kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема урока: «…великим человека делает путь» (Нравственный выбор героя в рассказе Б. Екимова «Фетисыч»)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комментарий к уроку

Урок основан на элементах технологий продуктивного чтения, проблемного диалога, развития критического мышления через чтение и письмо. Данные  технологии позволяют учителю организовать изучение произведений художественной литературы так, чтобы ученики не были пассивными слушателями на уроке, а активно включались в процесс чтения, восприятия и анализа художественного текста, что обеспечивает реализацию системно -деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На этом уроке беседа о писателе, его жизни не состоялась, так как было решено вызвать интерес к личности писателя через изучение его произведения («произведение - автор»). Разговор о писателе, его жизни и других его произведениях, основанный на личном восприятии школьников,  состоится на других уроках внеклассного чтения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема урока: «…великим человека делает путь» (Нравственный выбор героя в рассказе Б. Екимова «Фетисыч»)»»

Шакирзянова Райса Ильгизовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Балтасинская гимназия»

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

Тема урока: «…великим человека делает путь» (Нравственный выбор героя в рассказе Б. Екимова «Фетисыч»)»

Комментарий к уроку

Урок основан на элементах технологий продуктивного чтения, проблемного диалога, развития критического мышления через чтение и письмо. Данные технологии позволяют учителю организовать изучение произведений художественной литературы так, чтобы ученики не были пассивными слушателями на уроке, а активно включались в процесс чтения, восприятия и анализа художественного текста, что обеспечивает реализацию системно -деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На этом уроке беседа о писателе, его жизни не состоялась, так как было решено вызвать интерес к личности писателя через изучение его произведения («произведение - автор»). Разговор о писателе, его жизни и других его произведениях, основанный на личном восприятии школьников, состоится на других уроках внеклассного чтения.

Цели:

1.Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость рассказа Б. Екимова «Фетисыч».

2.Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст; формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.

3.Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной и духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию.

4.Содействовать воспитанию у детей ответственности, рассудительности, эмоциональной отзывчивости.


Средства обучения: сигнальные карточки (зелёные и красные); презентация; толковые и энциклопедические словари; компьютер, проектор, экран.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УДД

I. Мотивация и целеполагание

(предкоммуника-тивный)


Отрывок фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского» (герой расстаётся с семьёй, чтобы получить образование)

Обращается к ученикам:

-Ребята, что пришлось сделать герою?


Отвечают на вопрос, объяснить своё решение, обмениваются мнениями. (Ответы ребят принимаются, но не комментируются)


Р:целеполагание
- планирование;
прогнозирование;

К: слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

П.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

II. Подводящий к теме диалог


Диалогом подводит учеников к теме урока.

- Вам когда-нибудь приходилось принимать решение?

-Если вам хотя бы раз приходилось принимать решение, поднимите красную карточку. Если же не приходилось - поднимите синюю.

-Скажите, пожалуйста, какие чувства боролись в вас, когда вы принимали решение?


-Ребята, легко ли принять решение, думая, прежде всего о других, а не о себе?

Большинство учеников поднимают красную карточку.





Выстраивают цепочку своих чувств письменно.(неуверенность, боязнь, страх, ответственность, понимание, вера, надежда)


Думают, высказывают предположения, каждый приходят к определённому выводу.


Напоминает о домашнем задании.

Приём:«Двойной дневник».
- Итак, ребята, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами рассказа «Фетисыч». Тем более дома по ходу изучения произведения вы фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).


Заинтересовавшая меня мысль

Комментарий



















На доске выражение: «Есть два важных выбора в жизни: принять обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по их изменению».

-Ребята, свяжите это выражение с характером главного героя рассказа Б. Екимова «Фетисыч». Только постарайтесь выразить своё мнение одним словом или словосочетанием.

-Почему его назвали Фетисычем?

-Ребята, что вы хотите узнать сегодня, чему научиться?

Работают в группах над оформленной дома таблицей: «Двойной дневник».

Обсуждают в группах записи в дневниках. Обмениваются впечатлениями.Выбирают одну наиболее интересную, необычную, новую мысль и представляют классу. Мысли ребят:

- Грубостьотчима огорчает.

- Яков на грубость не отвечает грубостью.

- Мать не хочет понять доброе дело сына.

- Отчим пьёт, не работает, ругается, но растёт хороший сын.

- Яков уроки никогда не пропускает, ещё и других детей учит быть ответственным.

- Как это люди свою же деревню разрушают.

