Урок-защита проекта разработан с целью расширения поисково-исследовательской деятельности учащихся; совершенствования умений и навыков работы с компьютерными технологиями; приобщения к культуре исследования; воспитания индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проекта "Устное народное творчество"»
Устное народное творчество
( 8 класс)
Тип урока: Защита проектов.
Работа велась в четырёх группах, сформированных по принципу психологической совместимости.
Оборудование: сборники песен, грамзапись песен в исполнении Бориса Штоколова, записанный эпиграф на доске, необходимый набор канцпренадлежностей для каждой группы (по необходимости), таблицы, схемы.
Цели проекта:
расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
приобщение к культуре исследования;
воспитание индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.
Характеристика проекта, подготовленного к защите.
По характеру доминирующей в группе деятельности:
творчески-исследовательский;
роле-игровой;
творчески-информационный;
практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области: межпредметный (литература-история, так как эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).
По количеству участников: коллективно-групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: спаренный урок (90 минут с перерывом).
Этапы работы над проектом (технология).
Замысел проекта:
разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
проект стал значимым для учащихся – выпускников школы ІІ ступени.
Постановка проблемы:
когнитивный метод – ведущий;
выявление актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания познавательного интереса к изучению особенностей реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера и в этой связи формирование представления об устном народном творчестве (народные исторические и лирические песни как яркое выражение социальной жизни народа).
Этапы движения гипотез:
коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
разделение на группы;
постановка частных задач внутри каждой группы;
определение основных методологических понятий исследования.
Планирование:
составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
распределение заданий между членами группы.
Выполнение:
сбор информации, создание «информационного багажа».
Пошаговый анализ материала:
синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание эстетических и патриотических чувств, познавательного интереса к произведениям устного народного творчества);
формирование проектных частей;
Социализация – защита выполненной работы.
Ход урока.
Создание психологического комфорта на уроке – важнейшее условие заключительного этапа работы над проектом. Оформление и звуковое сопровождение призвано стать индуктором положительных эмоций, творческого погружения в эпоху, а также реализации идеи свободного творчества учащихся, активного преломления темы в условиях групповой работы в соответствии с творческими склонностями на основе знаний и умений, приобретённых на уроках литературы.
І. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3 минуты.
запись темы, эпиграфа;
внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.
(Музыкальное сопровождение).
Сегодня мы продолжаем разговор об исторических и лирических песнях - гениальных произведениях славянского народа. В них отразилась вся жизнь русского народа, его национальный характер, его мировоззрение. Прекрасно то, что, проникая в душу, тревожа её, вызывая глубокие чувства, песни делают человека мудрее, открывают ему новые знания о жизни и о самом себе. И это, в свою очередь, влияет на человека и его жизнь. Поэтому они никогда не утратят свою значимость и актуальность.
Вот об этом мы и будем говорить.
Инструкция.
Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас пытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:
№ группы;
- исследование народных исторических и лирических песен социального цикла.
в) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
г) умение самостоятельно делать выводы;
д) умение уместно цитировать.
Оценка уровня творчества при защите:
а) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
б) оригинальность защиты.
Оценка наглядности:
а) полнота доказательств;
б) уместность отражённого;
в) грамотность;
г) эстетика.
Оценка ораторского искусства:
а) умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.
(Оценочные баллы на столе у каждой группы).
В конце урока мы с вами должны знать особенности реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера в произведениях устного народного творчества (исторические и лирические песни), понимать точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Обратите внимание на эпиграф к уроку (Чтение уч-ся).
«Весь круг жизненных насущных интересов охватывается в песне, сливается с нею, и без неё сама жизнь делается невозможною».
Н. Добролюбов
ІІ. Создание проблемной ситуации:
Что значат слова: «…историческая память, …покоряющая сила народной песни»?
Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.
ІІІ. Этап поиска решения проблемы.
Защита.
Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы – 4 минуты.
Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся отвечают за память класса, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию).
Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность, обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу, озвучивают методы и приёмы работы.
(См. Приложение №1).
Вторая группа – роле-игровой, творческий проект (исторические песни и лирические песни социального тематического цикла).
Конкурсное чтение исторических и лирических песен социального тематического цикла, анализ, историческая справка.
Песни этого цикла – самые популярные среди всех исторических и лирических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа, его угнетённое положение и стремление сбросить гнёт.
«Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранёшенько,
А с работушки позднёшенько».
(Смотреть приложение № 2).
Использовалась литература, указанная в Приложении № 3.
Анализируя исторические и лирические песни социального тематического цикла, мы соглашаемся с выводами групп о том, что действительность в них изображается такой, какой её осознаёт народ, который донёс до нашего времени своё понимание происходящих событий, в них раскрывается прошлое, отражается жизнь с чаяниями и ожиданиями.
Следовательно, главное содержание исторических и лирических народных песен социального тематического цикла – выражение отношения к тем или иным жизненным социальным явлениям, передача определённых мыслей и чувств народа.
В качестве «памяти группы» ребята составили тезисы, определяющие позицию народа, из песен.
(Смотреть приложение № 4).
Третья группа – творчески-информационный проект. Народные исторические и лирические песни социального тематического цикла (песни о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне Пугачёве; бурлацкие, ямщицкие, чумацкие, о рекрутчине и солдатчине, удалые песни).
- Поскольку процесс формирования исторических и лирических песен был сложным. Они стали складываться, когда появился жизненный материал, который необходимо было запечатлеть в народной памяти. Такой материал представляют собой исторические события и образы определённых исторических лиц; отношение к фактам объективной действительности, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают, цель работы нашей группы – ознакомление участников проекта с информацией, её анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты. Проект выполняет интегрирующую роль: доказано проявление в народных песнях всех ранее выявленных компонентов. «…ценю за связь с жизнью, за верную передачу духа времени» Н.В. Гоголь.
IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.
минут.
Деятельность учителя:
- вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости).
Деятельность учащихся:
- окончание работы с таблицей.
Приложение № 5
V. Практико-ориентированный проект. минут.
Приложение № 6
VI. Этап формулирования выводов. минут. Выводы рекордёров о результатах исследования и итоги тест-контроля.
Приложение № 7
VII. Заключительное слово учителя. минут.
Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, консультирующая, обучающе-информативная.
Краткое содержание выступления.
Нет народа, у которого не было бы песен. Неисчислимое количество изумительных по красоте песен создал славянский народ, которые вызывают большой интерес к изучению истории, общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера. В соответствии с этим нами был проведён социологический опрос и анкетирование среди учащихся 8-х классов нашей школы по десяти критериям. Были предложены вопросы о произведениях устного народного творчества, народных песнях и современных (сравнение). Цель ставилась следующая: насколько сформирован уровень интереса к народной песне.
Полученные данные представлены в виде диаграмм, отразивших средний уровень развития интереса к народной песне; довольно пассивное отношение к историческим событиям, средний уровень интереса к социальной жизни народа в прошлом и его мировоззрению, слабо выраженное стремление к самопознанию (единичные случаи – высокое и достаточное), зато … завышенная (зачастую) система самооценки и т. д..
Таким образом, развивать в себе интерес к устному народному творчеству – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. Предмет литературы один из первых даёт нам такую возможность.
Исследование одного из тематических циклов народной исторической и лирической песни стало предметом нашего исследования, тем более интересно, что в устном народном творчестве отмечается, что песни этого цикла – самые популярные среди всех исторических и лирических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа.
Объект – народные исторические и лирические песни социального тематического цикла.
Цель: проанализировать предмет исследования и доказать гипотезу: особенности реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера отражаются в произведениях устного народного творчества (исторические и лирические песни).
Метод исследования – повествовательный; использованы элементы приёма статистического анализа, приём классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемого на основе определённого принципа.
Исходное направление – определение познавательного интереса к народной песне.
Поскольку мы рассматриваем народную песню во временном отношении, следовательно, следует остановиться на тех временных отрезках, для которых особенно характерна данная тематика произведений.
Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что социальная тематика исторических и лирических песен занимает значимое место среди народных песен.
Приложение № 8
Приложение № 1
План анализа песни (исторической, лирической)
Название песни.
Время написания (год или период).
Указать историческую основу (если она есть), кому посвящена (если это имеет место), назвать прототип героя.
Какие чувства у читателя вызвало данное произведение?
Кому бы ты посоветовал(а) его прочитать?
Создай словесный портрет героя.
Приложение № 2
Для работы предлагаем прослушать народные песни, которые объединяются одной темой – социальная жизнь народа.
Исторические песни: «Песня разинцев», песня о Пугачёве «Из-за леса, леса тёмного…»; лирические песни: «Ты взойди-ка, красно солнышко…», «Не кукушечка во сыром бору куковала…» - это далеко не полный перечень песен, в которых мы слышим голос народа, который отразил бытовую жизнь народа, правдиво выразил думы и настроения, сливающийся с протестом своего угнетённого положения и стремления сбросить гнёт.