kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-диспут "Может ли человек противостоять времени. Должен ли человек вправлять вывихнутые суставы времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-диспут включает в себя постановку прорблемного вопроса, который известен учащимся заранее. Ведущий сообщает тему, цель и комментирует их. Учащиеся получают возможность высказывать свои суждения на проблемные вопросы. Высказывается несколько точек зрения с позиции самого героя, семьи, Библии. 

Жюри принимает решение и оценивает ответы учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-диспут "Может ли человек противостоять времени. Должен ли человек вправлять вывихнутые суставы времени"»



Русская литература 9 класс


Урок - диспут «Может ли человек противостоять времени. Должен ли человек вправлять вывихнутые суставы времени.»


Тема: В. Шекспир « Гамлет». Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, честности. Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью, проблема выбора.


Цель: Раскрыть причины и суть конфликта главного героя с действительностью, показать, что искоренение зла недостойными методами разрушительно для человеческой личности. Развивать у учащихся навыки анализа художественного текста, научить выделять главное. В ходе диспута развивать логическое мышление, формировать умение задавать вопросы, формировать умение отвечать в эмоциональной напряженной обстановке, обучать уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.

Оборудование:

Текст трагедии В. Шекспира « Гамлет», Библия.


Этапы организации и проведения диспута.

1. Устно (заранее) делается объявление о диспуте как минимум за неделю.
В объявлении указываются название и тема диспута, выносимые для
полемики вопросы.

2 Ведущий (им может быть педагог или учащийся) открывает диспут. Он
сообщает тему, цель и комментирует их.


Осмыслим фразу, сказанную Гамлетом еще в первом акте: « Век расшатался, но скверней всего, что я рожден восстановить его».

Конечно, плохо, что век, в котором я живу столь безнравственный, говорит Гамлет, но хуже, что я должен его исправить. Почему это хуже и хуже чего.

Хуже, чем просто знать о безнравственности века и принимать это как должное, как данность.

Восстановить нравственность века- значит выражать несогласие с общим миропорядком, вступить в конфликт со всем и со всеми. Это бесперспективно, у этого конфликта нет разрешения, потому что в арсенале человека нет средств, способных восстановить нравственность в мире, способных побороть демоническое начало в человеке, направить его волю только на совершение добрых дел.

Стоит привести слова А. Тарковского: «Шекспира надо искать и открывать. Ощущать время, эпоху, докопаться до шекспировской мысли. Эта трагедия и очень сложная, и очень простая.. разгадать до конца, понять скрытый смысл никому не удавалось. Ясно только, что он есть. Здесь много головоломок, но они разгадываются с проникновением в пьесу».

- Может ли остановить Гамлета соображение о бессмысленности борьбы, о недостойных способах ее ведения.

- Может ли человек противостоять времени.

- Должен ли человек судить другого человека и проливать кровь другого.

- В чем трагедия Гамлета.


На этом уроке вы получаете возможность высказать свои суждения на проблемные поставленные вопросы.

3 Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и ученики.

4 Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции (две группы, занимающие противоположные точки зрения). Сторонники первой и второй точек зрения выбирают своего руководителя (если он не выбран заранее).

5 Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок, который устно комментируется.

6 Разыгрываются порядковые номера выступлений.

7 Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

-Известие о смерти отца заставило Гамлета вернуться, а поспешное замужество матери, рассказ призрака о подлом убийстве отца изменили его взгляды, открыли глаза на преступность окружающего мира. Воспитанник Виттенбергского университета, придерживающийся гуманистических взглядов, он оптимистически смотрел на мир и человека. Гамлет называл человека «красой Вселенной», он усвоил философию гуманизма, утверждающую, что человек - это центр мироздания, совершеннейшее из всех живых существ, что его жизнь и деятельность направлены на создание справедливого мира здесь, на земле. Реальность возвращает Гамлета к средневековому представлению о том, что человек — сосуд греха, обреченный на страдания в земной жизни. Вокруг себя, в королевском замке, он видит людей подлых, грубых, тупых в своем самодовольстве. Беды заставили Гамлета по-новому взглянуть решительно на все. Потрясение принца совпало с переходом от юности к зрелости, от безмятежности к более глубокому пониманию жизни, от незнания зла к его познанию. Гамлет впервые сталкивается с лицемерием людей, со злом, своекорыстием. В его сознании с небывалой остротой встают вопросы: что такое человек, чего стоит жизнь, какова тайна смерти, можно ли верить в дружбу и любовь. Им овладевает тревожное беспокойство, сознание его потрясено.

Действительность не соответствует представлению о ней Гамлета-происходит разлад между мечтой и действительностью. Веру Гамлета в идеалы разрушили самые близкие люди, а это больнее.


- Гамлет, поклявшись призраку отомстить, все медлит и уклоняется от мести. Он бездействует, и в этом заключен глубокий смысл. Рассказ призрака не только разрушил прежний устоявшийся духовный мир Гамлета («.. .Я с таблицы памяти моей все суетные записи сотру, все книжные слова... и в книге мозга моего пребудет твой завет» ), но дал ему новую цель жизни. Гамлет с его глубоким умом и склонностью к анализу из частного факта сделал общий вывод: «Век расшатался - и скверней всего, что я рожден восстановить его» (1 акт, сцена 5). Так Гамлет становится мстителем и борцом за высокую нравственность.

- Личная месть («Не долг ли мой... не правое ли дело воздать...тому, кто погубил честь матери моей и жизнь отца...» ). Гамлет окружен атмосферой подлости и коварства, Дания ассоциируется у него с худшей тюрьмой.

- Если тебя как Гамлета, ни за что стремятся убить, уже убили твоего отца, мать вышла замуж за убийцу, а узнав об этом не хочет расставаться с ним, друзья - предали, а любимая девушка не поддерживает тебя, став послушным орудием в руках врагов, нужно принимать меры для сохранения собственной жизни. Нужно уметь защищать себя. И если не драться, не бороться за свою жизнь, то никто за тебя это не сделает. Наш мир, в котором сейчас живем мы недалеко ушел от времен и пороков Гамлета. Так же, как и в те времена, предают друзья, уходят любимые, родители отказываются от собственных детей, дети убивают родителей, а уж говорить о лицемерии, лжи, стяжательстве, жизни ради выгоды - стало обычным явлением, которое не потрясает нас как Гамлета. А если так, то незачем жалеть ни близких, ни чужих. Поступать надо так, как поступают с тобой. Месть Гамлета - способ борьбы со злом и это правильный выбор.

8. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.
-Кому же в жизни можно доверять, на кого можно положиться?
- Существуют ли другие методы возмездия?

-Почему же тогда, приняв решение, Гамлет медлит с его выполнением?

-Такие молодые люди, как Гамлет встречаются в каждом поколении, можно привести множество примеров из русской литературы, но не все из них выбирали путь, который выбрал наш герой. Может этот путь неправильный?

-Совсем не случайно В. Шекспир выбрал для реализации своего замысла жанр трагедии.

-Герою нелегко дается Его выбор? О чем он размышляет?

-Чем закончилась борьба Гамлета, чего он достиг?

9. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать свое понимание первой точки зрения.

Исходя из ваших слов, мы поняли, что при нашем напряженном ритме жизни, как тогда, так и сейчас, человек никогда и никому не должен верить. Даже семья не может быть опорой и иметь доверительные отношения, и что единственный путь решения проблемы борьбы со злом -месть.

10. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильна ли она понята их противниками.

Руководитель первой группы дает уточнение.

-Человек может противостоять времени. Он должен сам выправлять вывихнутые суставы времени. Никто не смог бы разрешить такую ситуацию, человек должен сам судить другого. Гамлету не хватило времени разработать более изобретательный план и изощренного и хитрого ума, решение было мучительным, но это говорит о его слабости. Нужно было не мучиться, а сразу действовать - зло должно быть наказано.

Да, семьи не могут создать предпосылок для полноценной духовной жизни. Никто не нарисует вам картину идеальной любви или дружбы. Его любимая не замечает исканий Гамлета, лучший друг Лаэрт готов не просто убить, но и подстраховаться, чтобы наверняка. Вспомните у того же Шекспира Отелло, который любя убивает жену, король Лир отвергнут любимыми дочерьми, Ромео и Джульетта, погибают от вражды семей друг к другу. Потому мы считаем, что с веком нужно бороться своими силами.


11. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

«О, человек, стонал колодец,

И затхлой пастью дождь ловил.

Ну кто меня до дна всколотит,

Кто черный вычерпает ил?

Святая просьба! Даже мига

Нельзя утратить в этот час ...

Бегу, тяну- и вот, гляди-ка,

У ног удушливая грязь.

Воскрес колодец. В нем забила

Ключом студеная струя,

О, Боже мой, как много ила

В моих ключах душа моя.


Матфея 5:44 «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо, если будете любить любящих вас, какая вам награда?»


Притчи 24:17 «Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в гибель. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется».


Луки 6:27 «Но вам, слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Благословляйте проклинающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».



Римлянам 12:20 «Итак если враг твой голоден, накорми его, если жаждет напой его: ибо делая сие, ты соберешь на его голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»


Ефесянам 4:32 «Всякое раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас».


Заповеди были даны людям не для того, верить отвлеченно, но полагаться на него в действии. Если бы Гамлет верил в Бога, полагался на него, то мысль об отмщении, изменении века, не пришла бы ему в голову, или он бы отбросил ее как недопустимую т.к. право вершить суд имеет только Бог.


Второзаконие 32:5 «У меня отмщение, Я воздам... Господь будет судить народ свой. Страшно впасть в руки Бога живого»


Поступок Гамлета, такого умного, ищущего, имеющего огромную силу воли, мог бы быть иным. Он мог подняться над собственной местью, злостью, размышлениями о подлости сего мира и близких людей. Вместо того, чтобы вынашивать план мести, он мог бы любить и молиться за этих людей, за свой город... Любить и самому не создавать проблем другим, или уподобляться другим. Чем Гамлет отличается от Полония или Клавдия? Убийство есть убийство - это факт, и рассуждения о том, что мысли Гамлета были высоки, что у него была общечеловеческая задача - восстановить нравственность, теряет свою уникальность, необычность, загадку. Тем он был и уникален, что не был подобен окружающим. После того, как Гамлет убивает Полония, интерес к нему исчезает- он уподобился другим убийцам. Бороться Гамлету нужно было до конца с самим собой со своим характером, со своим грехом, называемым ненависть и непрощение. Ненавидеть не Клавдия, Гертруду, Полония, а те грехи, которым они позволили войти в их сердце. Борьбой должна была стать молитва, любовь, прощение тех людей, которых он так осудил и возненавидел. Осуждение тоже грех и мы видим Гамлета не идеальным героем. Наше убеждение, что в своей борьбе Гамлет ничего не достиг. Зло, господствующее в мире не победил, знал ,что таким способом действовать нельзя, совершил убийство. Может ли человек противостоять времени. Сам нет. С Богом- да. Должен ли вправить вывихнутые суставы времени. Сам -нет, с Богом -да. Может проливать кровь другого и вершить самосуд. Нет. Мщение отдается Богу. В чем трагедия героя. Гамлет не был научен заповедям, не было веры, чтобы не сломиться и достойно сражаться в молитве.


12. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников второй точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя его, стараясь показать понимание точки зрения противника.

-Мы понимаем, если ты доверяешь Богу, то нет необходимости заботиться о том, каким образом Бог исполнит обещанное, во всем полагайся на него. Как сказала Ахматова: «Предпочитаю быть в расстрелянных, чем в стрелявших».


13.Ведущий спрашивает у сторонников второй точки зрения, правильно ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель второй группы дает краткое уточнение.


14. Сторонники второй точки зрения задают вопросы.

-Выходит пусть тебя убивают, готовят подлость, а ты зная это, должен спокойно идти на смерть. Такова судьба?

-Разве нужно было Гамлету отдать трон подлецу и убийце собственного отца?

-Чем бы закончилась борьба Гамлета, если бы он только молился?

- Неужели Бог поощряет бездействие?


15.Сторонники второй точки зрения отвечают на каждый вопрос. Дается время на обдумывание вопросов и ответов. По истечении времени или количества вопросов диспут прекращается.


16. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения.


- Как вы думаете, у самого отпетого вора и убийцы есть шанс изменить свои взгляды на жизнь, раскаяться в содеянном?

Вспомните, висящих на крестах рядом с Иисусом разбойников. Один из них сожалел о содеянном и был прощен. Гамлет, своим убийством, лишил возможности Клавдия, Полония, Лаэрта раскаяться. Может быть, совесть стала мучить их и кто знает сколько часов провел бы каждый из них на коленях перед Всевышним, замаливая свои грехи.

Как показывает литературный опыт - многие писатели и их герои, отвергая Бога, впадая во многие тяжкие грехи приходили к вере в Бога. С 1850-1859 г. Достоевский провел 10 лет на каторге, около 4 лет в тюрьме. Именно там мировоззрение Достоевского изменилось: «Я скажу вам про себя, что я дитя века, дитя неверия и сомнения... каких страшных мучений стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе людей, чем более во мне доводов противных, верить что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее, совершеннее Христа, и не только нет, но и не может быть». Так формулирует он свой новый символ веры. Отказ от прежних истин - итог размышлений Достоевского. Обращаясь к идее Бога, он стремился найти в ней ту силу, которая способна человека воскресить и привести к обновлению

А знаменитый герой романа «Преступление и наказание» Раскольников? Не знающий сомнений, властелин, идеал которого - свобода и власть над всем муравейником. Убийство старушонки - эксперимент возвышенной идеи, теоретик, экспериментатор, в своем душевном подполье попирает законы Бога, нарушает заповедь: «Не убей». А потому несет заслуженную кару - духовную. В конце концов, Раскольников приходит к отречению от своей «теории», он принимает учение Христа и в последних главах романа мы видим такие обороты речи, в которых находит отражение его боль за униженного человека. И Раскольников и Гамлет думающие, рассуждающие люди, умеющие страдать, оба совершают преступление, но духовно возрождается не Гамлет, который умирает с ненавистью в сердце к своим обидчикам, а Раскольников, обратившийся к Богу.


-Нельзя искоренить зло в мире, «исправить век», внутренний долг каждого человека самому освободиться от власти зла, человек сам делает свой выбор. Откуда берется зло в человеке, как оно проникает в души людей, что побуждает их коверкать свою жизнь и жизнь других, сеять смерть и разрушение вокруг себя и в конце концов погибать, не достигнув настоящего счастья. Гибель значительного человека трагична, у такого как Гамлет, но и все же трагедия имеет своим содержанием не смерть, а моральную нравственную гибель человека, то что привело его на раковой путь. Мы считаем, что смерть Гамлета послужит примером другим.

17 Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения победила.
Может случиться, что ни одна точка зрения ни будет убедительной. Жюри
исходит из фактов и обоснованных аргументов, а не из произвольных
мнений сторон, предложений или оценок.


18 Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков.


19 Подводятся итоги и делаться обобщения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дараган Ольга Анатольевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства