Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века»
1. Пояснительная записка.
Урок внеклассного чтения «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века» проводилось в 7 классе. Программа 7 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Русские поэты ХХ века о России». Среди представленных для изучения авторов только один поэт-вологжанин, А.Я.Яшин. Достаточно логичным в рамках изучения данной темы было проведение урока внеклассного чтения, которое позволило расширить представление семиклассников о своеобразии раскрытия темы Родины в стихах поэтов-вологжан ХХ века. Перед учителем стояла трудная задача: пробудить интерес к поэзии вологжан, желание продолжить изучение данной темы самостоятельно. Обучающимся было предложено написать творческую работу, подумать над содержанием лирического произведения по заданным вопросам, представить иллюстрации к лирическим произведениям данной тематики, сделать пусть маленькое, но самостоятельное открытие.
Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Цель: расширение представления семиклассников о своеобразии раскрытия темы Родины в стихах поэтов-вологжан ХХ века
Задачи:
раскрыть значение понятия «Родина» через лирические произведения А.А.Романова, Т.Г.Долбуновой, Н.М.Рубцова;
совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;
обратить внимание на образы-символы, распространённые в УНТ и встречающиеся в лирических произведениях названных авторов;
развивать у учащихся языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
воспитывать интерес к чтению, любовь к слову и уважение к родной земле.
Тип урока: урок анализа лирического произведения.
Ожидаемые результаты: вызвать
- эмоциональный отклик в сердцах семиклассников;
-желание изучать поэзию поэтов-вологжан;
-желание выразить отношение к теме Родины, раскрываемой в лирике ХХ века;
-желание создать свою обложку будущей хрестоматии «Поэты – вологжане ХХ века о Родине, России».
Основные умения и навыки:
Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи, выводы.
Оборудование: иллюстрации, тексты стихотворений А.Романова и Т.Г.Долбуновой, презентация, музыкальные приложения.
ТСО: Мультимедиапроектор, компьютер.
2.Методическая разработка урока.
Тема урока: «Тема деревни, родной земли в лирике поэтов-вологжан ХХ века».
Название: «Родина – одно на свете чудо…» (А.Романов).
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель начинает строками песни из к./ф. «Судьба».
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову,
Спроси – переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я не случайно начала наше занятие словами очень известной песни. Она о родной земле, её прошлом и настоящем.
«Земля», «земляки» - простые, добрые, искренние слова. Мы с вами - земляки. Нас объединяет то, что мы живём в Кирилловском районе Вологодской области, где у каждого из нас есть тот уголок земли, которым мы дорожим, любовь к которому мы пронесём через всю жизнь. Посмотрите в окно. Там светит тёплое апрельское солнце. Вот и пришла весна!
Апрель богат знаменательными датами.
22 апреля – в России отмечают День Земли, поэтому в преддверии этого праздника мы поговорим о родной земле, деревне, природе. О тех вещах, которые дороги каждому человеку с детства.
«Родина – одно на свете чудо», - так говорил вологодский поэт А.А.Романов. Его словами хотелось бы назвать наше занятие (обращение к теме урока, эпиграфу). Слайд №1
Родина – одно на свете чудо.
Было так всегда и будет впредь.
Лишь она и светит и врачует,
Чтоб навеки сердцем не стареть.
А.Романов.
Слайд №2
О произведении этого человека мы поговорим сегодня на уроке, попытаемся увидеть отношение поэта к родной земле, откроем для себя новое имя в плеяде творческих людей 21 столетия и насладимся звучанием искренних, волнующих душу лирических произведений.
Я буду очень рада, если наша беседа не оставит никого равнодушным, позволит сделать пусть маленькое, но самостоятельное открытие.
А.Романов писал: «У каждого человека среди тысяч дорог, больших и малых, есть одна сокровенная – дорога в родные места… и у меня такая есть, быстрая и укатистая – навстречу лишь тугой ветер да маленькие деревеньки…».
Учитель: Ребята, давайте познакомимся. Дома вы написали небольшие творческие работы. Представьте их, выскажите свои мысли.
2.Творческая работа «Любишь ли ты свой край?» (ресурсный круг). Слайды № 3-7
Учитель:
- Спасибо. Любишь ли ты свой край? Странно звучит этот вопрос. Как же можно не любить кусочек земли, город, деревню, село, где ты родился, где прошла пора твоего детства, где живут дорогие тебе люди.
Я очень люблю свою «малую» родину. Это город Кириллов.
Наверное, я люблю этот край за загадочные леса, за церквушки, белеющие на угорах, за деревни с мерцающими в темноте огоньками окон, за людей, добрых, отзывчивых и простых, которые живут на нашей северной русской земле.
Родина, Россия для каждого русского человека – начало всех начал. Стоит, наверно, вспомнить слова С.А.Есенина: «Россия.. Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…».
Обращение к слайдам презентации № 8-15.
Голубой цвет – символ чистоты и святости России.
У.: «Живопись – это осуществлённая кистью Поэзия», - писал А.Романов.
Каждый художник – мастер цвета, и с помощью красок он доносит до нас свои мысли и чувства.
Поэт, выражая свои мысли и чувства, тоже думает символично, образно.
Что такое символ, образ?
Как вы понимаете ЛЗ этих слов?
Слайд №16
Учитель: «Нет поэта без родины», - замечал С.А.Есенин. Тема Родины, родной земли – одна из главных в русской литературе. У каждого писателя, поэта, драматурга мы найдем произведения, посвящённые родной земле, Родине. Мы не можем объять необъятное и обращаемся только лишь к одному лирическому произведению А.А.Романова.
3.Анализ стихотворения А.Романова «Умываюсь туманами севера…».
Учитель:В автобиографии поэт сказал: «Родился я в деревне Петряево Сокольского района Вологодской области 18 июня 1930 года.
В 1945 году, после семилетки, мальчишкой уехал в Вологду да навсегда и остался в этом удивительном городе. Сначала окончил педучилище, потом пединститут. Это время определило судьбу.
Тема родины, Росси, судьба родительского поколения и жизненного пути моих сверстников – главное, что я пытался в … книгах донести до читателя».
Словарная работа до чтения стихотворения:
- пряслица,
- позарез,
- нужно,
- отчина,
- задаром,
- кузовок.
Обсуждение стихотворения по заранее данным вопросам (Приложение №2).
Слайд №20.
! Давайте посмотрим, из каких образов-символов складывается у А.Романова представление о родной земле.
«Туманы севера», «клевера фиолетовые шары», «заря, словно красная мельница», «Горизонт, как берёзовое кольцо», «спелая рожь», «голубеют деревеньки». (Слайд №
Работа обучающихся с опорными карточками в парах (Приложение №3).
Слайды 21, 22.
Философские размышления автора: «Что же это – душа?» (Слайд № 23).
? Как отвечает поэт на вопрос: «Что такое душа?»
- «Душа – глубина пережитого,/Непрожитого высота».
? Как понять мысль автора?
У.: Обобщим всё сказанное. (Обращение к опорной схеме. Слайд №24).
«… я чувствую, как с годами, с возрастом понятие Родины обостряется и расширяется. Те, кто выдумал принцип «где хорошо, там и родина», убоги душой… Нет , родину не выбирают. Она там, где ты родился, где твой корень… И черствеет сердцем тот человек, который гасит в себе, как далёкую зорьку память о первоначальной своей родине…», - писал А.Романов.
4. Открытие урока – Т.Г.Долбунова.
Учитель: «От судьбы не уйдёшь», - гласит народная мудрость. Парадоксально, но ещё в детстве, живя в д. Гора, что стоит на берегу живописного озера Иткольское, Тамара мечтала увидеть далёкий и загадочный Байкал. Отец Тамары Григорьевны очень любил петь, особенно нравились девочке те песни, в которых повествовалось о далёком северном крае, об озере Байкал. Часто приходя на берег о. Иткольское, маленькая Тамара мечтала о том, что когда-нибудь она увидит этот чудесный край.
Спустя много лет мечта Тамары Григорьевны Долбуновой осуществилась. Она живёт на Байкале и, приходя на берег озера, которое так мечтала увидеть в детстве, думает о своей далёкой родине.
В очередном письме краеведам нашей школы она сообщает, что не отказывается от мечты приехать на свою «малую» родину.
? Что такое вальс? (Слайд № 29. Музыкальное сопровождение: Вальс из к.ф. «Мой ласковый и нежный зверь»).
? Какие художественные средства использует поэтесса, чтобы создать образ Байкала? (индивидуальная работа). Слайд № 30.
«Хоровод берёзок тонких в синеву глядит…».
«А в байкальских чистых водах колдовская сила спит…».
«И запляшет в дикой пляске чёрная вода…».
«Бродят синие туманы летом, осенью, зимой…».
«Ледяное покрывало ляжет между скал…».
«Седой Байкал…».
«В изумрудном водном царстве жизнь зимой кипит…»
? Какие строки стихотворения вы считаете главными?
Заключение.
Сейчас вы услышите стихотворные строки известного вологодского поэта, у него своё видение образа Родины, как у каждого из нас.
Стихотворение Н.М.Рубцова в исполнении автора «Тихая моя родина…»(Музыкальное приложение). Слайд №32.
Музыкальное произведение на стихи Н.М. Рубцова «Привет, Россия, родина моя!» (Музыкальное приложение). Слайд № 33.
? Есть ли что-то общее в произведениях А.Романова, Т.Долбуновой, Н.Рубцова? (Слайд №34)
Обращение к эпиграфу (Слайд №35):
Учитель завершает занятие, подводя итог сказанному.
? Какие открытия вы сегодня сделали для себя? (ответы обучающихся).
Обучающийся читает стихотворение Н.Тихоновой «А это чувство самое святое…» наизусть. (Приложение №6).
6. Домашнее задание.
На выбор:
1.Анализ самостоятельно выбранного стихотворения изучаемой тематики.
2.Творческий проект на тему.
3. Отзыв об уроке.
4. Вариант обложки хрестоматии «Поэты – вологжане ХХ века о Родине, России».
7.Подведение итогов занятия. Объявление оценок.
3.Список использованной литературы.
Перезвон. – Байкальск, 1999.
Романов А. Чёрный хлеб. – М., «Молодая гвардия», 1975.
Романов А. Дни прозрения. – М., «Молодая гвардия», 1985.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1984.
Три века русской поэзии. Антология: В 2 т. Т.2. 19-20 вв. – М.: Литература, Мир книги, 2003.