kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А. Бунин «Подснежник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

- совершенствование навыка анализа художественного текста;
    выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности. определить особенности рассказа;
    выявить позицию автора в рассказе;
- расширить и углубить понятия: сюжет художественного произведения, художественный образ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подснежник Урок »

Технологическая карта урока литературы

Предмет:

Литература

Класс

5

Учитель:

Стародубцева Л.Х.

Тема урока:

И.А. Бунин «Подснежник».

Тип урока:

урок внеклассного чтения

Цели деятельности учителя:

- совершенствование навыка анализа художественного текста;

  • выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности. определить особенности рассказа;

  • выявить позицию автора в рассказе;

- расширить и углубить понятия: сюжет художественного произведения, художественный образ

Задачи:

Обучающие: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

Развивающие: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, находить ключевые темы, их роль в произведении; умение определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

Воспитательные: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе

Предметные умения:

воспринимают на слух литературное произведение адекватно, умеют анализировать литературное произведение, понимают и формулируют тему, идею, характеризуют героев, сопоставляют их, определяют изобразительно - выразительные средства языка, понимают их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулируют собственное отношение к произведению, создают творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения


Планируемые результаты

Познавательные: осознают познавательную задачу, слушают текст , извлекают нужную информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества

Термины:

Метафора, эпитет, портрет

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

презентация

Технологии:

использование стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками».

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \

УМК:

Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.



Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II. Вызов

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации(оформляется в виде кластера).

- Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

- Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? Запишите.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока).

- Каковы будут задачи урока?

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.


III. Стадия осмысления. Чтение с остановками.


-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.

Обратимся к тексту.

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

-Что вы знаете о празднике масленицы?

-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

2 остановка

-Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

-Соотнесите записи в таблице.

Саша

Отец

Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

-Для чего автор прибегает к антитезе?

-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

- Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...

3 остановка

- Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

Познавательные УУД:

1. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

2. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;, таблица,);

3. осуществлять анализ и синтез;



Регулятивные УУД:

1. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции















Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, слушают текст , извлекают нужную информацию.



Коммуникативные УУД:

высказывают и обосновывают

свою точку зрения.

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.















Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.



















IV. Релаксация

Чайковский « Времена года» « Подснежник»

Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.



Предметные результаты: воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.



V. Осмысление. Чтение с остановками. ( Продолжение работы)



- О чем дальше расскажет И.А. Бунин?

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

4 остановка

- Почему же сын счастлив?

- Что произойдёт дальше?

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

- Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

- Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

- До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».


Личностные УУД:

участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


Коммуникативные УУД

1. умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. формулируют собственное мнение и позицию



2. адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Предметные УУД:

1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

2. адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

VI. Стадия рефлексии:



1) Дискуссия

-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?

-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?

- Вернёмся к вашим записям в тетради. Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожидаемым, а что неожиданным?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так? (Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность).



-Что хочет донести автор до читателя?

-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И.А.Бунина «Подснежник» о…»

2) Творческая переработка информации.

Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Подснежник.

Нежный, чистый.

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

Незащищённость.


Личностные УУД:

участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества

Коммуникативные УУД: строят небольшие монологические высказывания



VII. Информация о домашнем задании

1. Прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.

2. Дать ответ на вопрос «О чем заставляет задуматься рассказ Бунина?»

Личностные УУД:

формирование навыков организации своей деятельности



10


Просмотр содержимого документа
«рефлексия»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


  1. Какое средство выразительности используется И. Буниным в следующем отрывке?

«Белый дым волнующими клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени».

А) гипербола

Б) эпитет

В) олицетворение

Г) сравнение

  1. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы И. Буниным в рассказе «В деревне»:

А) молодой (снег), мертвое (молчание);

Б) сугроб, набитый вчерашней метелью;

В) задумчиво позванивает колокольчик.

  1. Объясните, почему рассказ И. Бунина называется «Подснежник»?



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



План анализа рассказа

1. Главная тема рассказа.

2. Идейная направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя.)

3. Место действия.

4. Основные события.

5. Действующие лица (главные и второстепенные).

6. Внимание автора к духовному миру героев (нравственное и духовное развитие).

7. Роль автора в этом рассказе.

8. Мое отношение к героям и к рассказу в целом.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задания для группы №1.

На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

Задания для группы №2.

На сколько эпизодов можно разделить рассказ? Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание? Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?


Задания для группы №3.

Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).


Задания для группы №4.

Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить; звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже).


Задания для группы №5.

Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет). Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).



ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Ф.И.______________________________________

Заполните графы таблицы.

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

















Просмотр содержимого документа
«текст »

Иван Алексеевич Бунин

ПОДСНЕЖНИК

     Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

   Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

   Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

   А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

   На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

   Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

   Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

   Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

   - Мерси, папочка!

   Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

   В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...

   Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

   А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

   Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

   - Подано, Николай Николаич!

   И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

   - Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

   И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...

   А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

   - До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

  

   1927



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А. Бунин «Подснежник».

Автор: Стародубцева Лариса Халиловна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 355099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства