует скорое разрушение уклада, хранительницей которого она является; неслучайно она утверждает, что с ее смертью в мире наступит хаос. В основе патриархального уклада — семейные отношения. В семье Кабаниха строго следует иерархическому построению: дети подчиняются родителям, жена — мужу, причем это подчинение основано на страхе «младших перед старшими».
Таким образом, если в представлении Катерины семья — это прежде всего любовь, то для Кабанихи — страх и подчинение. В отличие от Дикого, Кабаниха строго хранит тайну о событиях, которые происходят в ее семье. Вот почему публичное признание Катерины и протест сына — страшный удар для героини.
Финал пьесы — гибель не только Катерины, но и Кабанихи, так как это крах ее порядков.
Карточка № 3. Тихон — Борис
Задания
1. Сравните поведение героев в сценах: Тихон — прощание с Катериной; Борис — прощание с Катериной.
2. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика Тихона и Бориса»: общественное положение героев; отношение со старшим поколением (Кабаниха — Дикой); поведение.
Вопросы
Можно ли отнести Тихона и Бориса к жертвам самодурства?
Что общего в судьбе и положении героев?
Как в поступках и высказываниях героев показано их безволие?
Каково положение Тихона в семье?
Выводы
В пьесе только один герой не является жителем Калинова по рождению. Уже в ремарке автор определяет особое положение Бориса, которое выделяет его из калиновского мира: «молодой человек, порядочно образованный», ниже в примечании драматург замечает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Сам Борис так же ощущает себя вне этого мира. В разговоре с Кулигиным он жалуется: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Именно эта необычность героя привлекает Катерину. Однако он оказывается таким же калиновцем, как и все герои пьесы.
Неслучайно в ремарке автор на первое место ставит его семейное положение: племянник Дикого. Борис понимает, что дядюшка не оставит ему наследства, но он не может разорвать свою связь с ним и готов терпеть все унижения. Он не противодействует, а подчиняется власти Дикого.
В пьесе он сопоставлен с Тихоном Ивановичем Кабановым: оба слабы, безвольны, оба не поняли Катерину. Тихон в списке действующих лиц следует сразу за Кабановой с указанием «ее сын». Действительно, таково его положение в обществе. Как и Борис, он признает власть старших, власть традиций и не противится им.
В семье он мечется между матерью и женой. Будучи человеком мягким, он не соответствует представлениям Кабанихи о властном и сильном главе семьи. Но в то же время его мягкость становится причиной и для упреков Катерины.
Безусловно, Тихон любит свою жену, он пытается научить ее жить по законам дома свекрови, но это не мешает ему покинуть Катерину на две недели.
Только над мертвым телом жены он решается на протест против матери, обвиняя ее в гибели Катерины и тем самым нанося ей страшный удар.
Подведение итогов
«Гроза» — пьеса не только социально-бытовая, но и нравственно-философская. Через бытовую любовную ситуацию драматург сумел показать тот перелом, который происходил в народном сознании в пореформенный период. Автор подчеркивает разрушение патриархального мира, намечает тенденции зарождения нового. Однако протест как таковой Островским не показан. Его герои не борцы. Они не принимают существующих законов, но и не восстают осознанно против них: Варвара и Кудряш уходят из города, Катерина заканчивает жизнь самоубийством, не находя понимания и прощения, а протест Тихона, быть может, окажется временным порывом чувств. Размышляя о будущем России вслед за Гончаровым и Тургеневым Островский прямо не отвечает на поставленные вопросы.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1. Город Калинов и его обитатели.
2. Быт и нравы купеческой семьи.
3. Женские образы в драме А.Н. Островского «Гроза».
4. Тихон и Борис. Сравнительная характеристика.
5. Катерина — «луч солнца» для Островского? Мои рассуждения о Катерине Кабановой.