"Уроки доброты".Урок литературы по повести С.Хаблиева "Ворожея" в 9 классе(национально-региональный компонент)
"Уроки доброты".Урок литературы по повести С.Хаблиева "Ворожея" в 9 классе(национально-региональный компонент)
Данный урок разработан в рамках национальн-регионального компонента для 9 класса.Повесть осетинского писателя С.Хаблиева поднимает широкий круг нравственных,этических,философских проблем.На уроке выявляется национальное своеобразие повести и, одновременно,связь с произведениями русской литературы.Урок предполагает такие формы учебной деятельности,как сопоставительный анализ художественных образов,различные виды пересказа,словесное рисование и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Уроки доброты".Урок литературы по повести С.Хаблиева "Ворожея" в 9 классе(национально-региональный компонент) »
Урок литературы по повести С.Хаблиева в 9 классе (национально-региональный компон
Цель:1)Анализ идейного содержания повести;2)Выявление проблематики произведения и художественного своеобразия повести;3)формирование этических и гуманистических представлений учащихся
Оборудование: репродукции картин Коста Хетагурова , Рембрандта , фотография памятника братьям Газдановым. 1.Слово учителя. Наш век часто называвают беспощадным, жестоким. И для этого есть немало оснований. Но самой большой опасностью современные писатели считают бездуховность, равнодушие к окружающим тебя людям. Поэтому для каждого из нас существует риск пройти мимо людей, которые могли бы дать столько душевного тепла, что согрело бы не одно охладевшее сердце. О таком человеке повесть С.Хаблиева .
2. Сегодня мы попытаемся понять какие проблемы волнуют автора, какие пути решения предлагает и, главное, выразить каков ваш собственный взгляд на происходящее.
3.-Итак, произведение прочитано. Определите его жанр, обоснуйте ответ.
-Какие элементы композиции придают национальный колорит повести, делая ее неповторимой? (описание обычаев, похорон, гадания и т.д.)
-Какую смысловую роль играет пейзаж в начале повести, какие худ. средства использует для достижения цели (метафоры, эпитеты, служат для выражения мыслей о душевном холоде, пустоте, равнодушии).
4. –Анализируя идейное содержание повести, обратимся к образу главной героини – Ханшиат. Какие ср-ва создания худ.образа использует автор? (портрет, речь, поступки, отношение окруж., автора)
-Найдите элементы портрета героини. Чем отличается портрет женщины от привычных нам изображений лит.героев? Почему? (отсутствие конкретных деталей создает обобщенный образ женщины – матери, солдатки, крестьянки. Писателю интересен внутренний мир).
-Обратимся к репродукциям. Почему живописцам разных эпох интересны старые люди?
-Соответствует ли изображенные на картинах образу нашей героини? В чем-да? В чем-нет?
-Одной из важнейших составляющих худ.образа является речь. Проанализируйте речь героини (речь простая, лишенная поучений, назиданий. Главное – слова, а не поступки).
-Какие поступки Ханшиат явл-ся главными в понимании ид.содерж. повести? Яблоки пленным, Гадания, Ночь на кладбище (краткий пересказ эпизодов
-Вспоминается рассказ Ф.Глинки .
-Что объединяет двух женщин? (обе женщины способны деятельно сострадать, сопереживать, дарить людям надежду и добро бескорыстно).
-Все ли окружающие одинаково воспринимают Ханшиат? Что это за люди?
-Как воспринимает ее автор? Почему выбирает взгляд ребенка? (чистый, незамутненный, память и впечатления детства остаются на всю жизнь)ю
-Эту традицию автор продолжает от рус. классич. лит-ры: Маша и Кутузов (), сон Илюши (), Максим Горький ().