- Дети разных возрастов учатся вместе.

- Дети Якова слушают, уважают, хотя он такой же ребёнок.

- Яков легко умеет планировать свой день.

- Умеет думать наперёд.

- Переживает за просто так проходящий день.

- Дети остались без учителя, и никто из взрослых по этому поводу не переживает, кроме девятилетнего мальчика.

-Сердечко Якова колыхнулось от неожиданной радости.

- Старается поддержать настроение одноклассников.

- Яков думает и о судьбе детей, и о судьбе школы.

- Как маленький человек мог понять, что нельзя было оставить свою школу?

- Лишь Яков знает, как тетради проверять, как ставить отметки.

- Мальчик плакал и плакал, пока не уснул.

- Во сне Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила.

- Мать, сердцем почуяв тревогу и боль сына, услышала и пришла, сидела на краю постели.

- К рассвету прояснилось, хутор был живой.

Высказывают предположения

(мужественный, взрослый, рассудительный, думающий о других, ответственный, дорожит временем, бесстрашный, мудрость и совестливое отношение к жизни.)



Отвечают на вопрос.

(За разговорчивость, за стариковскую

рассудительность, мудрость)

Оформляют таблицу:«Знаю-хочу узнать, умею-хочу научиться»

П.: самостоятельно вычитывать все виды информации, адекватно воспринимать информацию текста, учатся пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст, таблица, схема); перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Р:самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

III.Выявление первичного восприятия текста


IV.Этап анализа текста. (Актуализация

субъективного

опыта учащихся)

Комментирован-ное чтение фрагментов рассказа.

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.




Предоставляет ученикам эпизоды рассказа.

-Ребята, найдите в эпизодах рассказа аргументы, в которых говорится обочерствевшей души взрослых и живой души мальчика. Прочитайте эпизоды, отметьте важное(!)

Отметьте в эпизодах рассказа строчки – аргументы.

Проводит словарную работу

Курочат- разрушают

Чирики – мягкая обувь

Прохладничают- проводить время в безделье

- О чём говорит чёрствая душа взрослых?

( Взрослые не берегут того, что имеют, не хотят трудиться, спиваются и растаскивают последнее общественное добро).




Объявляет мини-дискуссию.

- Почему же тогда автор пишет:

« Хутор был живой?»




Проводит аналитическую беседу:

- Кто его таким воспитал?

- Какая трагедия приключилась?

- Как проявил себя Фетисыч в трагический день смерти учительницы?

- К какому решению он пришёл?

Предлагает послушать эпизод.

Приём: «Письмо по кругу»

Предполагается групповая форма работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций».







Читают эпизоды «про себя».

Обмениваются впечатлениями.

1 и 2 группа отмечают строчки-аргументы о души взрослых.

1. Дед Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. (Аргумент из текста)

2. Курочат все подряд. Все на пропой, на пропой. (Аргумент из текста).

3. Им бы чего-нибудь украсть и пропить. (Аргумент из текста).

4. Мужики прохладничают(Аргумент из текста).

3 и 4 группа отмечают строчки-аргументы о души Фетисыча.

1.Так искренне было это мальчишечье, детское огорчение…(Аргумент из текста).

2.Нельзя было оставить свою школу. Тогда там все кончится, рухнет.(Аргумент из текста).(Приложение 1)

Дискуссия.Обмениваются мнениями в группах.

(Жизнь продолжается, несмотря на все

трудности, потому что есть Фетисыч с его ответственностью перед собой и перед другими, нравственной стойкостью и живой душой)

Комментируют, обмениваются мнениями, делают выводы (найти учителя и продолжить учёбу).




Слушают эпизод: «С Галиной Федоровной повидался», - доложил Яков ребятам. - Обещала найти учительницу.

И разом перешел к учебным делам:

- Кто должен заполнять настенный календарь природы? Капустины, ваша обязанность? Почему не заполнили? И разом давайте тетрадки по природоведению. Все вопросы страницы пятидесятой и пятьдесят первой. У Маринки погляжу домашнее - и вас буду

проверять и спрашивать. Надо учиться, а не сидеть зря. Придет новая учительница, а все отстали. А цветы не политы, - попенял он старшей Маринке. - Совсем свяли. Вон в алешкинской школе сколько цветов... Они не забывают. Ворчливым упрекам своего старшего ребята даже обрадовались. Без Якова было пусто. А теперь по-прежнему все пошло: класс, уроки, строгий Фетисыч, словно смерть учительницы ничего не изменила в их жизни....»

(Приложение 2)

Ребята работают в режиме “письмо по кругу”.

V. Работа по группам.

Предлагает прочитать эпизод сна, даёт каждой группе своё задание.

Ресурсный круг:

- Якову снится сон, он видит свою учительницу и новую, светлую школу, перед ним сложный выбор. Давайте попробуем прочувствовать состоянии героя, когда он горько плачет во сне.

(Учитель выступает в роли консультанта,инструктирует учащихся в случаезатруднения, направляет, при необходимости даёт алгоритм действий,

обеспечивает справочной литературой)

Один ученик выразительно читает эпизод.(Приложение 3)

Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга, делегируют одного или нескольких учащихся для представления отчёта группы.

1. «Визуалы».Расскажите, что вы видите, думая об этом сне?

2. «Аудиалы».Что вы слышите, думая об этом сне?

3. «Кенистетики». Что вы чувствуете, думая об этом сне?


К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, координировать с позициями партнёров в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

VI. Социализация, афиширование результатов деятельности учащихся в форме выступлений.

Слушает учащихся, способствует тому, чтобы состоялся обмен мнениями. Оказывает помощь в организации сотрудничества, в ведении учебного диалога, дискуссии, стимулирует и поддерживает интерес.

Слушают отчёты спикеров других групп, задают вопросы уточняющего характера.


К: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

VII. Работа с текстом после чтения.

Обобщение.

Рефлексия.

Определение темы урока.

Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.




















Рефлексия.











Обобщение

Задаёт вопрос для обсуждения.

-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Делятся своими формулировками темы урока.(«Важный выбор Юшки», ««Взрослый» мальчик и безответственные взрослые», «Мальчик с большим сердцем», «…великим человека делает путь» др.), выбирают ту, с которой согласны все: «…великим человека делает путь»

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

Р:самостоятельно формулировать проблему (тему) урока

Читает эпизод рассказа и даёт возможность сформулировать основную идею текста.

В начале урока я спросила у вас:

- Легко ли принять решение, думая, прежде всего о других, а не о себе?

- Каким будет ваш ответ в конце урока?

1 группа

-Какой выбор и почему сделал Фетисыч? Мог ли герой поступить иначе?

2 группа

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

3 группа

- Что и кто влияет на нравственный выбор героя?

4 группа

- Какой главный урок дала Мария Петровна своему ученику?







Предлагает охарактеризовать свое эмоциональное состояние на уроке, осуществив выбор и озвучивание цитаты:

1.«Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)

2.«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А.С. Пушкин)

3.«Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)

4.«И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)

5.«Я счастлива…» (А. Ахматова)

Учитель озвучивает свою цитату:

Случайно ничего не происходит…

Есть тайный смысл законов бытия.

Написано: кто ищет, тот находит,

И кто стучит, тому и отворят.

Случайности у жизни не бывает…

В судьбу свою ты верь или не верь,

Но, коль на стук тебе не открывают,

То громко ли стучишь и в ту ли дверь?


Слушают эпизод, высказывают свою точку зрения, аргументируют, делают вывод.

«Они ведь ждать его будут, а он не придет. Прийти он не мог, потому что нельзя было оставить свою школу. Тогда там все кончится, рухнет. Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю - это Яков знал точно - школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить. Первое время - по ночам, таясь. А потом среди бела дня, наперегонки, кто быстрее успеет». (Приложение4)

Ученикиприходят к выводу:

Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце.

Фетисыч слышит свою совесть и своё сердце. А учительница дала ему урок ответственности, человечности, доброты. От его выбор зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Он не может подвести ребят и Марию Петровну, ведь они верят в него.


Характеризируют свое эмоциональное состояние на уроке, осуществляют выбор и озвучивают цитаты.


К: формулировать своё мнение, позицию, аргументировать.

VIII. Домашнее задание.

Устное:

ответить на вопрос: «Какой человек Борис Екимов? О чём и о ком он писал? Почему Б. Екимов написал рассказ «Фетисыч»?»

Письменное задание на выбор:

1. Написать письмо Фетисычу.

2. Подготовить проект «Тема нравственного выбора» в рассказе «Уроки французского» и рассказе Бориса Екимова «Фетисыч».

 



П: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.







Приложение1.

1.Чистая душа мальчика.


- В школу нас берут, пожалуйста. А как добираться? Колхоз не будет возить. Говорят, становитесь по квартирам. …где такие деньги взять? Тем более за троих. А Маринка Башелукова, та и вовсе - кроха. Куда ее отпустят родители? Вот и все... И как хочешь... Учительницу бы нам найти, - попросил он. Неделя прошла. Так и месяц пройдет, и зима. На второй год оставаться? Так искренне было это мальчишечье, детское огорчение…. У крыльца, отмывая в корыте грязные сапоги, он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет.


2. Чистая душа мальчика.


Нельзя было оставить свою школу. Тогда там все кончится, рухнет. Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю - это Яков знал точно - школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить. Первое время - по ночам, таясь. А потом среди бела дня, наперегонки, кто быстрее успеет. К Новому году от школы останется лишь пустая коробка с черными проемами. Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой.


1.Чёрствая душа взрослых


В бывшем медпункте, где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился в высокое блестящее кресло. Оно вращалось. Крутнешься раз-другой – и дальше пошел. Клуб еще год назад стоял на запоре. Нынче - все раскрыто. Сцену разобрали, выдрали полы. Дед Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. Красный цвет, он приметный. Полхутора в этих чириках щеголяли. В бывшем магазине можно было залезть в большой холодильник, прикрыть дверцу - и вроде тюрьма. Там же лежал на боку тяжелый запертый сейф. Его курочили, но так и не открыли.


2. Чёрствая душа взрослых

Через комнаты глуховато, но слышно было, как ругается мать:

- Это вы вчера рамы с медпункта пропили? Доумились?

- Разведка доложила?

- Доложила. Курочат все подряд. Все на пропой, на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку постановить, как у кумы Таисы. Шифера бы листов пять или досок, хоть горбыля. Люди во двор тянут, для дела, а ты...

- Пузырь поставь - и к тебе притянем.

- Да уж все растянули. Свинарник какой расхороший был, сколь шиферу, сколь досок. А в клубе, говорят, и полов уж нет. Только и глядите, где бы чего украсть и пропить. Нет чтобы на ферму прийти да женам помочь, - корила Анна. - Бабы - в мыле, а мужики прохладничают.


Приложение 2

«Письмо по кругу»

- С Галиной Федоровной повидался, - доложил Яков ребятам. - Обещала найти учительницу.

И разом перешел к учебным делам:

- Кто должен заполнять настенный календарь природы? Капустины, ваша обязанность? Почему не заполнили? И разом давайте тетрадки по природоведению. Все вопросы страницы пятидесятой и пятьдесят первой. У Маринки погляжу домашнее - и вас буду проверять и спрашивать. Надо учиться, а не сидеть зря. Придет новая учительница, а все отстали. А цветы не политы, - попенял он старшей Маринке. - Совсем свяли. Вон в алешкинской школе сколько цветов... Они не забывают. Ворчливым упрекам своего старшего ребята даже обрадовались. Без Якова было пусто. А теперь по-прежнему все пошло: класс, уроки, строгий Фетисыч, словно смерть учительницы ничего не изменила в их жизни....

Приложение 3

Сон Фетисыча

Снова снилась ему школа, теперь своя, но такая похожая на алешкинскую: с просторными светлыми коридорами, с плетучей зеленью по стенам и потолку, со стеклянной оранжереей. И будто он, Яков, вел по школе и показывал ее своей старой учительнице, Марии Петровне. Учительница ахала, удивлялась и хвалила Якова: "Молодец..." А вокруг шумела детвора. Много ребят. И за стенами школы, на хуторской улице, было людно. Просто кипел народ, как на базаре. Голова от людей кружилась. А Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила: "Молодец, молодец..." - и гладила его по голове горячей ладонью. Было сладко на душе от этих похвал, слезы подступали. И Яков не сдержался, заплакал. А горячая ладонь гладила голову мальчика и лицо, вытирала слезы, и добрый голос шептал и шептал: "Ну чего ты, сынок... Ну чего ты плачешь... Ну проснись, не плачь..." И горячие слезы сушили слезную влагу.

Это мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:

- Я здесь, мой сынок... Не плачь... Ну не плачь...

Приложение 4

Вопросы о выборе перед Фетисычем

«Они ведь ждать его будут, а он не придет. Прийти он не мог, потому что нельзя было оставить свою школу. Тогда там все кончится, рухнет. Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю - это Яков знал точно - школу разгромят. Сначала вынут стекла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить. Первое время - по ночам, таясь. А потом среди бела дня, наперегонки, кто быстрее успеет».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Шакирзянова Райса Ильгизовна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства