kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения нацелен на расширение представления семиклассников о своеобразии раскрытия темы Родины поэтами-вологжанами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БАЙКАЛЬСКИЙ ВАЛЬС»

Приложение №5.

БАЙКАЛЬСКИЙ ВАЛЬС


Не такой, как все озёра, голубой Байкал.

Красоту земли и неба – в берега свои вобрал,

Хоровод берёзок тонких в синеву глядит,

А в байкальских чистых водах колдовская сила спит.

В бухтах спят шальные ветры, ждут своей поры –

Баргузин, Култук, Шелонник, злее нет Сармы.

Небо в тучах почернеет, закипит волна,

И запляшет в дикой пляске чёрная вода.

Если ветры повстречались, значит, быть беде –

Ураган жестокой силы, не спастись нигде.

Но утихнут ветры скоро, снова тишь да гладь.

На волнах барашков белых больше не видать.

Бродят синие туманы летом, осенью, зимой,

Лишь январские морозы принесут покой.

Ледяное покрывало ляжет между скал,

Миллионами иголок заблестит седой Байкал.

В изумрудном водном царстве жизнь зимой кипит,

Даже нерпа поселилась среди моря жить.

Уголок природы дикой мы должны сберечь,

Чтобы внуки ожидали

С красотой байкальской встреч.

Т.Г.Долбунова.








Просмотр содержимого документа
«Долбунова Т.Г.»

Приложение №4.

Тамара Григорьевна Долбунова.

Слово о поэтессе.

В центре деревни Гора стоит дом, к которому мы приходим каждое лето. Он утопает в зелени. Весной цветы черёмухи сменяются яблоневым бело-розовым кружевом, свадебным нарядом рябины. Огород полон птичьего гомона. Дом прост, без украшений. Жители деревни помнят его хозяев, семью Савичевых. Глава её, Савичев Григорий Андреевич, фронтовик, выстроил этот дом для своей большой и дружной семьи. Он и его жена, Ульяна Филлиповна, работали в колхозе. В семье подрастало пятеро детей: Анна, Тамара, Вера, Николай, Валя. Они отличались трудолюбием, хорошо учились.

Тамара Григорьевна проживает в далёком от родной деревни городе Байкальске Иркутской области. Родилась 28 июля 1946 года, училась в Блиновской начальной школе, с пятого класса – в Коварзинской семилетней, проживала в интернате. Помогая семье, уже в школьные годы работала почтальоном. После окончания школы уехала в город Петрозаводск, где работала няней у знакомых и училась в вечерней школе. Отец скончался, матери нелегко было вырастить детей одной. Из Петрозаводска Тамара уехала в Казахстан. В 1969 году она приехала в город Байкальск. Именно там, в городе, который стоит на берегу прекрасного озера Байкал, наша землячка начала писать стихи. В 1984 году Тамара Григорьевна впервые прочитала своё стихотворение «Вечер памяти» и стала посещать литературное объединение «Прибой». Её стихи, сказки, загадки для детей печатают в сборниках и местных газетах. В своём творчестве Тамара Григорьевна поднимает тему спасения природы, озера Байкал, его удивительного мира.

В поэтическом творчестве Долбуновой Тамары Григорьевны особое место занимают произведения о малой родине, семье.

Воспоминания о родном доме родили строки:

Воскресенье, воскресенье,

Чем-то в доме вкусным пахнет,

Разрумяненная мама

Подаёт к столу пирог.

И как будто снова детство,

Будто мы не мамы сами,

И не наши это дети

С потемневшими усами

Собрались сегодня вместе

На родительский пирог.

Завтра снова понедельник,

Снова тысячи дорог,

Но сегодня – воскресенье,

И, забыв про все волнения,

Уплетаем с восхищеньем

Вкусный бабушкин пирог.

До чего же детством пахнет!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века»

1. Пояснительная записка.

Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века» проводилось в 7 классе. Программа 7 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Русские поэты ХХ века о России». Среди представленных для изучения авторов только один поэт-вологжанин, А.Я.Яшин. Достаточно логичным в рамках изучения данной темы было проведение урока внеклассного чтения, которое позволило расширить представление семиклассников о своеобразии раскрытия темы Родины в стихах поэтов-вологжан ХХ века. Перед учителем стояла трудная задача: пробудить интерес к поэзии вологжан, желание продолжить изучение данной темы самостоятельно. Обучающимся было предложено написать творческую работу, подумать над содержанием лирического произведения по заданным вопросам, представить иллюстрации к лирическим произведениям данной тематики, сделать пусть маленькое, но самостоятельное открытие.

Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.

Цель: расширение представления семиклассников о своеобразии раскрытия темы Родины в стихах поэтов-вологжан ХХ века

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «Родина» через лирические произведения А.А.Романова, Т.Г.Долбуновой, Н.М.Рубцова;

  • совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;

  • обратить внимание на образы-символы, распространённые в УНТ и встречающиеся в лирических произведениях названных авторов;

  • развивать у учащихся языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;

  • воспитывать интерес к чтению, любовь к слову и уважение к родной земле.

Тип урока: урок анализа лирического произведения.

Ожидаемые результаты: вызвать

- эмоциональный отклик в сердцах семиклассников;

-желание изучать поэзию поэтов-вологжан;

-желание выразить отношение к теме Родины, раскрываемой в лирике ХХ века;

-желание создать свою обложку будущей хрестоматии «Поэты – вологжане ХХ века о Родине, России».

Основные умения и навыки:

Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи, выводы.

Оборудование: иллюстрации, тексты стихотворений А.Романова и Т.Г.Долбуновой, презентация, музыкальные приложения.

ТСО: Мультимедиапроектор, компьютер.




2.Методическая разработка урока.

Тема урока: «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века».


Название: «Родина – одно на свете чудо…» (А.Романов).

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель начинает строками песни из к./ф. «Судьба».

Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,

Единственной зову,

Спроси – переспроси меня -

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Когда-то нарекли.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я не случайно начала наше занятие словами очень известной песни. Она о родной земле, её прошлом и настоящем.

«Земля», «земляки» - простые, добрые, искренние слова. Мы с вами - земляки. Нас объединяет то, что мы живём в Кирилловском районе Вологодской области, где у каждого из нас есть тот уголок земли, которым мы дорожим, любовь к которому мы пронесём через всю жизнь. Посмотрите в окно. Там светит тёплое апрельское солнце. Вот и пришла весна!

Апрель богат знаменательными датами.

22 апреля – в России отмечают День Земли, поэтому в преддверии этого праздника мы поговорим о родной земле, деревне, природе. О тех вещах, которые дороги каждому человеку с детства.

«Родина – одно на свете чудо», - так говорил вологодский поэт А.А.Романов. Его словами хотелось бы назвать наше занятие (обращение к теме урока, эпиграфу). Слайд №1

Родина – одно на свете чудо.

Было так всегда и будет впредь.

Лишь она и светит и врачует,

Чтоб навеки сердцем не стареть.

А.Романов.

Слайд №2

О произведении этого человека мы поговорим сегодня на уроке, попытаемся увидеть отношение поэта к родной земле, откроем для себя новое имя в плеяде творческих людей 21 столетия и насладимся звучанием искренних, волнующих душу лирических произведений.

Я буду очень рада, если наша беседа не оставит никого равнодушным, позволит сделать пусть маленькое, но самостоятельное открытие.

А.Романов писал: «У каждого человека среди тысяч дорог, больших и малых, есть одна сокровенная – дорога в родные места… и у меня такая есть, быстрая и укатистая – навстречу лишь тугой ветер да маленькие деревеньки…».

Учитель: Ребята, давайте познакомимся. Дома вы написали небольшие творческие работы. Представьте их, выскажите свои мысли.

2.Творческая работа «Любишь ли ты свой край?» (ресурсный круг). Слайды № 3-7

Учитель:

- Спасибо. Любишь ли ты свой край? Странно звучит этот вопрос. Как же можно не любить кусочек земли, город, деревню, село, где ты родился, где прошла пора твоего детства, где живут дорогие тебе люди.

Я очень люблю свою «малую» родину. Это город Кириллов.

Наверное, я люблю этот край за загадочные леса, за церквушки, белеющие на угорах, за деревни с мерцающими в темноте огоньками окон, за людей, добрых, отзывчивых и простых, которые живут на нашей северной русской земле.

Родина, Россия для каждого русского человека – начало всех начал. Стоит, наверно, вспомнить слова С.А.Есенина: «Россия.. Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…».

Обращение к слайдам презентации № 8-15.

Голубой цвет – символ чистоты и святости России.

У.: «Живопись – это осуществлённая кистью Поэзия», - писал А.Романов.

Каждый художник – мастер цвета, и с помощью красок он доносит до нас свои мысли и чувства.

Поэт, выражая свои мысли и чувства, тоже думает символично, образно.

Что такое символ, образ?

Как вы понимаете ЛЗ этих слов?

Слайд №16

Учитель: «Нет поэта без родины», - замечал С.А.Есенин. Тема Родины, родной земли – одна из главных в русской литературе. У каждого писателя, поэта, драматурга мы найдем произведения, посвящённые родной земле, Родине. Мы не можем объять необъятное и обращаемся только лишь к одному лирическому произведению А.А.Романова.

3.Анализ стихотворения А.Романова «Умываюсь туманами севера…».

  • Слово о поэте (сообщение обучающегося). Слайды презентации №17-19. Приложение №1

Учитель:В автобиографии поэт сказал: «Родился я в деревне Петряево Сокольского района Вологодской области 18 июня 1930 года.

В 1945 году, после семилетки, мальчишкой уехал в Вологду да навсегда и остался в этом удивительном городе. Сначала окончил педучилище, потом пединститут. Это время определило судьбу.

Тема родины, Росси, судьба родительского поколения и жизненного пути моих сверстников – главное, что я пытался в … книгах донести до читателя».

Словарная работа до чтения стихотворения:

- пряслица,

- позарез,

- нужно,

- отчина,

- задаром,

- кузовок.

  • Анализ стихотворения (выразительное чтение стихотворения учителем).

Обсуждение стихотворения по заранее данным вопросам (Приложение №2).

Слайд №20.

! Давайте посмотрим, из каких образов-символов складывается у А.Романова представление о родной земле.

«Туманы севера», «клевера фиолетовые шары», «заря, словно красная мельница», «Горизонт, как берёзовое кольцо», «спелая рожь», «голубеют деревеньки». (Слайд №

Работа обучающихся с опорными карточками в парах (Приложение №3).

Слайды 21, 22.

Философские размышления автора: «Что же это – душа?» (Слайд № 23).

? Как отвечает поэт на вопрос: «Что такое душа?»

- «Душа – глубина пережитого,/Непрожитого высота».

? Как понять мысль автора?

У.: Обобщим всё сказанное. (Обращение к опорной схеме. Слайд №24).

«… я чувствую, как с годами, с возрастом понятие Родины обостряется и расширяется. Те, кто выдумал принцип «где хорошо, там и родина», убоги душой… Нет , родину не выбирают. Она там, где ты родился, где твой корень… И черствеет сердцем тот человек, который гасит в себе, как далёкую зорьку память о первоначальной своей родине…», - писал А.Романов.

4. Открытие урока – Т.Г.Долбунова.

  • Слово о поэтессе (сообщение члена краеведческого кружка). Приложение №4. Слайды № 25-28.

Учитель: «От судьбы не уйдёшь», - гласит народная мудрость. Парадоксально, но ещё в детстве, живя в д. Гора, что стоит на берегу живописного озера Иткольское, Тамара мечтала увидеть далёкий и загадочный Байкал. Отец Тамары Григорьевны очень любил петь, особенно нравились девочке те песни, в которых повествовалось о далёком северном крае, об озере Байкал. Часто приходя на берег о. Иткольское, маленькая Тамара мечтала о том, что когда-нибудь она увидит этот чудесный край.

Спустя много лет мечта Тамары Григорьевны Долбуновой осуществилась. Она живёт на Байкале и, приходя на берег озера, которое так мечтала увидеть в детстве, думает о своей далёкой родине.

В очередном письме краеведам нашей школы она сообщает, что не отказывается от мечты приехать на свою «малую» родину.

  • Анализ стихотворения Т.Г.Долбуновой «Байкальский вальс» (выразительное чтение стихотворения наизусть подготовленного обучающегося). Приложение №5.

? Что такое вальс? (Слайд № 29. Музыкальное сопровождение: Вальс из к.ф. «Мой ласковый и нежный зверь»).

? Какие художественные средства использует поэтесса, чтобы создать образ Байкала? (индивидуальная работа). Слайд № 30.

«Хоровод берёзок тонких в синеву глядит…».

«А в байкальских чистых водах колдовская сила спит…».

«И запляшет в дикой пляске чёрная вода…».

«Бродят синие туманы летом, осенью, зимой…».


«Ледяное покрывало ляжет между скал…».

«Седой Байкал…».

«В изумрудном водном царстве жизнь зимой кипит…»

? Какие строки стихотворения вы считаете главными?

  • «Уголок природы дикой мы должны сберечь -/ Чтобы внуки ожидали/ С красотой байкальской встреч…». Слайд №31.

  1. Заключение.

Сейчас вы услышите стихотворные строки известного вологодского поэта, у него своё видение образа Родины, как у каждого из нас.

Стихотворение Н.М.Рубцова в исполнении автора «Тихая моя родина…»(Музыкальное приложение). Слайд №32.

Музыкальное произведение на стихи Н.М. Рубцова «Привет, Россия, родина моя!» (Музыкальное приложение). Слайд № 33.

? Есть ли что-то общее в произведениях А.Романова, Т.Долбуновой, Н.Рубцова? (Слайд №34)

Обращение к эпиграфу (Слайд №35):

Учитель завершает занятие, подводя итог сказанному.

? Какие открытия вы сегодня сделали для себя? (ответы обучающихся).

Обучающийся читает стихотворение Н.Тихоновой «А это чувство самое святое…» наизусть. (Приложение №6).

6. Домашнее задание.

На выбор:

1.Анализ самостоятельно выбранного стихотворения изучаемой тематики.

2.Творческий проект на тему.

3. Отзыв об уроке.

4. Вариант обложки хрестоматии «Поэты – вологжане ХХ века о Родине, России».

7.Подведение итогов занятия. Объявление оценок.

3.Список использованной литературы.

  1. Перезвон. – Байкальск, 1999.

  2. Романов А. Чёрный хлеб. – М., «Молодая гвардия», 1975.

  3. Романов А. Дни прозрения. – М., «Молодая гвардия», 1985.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1984.

  5. Три века русской поэзии. Антология: В 2 т. Т.2. 19-20 вв. – М.: Литература, Мир книги, 2003.






















Просмотр содержимого документа
«Н.Тихонова»

Приложение №6.

Н. Тихонова.

А это чувство – самое святое.

Такой не опорочишь чистоты.

Они навеки – ивы над рекою,

И на воде стремительной плоты,

И бор – до каждой сосенки знакомый,

Желанная и близкая гроза,

Калитка у крыльца родного дома

И матери печальные глаза…

В моей душе какой-то мир особый!

Так край родимый дорого, так хорош!

Вот ты сюда не приезжай, попробуй

И сколько без него ты проживёшь?




Просмотр содержимого документа
«Опорная карточка(литература)»

Приложение №3.

Опорная карточка.

Основное значение образов-символов в народном творчестве.


Символ

Основное значение символа в народном творчестве

Цветы

Любовь, жизнь, веселье, радость.

Конь

Счастье, свобода, удача.

Дом (изба)

Добро, уют, прочность, счастье, Родина, пристанище.

Звезда

Судьба, красота, счастье, Русь, человечество, Вселенная, вечность.

Птица

Свобода, вестник счастья или несчастья, память о минувшем.

Ива

Грусть, печаль.

Небо

Чистота, счастье.

Дорога

Судьба, жизнь.

Кладбище

Память, связь с прошлым.






Значение цветовых эпитетов, распространённых в народном творчестве.


Цветовой эпитет

Значение цветового эпитета

Белый

Чистота

Чёрный

Печаль, смерть

Красный

Любовь, красота

Зелёный

Молодость

Синий

Чистота, святость






Просмотр содержимого документа
«Романов А.»

Приложение №1.

Любовь, беду, тревогу

Переплавляя в стих,

Поэт всех ближе к Богу

В страданиях своих…

А. Романов.


Александр Александрович Романов


Родился в деревне Петряево Воробьевского сельсовета Сокольского района. Мать его была колхозницей. Отец – учителем русского языка и литературы в местной Воробьевской семилетке. В Отечественную войну отец погиб под Выборгом. Саше пришлось рано повзрослеть. «Мое детство и отрочество,- вспоминает поэт,- это деревенские вдовьи посады, обезлюдевшие поля и сенокосы, ранний мужицкий труд и, конечно, красота родины, как мудрая и вечная сказка». В 1945 г., после окончания семилетки, Александр уехал в Вологду. Сначала окончил педучилище, потом пединститут. Знакомство, а затем и дружба с Александром Яшиным, Сергеем Орловым, Сергеем Викуловым, Валерием Дементьевым и другими писателями-земляками овеяли молодость поэзией.

После института, в 1952 г. Александр начинает работать в редакции областной молодежной газеты «Вологодский комсомолец». В 1956 г. выходит первая его поэтическая книжка «Признание друзьям», а в 1959 г. Романов уже становится членом Союза писателей СССР.

Образ России, судьба родительского поколения, жизненные пути сверстников, красота природы – главное, что поэт старался донести в своих книгах до читателей.

Всего в Москве и на Вологодчине издано около 25 книг А.Романова. Вот названия некоторых из них: «Сыновья любовь», «Радуга дней», «Черный хлеб», «Пласты», «Пятистенок», «Северные поэмы», «Красные тучи», «Дни прозрения», «Русь уходит в нас».

Кроме творческой работы, Александр Александрович постоянно занимался общественными делами. Более 10 лет был ответственным секретарем Вологодской писательской организации. Оказывал помощь молодым талантам, дружил со многими поэтами-земляками: В.Беловым, В.Коротаевым, Н.Рубцовым, О.Фокиной…

Александр Романов немного не дожил до своего 70-летия. Он скоропостижно скончался 5 мая 1999 г. Похоронен на родине, рядом с могилой матери.



Просмотр содержимого документа
«Умываюсь туманами севера»

Приложение №2

* * *

Умываюсь туманами севера,

Поднимаюсь легко на бугры,

И мне под ноги катятся клевера

Фиолетовые шары.

А заря, словно красная мельница,

Мне опахивает лицо.

Горизонт уплывает и светится,

Как берёзовое кольцо.

В спелой ржи, будто вытканы, вышиты, -

То возникнут, то пропадут –

Голубеют старинными крышами

Деревеньки и там и тут.

Здесь моя деревянная отчина.

Пусть я житель и городской,

А душе, кроме всякого прочего,

Позарез нужен край такой.

Не из тех я прохожих нечаянных,

Что заглянут на ночь одну

И у вдов, умудрённых печалями,

Ищут старую старину.

И хозяйки в домах удивляются:

Было время – просили кусок,

А теперь – то икону, то пряслицу,

То ручного тканья поясок.

И в цене не стоят – лишь скажите им,

Но теряются бабы тут:

Нет цены оценить пережитое,

И задаром всё отдают.

Мне ж чего покупать, если родиной,

Стариной её, новизной

Существо моё переполнено,

Будто небо голубизной.

Всё волнует: и травы шумные,

Свет реки и тень камыша.

Здесь опять невольно подумаю:

Что ж такое это – душа?

Не приёмник с чувствительной силою,

Чтоб включить и настроить мог,

Не берёзовый лист, не осиновый,

Не старинный какой кузовок.

А поёт, и грустит, и дрожит она,

И я думаю неспроста,

Что душа – глубина пережитого,

Непрожитого высота.

А.А.Романов.

Прочитайте стихотворение А.А.Романова и ответьте на вопросы:

  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

  • Как вы думаете, о чём оно?

  • Можно ли условно данное стихотворение разделить на смысловые части?

  • Выпишите себе в тетрадь опорные слова каждой части, каждую часть озаглавьте.

  • Какие строки стихотворения, на ваш взгляд, выражают основную мысль стихотворения?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века»

Автор: Амвросова наталья Сергеевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства