Просмотр содержимого документа
«"Уроки французского" Н.Распутин»
Внеклассное мероприятие по литературе
«УРОКИ ДОБРОТЫ»
( по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» )
в рамках юбилейных мероприятий писателя В.Г. Распутина
Цель: показать на примере повести В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта.
Задачи:
1) развивать навыки характеристики героя; 2) развивать умение работать с текстом; 3) развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы; 4) развивать навык самостоятельной работы с текстом; 5) обогащать лексику путем ввода литературных понятий.
Оборудование: тексты повести В.Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, белый лист бумаги.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
-Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.
Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи. «Послевоенная сказка». Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строки.
Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт,
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт… И вот тарелка светится, сверкает белизной, Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной. Ещё движенье корочки и выплывет со дна Холодная, голодная, последняя война. Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд. Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце Кричат глаза огромные на узеньком лице. Забудь, другое времечко и сказочка не та. Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пуста.
-Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего занятия «Уроки доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского»).
2. Выступления учащихся.
Ученик 1.В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.
Ученик 2. Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.
Ученик 3. В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.
Ученик 4. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.
Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…
Ученик 5. В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.
В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок».
Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР.
В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел.
Ученик 6. Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.
Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.
Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.
Ученик 7. «Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым».
Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.
Учитель: -Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными?
-Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.
И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
-Образ учительницы - собирательный образ. Но прообразом послужила действительно учительница, которая преподавала французский язык.
3. Сообщение учащегося «Прототип Лидии Михайловны».
-«К этому времени я успела многое позабыть, что-то подпутать: мне скоро будет 76 лет. С Валентином Григорьевичем переписываемся, у него прекрасные письма по духу и по форме». Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает: — Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены. "Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"