kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки мужества и доброты в рассказе Астафьева "Васюткино озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном удивительном человеке, который прожил хоть и долгую, но невероятно сложную и тяжелую жизнь. На его долю выпало немало горя.

Речь идет о Викторе Петровиче Астафьеве. (В презентации будут фотографии как молодого, так и пожилого писателя. Также будут обозначены годы жизни)

Он родился в 1924 году в  Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите  быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

     

-Из родных мест ушёл  в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году  он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Царь-рыба» и многие другие. В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки мужества и доброты в рассказе Астафьева "Васюткино озеро" »

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

































































































































































































































































































































































































Рефлексия. Обобщение
























































Домашнее задание














Когда учащиеся заходят в класс, на доске показывается слайд-шоу, состоящее из фотографий тайги и звучит музыка с шумами леса.


На доске записана тема урока: «Человек и природа»

Эпиграф к уроку: «Землю люблю свои и не стаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой»




Здравствуйте, дети!

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном удивительном человеке, который прожил хоть и долгую, но невероятно сложную и тяжелую жизнь. На его долю выпало немало горя.

Речь идет о Викторе Петровиче Астафьеве. (В презентации будут фотографии как молодого, так и пожилого писателя. Также будут обозначены годы жизни)

Он родился в 1924 году в  Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите  быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

     

-Из родных мест ушёл  в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году  он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.


Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Царь-рыба» и многие другие. В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель.


Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, на страницы одного из рассказов В.П. Астафьева. Но для начала мы должны отправиться в тайгу.

(Пускаю шишку по рядам с Байкала и угощаю всех кедровыми орешками. Фильм о тайге)


Сегодня мы познакомимся с рассказом «Васюткино озеро».

Виктор Астафьев о судьбе рассказа: В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей.


Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен.


Что это значит?






Понравился ли вам рассказ?

Что больше всего запомнилось?

Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?













Что беспокоило рыбаков?



Зачем Васютка отправился в тайгу? Показать кедровую шишку, орехи





Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?











Каков старинный порядок?







Вместе с Васюткой я предлагаю тоже отправиться в тайгу.(просмотр видеофильма)





Почему Васютка спокойно шёл по тайге? Зачитать



С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?

Показ слайдов кедровки, глухаря и т.д.



Что узнали о повадках кедровки?









Какую пользу приносит эта птичка?





Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?



Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.





Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки?



В какой момент Васютка понял, что заблудился?



“Опытный охотник…” (Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

“Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто”

Прослеживаем мысленное сравнение:

муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.



Как вы думаете, страшно ли было Васютке?





Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?























Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?















В чём увидел мальчик своё спасение?



Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?



Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Докажите словами текста.






Что предпринял Васютка для своего (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)



Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?










Кому понравился этот рассказ?





Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый


(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая


(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской


(туман) молочный, клейкий, неподвижный


(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие


(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая



Почему же так назван рассказ?











В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?





Где же находится это озеро? Зачитайте





Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?









Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?









Какой Васютка?










Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге?»







Учащиеся присаживаются на свои места.





































































































































Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.









(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)




Нет рыбы. Зачитать




(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)





Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.





“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.











Следил за пометками на деревьях.





Кедровка






. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.



Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.



Большая черная птица – глухарь.




. “…глухаря часто берут с собакой…”





В нем проснулся охотничий азарт.



“.. где же затеси?...”


















Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой.



. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Итак, надо “взять себя в руки”.

  • развести огонь;

собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

запастись на ночь дровами;

хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;

поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.



пробираться через сухой валежник;

“почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба




В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.


Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (Сиг, чир, пелядь - картинки)



Чувство радости, восторга










(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)



наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

умение ориентироваться.



































Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.















Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.


Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор





Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Уроки мужества и доброты в рассказе Астафьева "Васюткино озеро"

Автор: Потехина Светлана Дмитриевна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Уроки мужества и доброты в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро" "
    ["seo_title"] => string(71) "uroki-muzhiestva-i-dobroty-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-vasiutkino-oziero"
    ["file_id"] => string(6) "236202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443981623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства