kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-защита проекта "Устное народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-защита проекта разработан с целью расширения поисково-исследовательской деятельности учащихся; совершенствования умений и навыков работы с компьютерными технологиями; приобщения к культуре исследования; воспитания индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проекта "Устное народное творчество"»

Устное народное творчество

( 8 класс)

Тип урока: Защита проектов.

Работа велась в четырёх группах, сформированных по принципу психологической совместимости.

Оборудование: сборники песен, грамзапись песен в исполнении Бориса Штоколова, записанный эпиграф на доске, необходимый набор канцпренадлежностей для каждой группы (по необходимости), таблицы, схемы.

Цели проекта:

  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

  • приобщение к культуре исследования;

  • воспитание индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • творчески-исследовательский;

  • роле-игровой;

  • творчески-информационный;

  • практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история, так как эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).

По количеству участников: коллективно-групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

По продолжительности: спаренный урок (90 минут с перерывом).

Этапы работы над проектом (технология).

  1. Замысел проекта:

  • разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;

  • проект стал значимым для учащихся – выпускников школы ІІ ступени.

  1. Постановка проблемы:

  • когнитивный метод – ведущий;

  • выявление актуальности поставленной проблемы.

Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания познавательного интереса к изучению особенностей реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера и в этой связи формирование представления об устном народном творчестве (народные исторические и лирические песни как яркое выражение социальной жизни народа).

  1. Этапы движения гипотез:

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;

  • разделение на группы;

  • постановка частных задач внутри каждой группы;

  • определение основных методологических понятий исследования.

  1. Планирование:

  • составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;

  • распределение заданий между членами группы.

  1. Выполнение:

  • сбор информации, создание «информационного багажа».

  1. Пошаговый анализ материала:

  • синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;

  • обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание эстетических и патриотических чувств, познавательного интереса к произведениям устного народного творчества);

  • формирование проектных частей;

  1. Социализация – защита выполненной работы.

Ход урока.

Создание психологического комфорта на уроке – важнейшее условие заключительного этапа работы над проектом. Оформление и звуковое сопровождение призвано стать индуктором положительных эмоций, творческого погружения в эпоху, а также реализации идеи свободного творчества учащихся, активного преломления темы в условиях групповой работы в соответствии с творческими склонностями на основе знаний и умений, приобретённых на уроках литературы.

І. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3 минуты.

  • запись темы, эпиграфа;

  • внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.

(Музыкальное сопровождение).

Сегодня мы продолжаем разговор об исторических и лирических песнях - гениальных произведениях славянского народа. В них отразилась вся жизнь русского народа, его национальный характер, его мировоззрение. Прекрасно то, что, проникая в душу, тревожа её, вызывая глубокие чувства, песни делают человека мудрее, открывают ему новые знания о жизни и о самом себе. И это, в свою очередь, влияет на человека и его жизнь. Поэтому они никогда не утратят свою значимость и актуальность.

Вот об этом мы и будем говорить.

Инструкция.

Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас пытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:

  • № группы;

- исследование народных исторических и лирических песен социального цикла.

    1. Глубина знаний по предлагаемому этапу:

а) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;

б) умение выделять главное;

в) умение аргументировать и доказывать свое мнение;

г) умение самостоятельно делать выводы;

д) умение уместно цитировать.

    1. Оценка уровня творчества при защите:

а) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;

б) оригинальность защиты.

    1. Оценка наглядности:

а) полнота доказательств;

б) уместность отражённого;

в) грамотность;

г) эстетика.

    1. Оценка ораторского искусства:

а) умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.

(Оценочные баллы на столе у каждой группы).

В конце урока мы с вами должны знать особенности реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера в произведениях устного народного творчества (исторические и лирические песни), понимать точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Обратите внимание на эпиграф к уроку (Чтение уч-ся).

«Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без неё сама жизнь делается невозможною».

Н. Добролюбов

ІІ. Создание проблемной ситуации:

  • Что значат слова: «…историческая память, …покоряющая сила народной песни»?

  • Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.

ІІІ. Этап поиска решения проблемы.

Защита.

  1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы – 4 минуты.

Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся отвечают за память класса, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию).

Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность, обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу, озвучивают методы и приёмы работы.

(См. Приложение №1).

  1. Вторая группа – роле-игровой, творческий проект (исторические песни и лирические песни социального тематического цикла).

Конкурсное чтение исторических и лирических песен социального тематического цикла, анализ, историческая справка.

Песни этого цикла – самые популярные среди всех исторических и лирических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа, его угнетённое положение и стремление сбросить гнёт.

«Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранёшенько,

А с работушки позднёшенько».

(Смотреть приложение № 2).

Использовалась литература, указанная в Приложении № 3.

Анализируя исторические и лирические песни социального тематического цикла, мы соглашаемся с выводами групп о том, что действительность в них изображается такой, какой её осознаёт народ, который донёс до нашего времени своё понимание происходящих событий, в них раскрывается прошлое, отражается жизнь с чаяниями и ожиданиями.

Следовательно, главное содержание исторических и лирических народных песен социального тематического цикла – выражение отношения к тем или иным жизненным социальным явлениям, передача определённых мыслей и чувств народа.

В качестве «памяти группы» ребята составили тезисы, определяющие позицию народа, из песен.

(Смотреть приложение № 4).

  1. Третья группа – творчески-информационный проект. Народные исторические и лирические песни социального тематического цикла (песни о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне Пугачёве; бурлацкие, ямщицкие, чумацкие, о рекрутчине и солдатчине, удалые песни).

- Поскольку процесс формирования исторических и лирических песен был сложным. Они стали складываться, когда появился жизненный материал, который необходимо было запечатлеть в народной памяти. Такой материал представляют собой исторические события и образы определённых исторических лиц; отношение к фактам объективной действительности, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают, цель работы нашей группы – ознакомление участников проекта с информацией, её анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты. Проект выполняет интегрирующую роль: доказано проявление в народных песнях всех ранее выявленных компонентов. «…ценю за связь с жизнью, за верную передачу духа времени» Н.В. Гоголь.

IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.

минут.

Деятельность учителя:

- вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости).

Деятельность учащихся:

- окончание работы с таблицей.

Приложение № 5

V. Практико-ориентированный проект. минут.

Приложение № 6

VI. Этап формулирования выводов. минут. Выводы рекордёров о результатах исследования и итоги тест-контроля.

Приложение № 7


VII. Заключительное слово учителя. минут.

Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, консультирующая, обучающе-информативная.

Краткое содержание выступления.

  • Нет народа, у которого не было бы песен. Неисчислимое количество изумительных по красоте песен создал славянский народ, которые вызывают большой интерес к изучению истории, общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера. В соответствии с этим нами был проведён социологический опрос и анкетирование среди учащихся 8-х классов нашей школы по десяти критериям. Были предложены вопросы о произведениях устного народного творчества, народных песнях и современных (сравнение). Цель ставилась следующая: насколько сформирован уровень интереса к народной песне.

  • Полученные данные представлены в виде диаграмм, отразивших средний уровень развития интереса к народной песне; довольно пассивное отношение к историческим событиям, средний уровень интереса к социальной жизни народа в прошлом и его мировоззрению, слабо выраженное стремление к самопознанию (единичные случаи – высокое и достаточное), зато … завышенная (зачастую) система самооценки и т. д..

  • Таким образом, развивать в себе интерес к устному народному творчеству – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. Предмет литературы один из первых даёт нам такую возможность.

Исследование одного из тематических циклов народной исторической и лирической песни стало предметом нашего исследования, тем более интересно, что в устном народном творчестве отмечается, что песни этого цикла – самые популярные среди всех исторических и лирических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа.

  • Объект – народные исторические и лирические песни социального тематического цикла.

  • Цель: проанализировать предмет исследования и доказать гипотезу: особенности реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера отражаются в произведениях устного народного творчества (исторические и лирические песни).

  • Метод исследования – повествовательный; использованы элементы приёма статистического анализа, приём классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемого на основе определённого принципа.

  • Исходное направление – определение познавательного интереса к народной песне.

Поскольку мы рассматриваем народную песню во временном отношении, следовательно, следует остановиться на тех временных отрезках, для которых особенно характерна данная тематика произведений.

Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что социальная тематика исторических и лирических песен занимает значимое место среди народных песен.

Приложение № 8






















Приложение № 1


План анализа песни (исторической, лирической)


  1. Название песни.

  2. Время написания (год или период).

  3. Указать историческую основу (если она есть), кому посвящена (если это имеет место), назвать прототип героя.

  4. Идейно-тематическая основа.

  5. Композиция, сюжет (если можно).

  6. Краткое содержание.

  7. Художественные особенности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола, гротеск…

  8. Какие чувства у читателя вызвало данное произведение?

  9. Кому бы ты посоветовал(а) его прочитать?

  10. Создай словесный портрет героя.


















Приложение № 2


  1. Для работы предлагаем прослушать народные песни, которые объединяются одной темой – социальная жизнь народа.

Исторические песни: «Песня разинцев», песня о Пугачёве «Из-за леса, леса тёмного…»; лирические песни: «Ты взойди-ка, красно солнышко…», «Не кукушечка во сыром бору куковала…» - это далеко не полный перечень песен, в которых мы слышим голос народа, который отразил бытовую жизнь народа, правдиво выразил думы и настроения, сливающийся с протестом своего угнетённого положения и стремления сбросить гнёт.


  • Звучит «Ты взойди-ка, красно солнышко…» (грамзапись).

-Чем поражает нас данная лирическая песня?

Проанализировать песню по схеме (Приложение 1).


2) Чтение учащимся исторической песни о Пугачёве «Из-за леса, леса тёмного…». Краткий анализ, обращение к присутствующим:

  • Рассказать о Емельяне Пугачёве – исторической личности.


  • Определить роль образного параллелизма в начале песни:

«Из-за леса, леса темного…».


  • Определить значение слов: «…конь – сив-бур-шахматный», «…чаишь над собой невзгодушку, кроволитьице».


  • Отметить роль слов-эпитетов: «добрый молодец», «добрый конь», «горючьми слезами»,


  • Отметить роль риторического вопроса:

«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?

Али чаишь над собой невзгодушку,

Невзгодушку, кроволитьице?»


  • Чтение учащимся исторической «Песни разинцев». Подробный анализ по схеме (коллективный).


  • «Не кукушечка во сыром бору куковала…» - чтение учителем.


  • Какие чувства молодого рекрута передаются в лирической песне?


  • Какова роль диалога в этой песне?



















Приложение № 3


Литература




  1. Н. И. Кравцов, С.Г.Лазутин. Русское устное народное творчество. Москва: Высшая школа, 1983 г.



  1. С.Г. Лазутин. Русские народные песни. Москва, 1965 г.



  1. Н.М. Лопатин, В.П. Прокунин. Сборник русских народных лирических песен. Москва, 1956 г.



  1. Л.А. Симакова. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 кл. школ с русским языком обучения. К.: Вежа, 2002 г.



  1. В.К. Соколова. Русские исторические песни ХVI – ХVIII веков. Москва, 1960 г.








Приложение № 4


Взяты 3-5 примеров из книги:


Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В.Киреевского. – Литературное наследство. Москва, 1968 г.

































Приложение № 5



  1. Происхождение народных исторических и лирических песен (сообщение уч-ся).



  1. Собирание и публикация народных песен (карта-схема).

Предварительная подготовка учащихся.


  1. Роль народной песни в развитии поэзии и художественной прозы.

(Предлагается провести конкурс на лучшее исполнение народных песен на стихи русских поэтов – объём, эстетичность, …).



















Приложение № 6


Практико-ориентированный проект.



Из какой народной песни данные строки: «…Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой…»


«Песня разинцев»,

«Из-за леса, леса тёмного…»

«Ты взойди-ка, красно солнышко…»,

«Не кукушечка во сыром бору куковала…»



К какому периоду можно отнести данную песню «Ты взойди-ка, красно солнышко…»?


XVII в.

XVIII в.

XIX в.

XX в.


Кому посвящена данная песня

«Из-за леса, леса тёмного…»?


Ермаку

Степану Разину

Емельяну Пугачёву

рекрутам




Какая из народных песен построена по принципу сопоставления явлений природы с событиями человеческой жизни?


«Песня разинцев»,

«Из-за леса, леса тёмного…»

«Ты взойди-ка, красно солнышко…»,

«Не кукушечка во сыром бору куковала…»



В какой народной песне звучит имя, отчество и фамилия того, кому она посвящена?

«Песня разинцев»,

«Из-за леса, леса тёмного…»

«Ты взойди-ка, красно солнышко…»,

«Не кукушечка во сыром бору куковала…»



О ком идет речь в данной народной песне «Ты взойди-ка, красно солнышко…»?


О разбойниках

О солдатах и рекрутах

О Степане Разине

О Емельяне Пугачёве



В какой народной песне передаются чувства молодого рекрута?


«Песня разинцев»,

«Из-за леса, леса тёмного…»

«Ты взойди-ка, красно солнышко…»,

«Не кукушечка во сыром бору куковала…»



С каким историческим событием связана данная песня «Не кукушечка во сыром бору куковала…»?


Завоевание Ермаком Сибири.

Восстание в 1670-71 г. на Дону и Волге

Восстание в 1773-73 г.

Указ Петра I в 1699 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-защита проекта "Устное народное творчество"

Автор: Беляева Наталья Вадимовна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402773


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства