Урок-защита проекта по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Урок-защита проекта по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Урок-защита проекта разработан с целью расширения поисково-исследовательской деятельности учащихся; совершенствования умений и навыков работы с компьютерными технологиями; приобщения к культуре исследования; воспитания индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-защита проекта по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"»
Тип урока: защита проектов.
Работа велась в четырех группах, сформированных по интересам.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, фотографии разных лет, сборники произведений А. С. Пушкина, записанный эпиграф на доске, необходимый набор канцпринадлежностей для каждой группы (по необходимости), таблицы, схемы.
Цель проекта:
расширение поисково–исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
приобщение к культуре исследования;
воспитание индивидуальной творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.
Характеристика проекта, подготовленного к защите:
По характеру доминирующей в группе деятельности:
творчески – исследовательский;
роле-игровой;
творчески – информационный;
практико – ориентированный.
По предметно – содержательной области: межпредметный (литература – история, т. к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).
По количеству участников: коллективно – групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: спаренный урок (90 мин. с перерывом).
Этапы работы над проектом (технология).
Замысел проекта:
разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
проект стал значимым для учащихся – выпускников школы ІІ ступени.
Постановка проблемы:
когнитивный метод – ведущий;
выявление актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания познавательного интереса к изучению прошлого своего отечества, осознания гениальности поэта.
Этапы движения гипотез:
коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
разделение на группы;
постановка частных задач внутри каждой группы;
определение основных методологических понятий исследования.
2. Планирование:
составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
распределение заданий между членами группы.
Выполнение:
сбор информации, создание «информационного багажа».
Пошаговый анализ материала:
синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
обоснование практического применения результатов (в данном случае – воспитание эстетических и патриотических чувств, познавательного интереса к произведениям А.С.Пушкина);
формирование проектных частей;
Социализация – защита выполненной работы.
Ход урока.
Создание психологического комфорта на уроке – важнейшее условие заключительного этапа работы над проектом. Оформление призвано стать индуктором положительных эмоций, творческого погружения в эпоху, а также реализации идеи свободного творчества учащихся, активного преломления темы в условиях групповой работы в соответствии с творческими склонностями на основе знаний и умений, приобретённых на уроках литературы.
І. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3 минуты.
Деятельность учащихся:
1. запись темы, эпиграфа;
внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.
Сегодня мы продолжаем изучение творчества А.С.Пушкина - гениального русского поэта. Его творчество является воплощением свободолюбия, богатства человеческой души, стремления к справедливости, патриотизма, мудрости и гуманных чувств народа, поэтому те вопросы, которые он поднимал в своей поэзии и прозе всегда актуальны. Мы окунёмся в далёкое прошлое, а именно в тридцатые годы ХІХ столетия, к ним относится расцвет пушкинской прозы. Эта пора в творчестве поэта вошла в литературу как Болдинская осень. Именно тогда Пушкиным будут созданы шедевры, среди них – «Повести Белкина».
Вот об этом мы и будем говорить.
Инструкция.
Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый из вас пытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:
умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
оригинальность защиты.
3. Оценка наглядности:
полнота доказательств;
уместность отражённого;
грамотность;
эстетика.
4. Оценка ораторского искусства:
умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.
(Оценочные бланки на столе у каждой группы).
В конце урока мы с вами должны иметь обобщенные и систематизированные знания об особенностях творчества А. С. Пушкина; понимать точку зрения и уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Обратите внимание на эпиграф к уроку (Чтение уч-ся).
Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский
ІІ. Создание проблемной ситуации:
Какие вопросы поднимает А.С.Пушкин в прозаических произведениях?
Все эти вопросы, так или иначе, вы поднимали в своих исследованиях.
ІІІ. Этап поиска решения проблемы.
Защита.
Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы – 4 минуты.
Первая группа – исследователи-теоретики; они же сегодня рекордеры класса (учащиеся отвечают за память класса, призванные в течение урока фиксировать на бумаге представляемые группами выводы по проводимому исследованию).
Тип проекта – научно-исследовательский. Учащиеся доказывают актуальность, обозначают объект, предмет, цели; выдвигают гипотезу, озвучивают методы и приёмы работы.
(См. Приложение №1).
Вторая группа – художники, творческий проект.
Нарисуйте иллюстрации к данным цитатам (по выбору учащихся)
(См. Приложении № 2).
Третья группа роле-игровой, творческий проект.
Составьте кадры кинофильма на сюжет повести «Станционный смотритель».
(См. Приложение № 3)
Третья группа – творчески-информационный проект. Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
«Повести Белкина» («Станционный смотритель») впервые воссоздали облик Росси в сложной социальной обстановке. Интерес к многообразию жизни, к простому человеку знаменовал важный шаг в развитии русской прозы. Изображение жизни разных слоёв общества, социального своеобразия среды, определяющей своеобразие характеров, явилось тем новым, что внёс Пушкин в русскую литературу, поэтому цель работы нашей группы – ознакомление участников проекта с информацией, её анализ и обобщение материала, предназначенного для защиты.
IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности. минут.
Деятельность учителя:
- вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости).
Деятельность учащихся:
- окончание работы с таблицей.
Приложение № 4
V. Практико-ориентированный проект. минут.
Приложение № 5
VI. Этап формулирования выводов. минут. Выводы рекордёров о результатах исследования и итоги тест-контроля.
Приложение № 6
VII. Заключительное слово учителя. минут.
Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, консультирующая, обучающее - информативная.
Краткое содержание выступления.
Поэзия А.С.Пушкина созвучна нашей эпохе своим свободолюбием, оптимизмом. Своими произведениями он утверждает чувство любви и уважения к личности человека, веру в могучую силу его разума, все те добрые чувства, которые глушились и подавлялись в жестокий век поэта и которыми столь полна теперь жизнь людей, наша действительность. В соответствии с этим нами был проведён социологический опрос и анкетирование среди учащихся 8-х классов нашей школы по десяти критериям. Были предложены вопросы о произведениях А.С.Пушкина и современных (сравнение). Цель ставилась следующая: насколько сформирован уровень интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Полученные данные представлены в виде диаграмм, отразивших средний уровень развития интереса к творчеству А.С.Пушкина; довольно пассивное отношение к историческим событиям, средний уровень интереса к социальной жизни народа в прошлом и его мировоззрению, слабо выраженное стремление к самопознанию (единичные случаи – высокое и достаточное), зато … завышенная (зачастую) система самооценки и т. д..
Таким образом, развивать в себе интерес к творчеству – одна из наиболее актуальных проблем сегодня. Предмет литературы один из первых даёт нам такую возможность.
Исследование повести «Станционный смотритель» стало предметом нашего исследования, тем более интересно, что эта повесть самая популярная из «Повестей Белкина». Это объясняется тем, что в ней затронуты важнейшие вопросы жизни народа.
Объект – повесть «Станционный смотритель».
Цель: проанализировать предмет исследования и доказать гипотезу: особенности реальной жизни и истории общественных отношений народа, его социальной жизни, мировоззрения и национального характера отражаются в повести «Станционный смотритель».
Метод исследования – повествовательный; использованы элементы приёма статистического анализа, приём классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемого на основе определённого принципа.
Исходное направление – определение познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Поскольку мы рассматриваем повесть во временном отношении, следовательно, следует остановиться на тех временных отрезках, для которых особенно характерна данная тематика произведений.
Исследование каждой группы – шаг в цепи общего доказательства гипотезы о том, что социальная тематика повести занимает значимое место
Приложение № 1
План анализа
Название произведения.
Время написания (год или период).
Указать историческую основу (если она есть), кому посвящено (если это имеет место), назвать прототип героя.