Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова "Железная дорога"»
МБОУ «Валуецкая СОШ»
Урок литературы в 6 классе
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Ковалева В.А., учитель
русского языка и литературы
2020г.
«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)
Цель урока:
Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,
Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,
Развивать навыки выразительного чтения.
Методические приемы:
Объяснение учителя
Анализ текста
Выразительное чтение
ХОД УРОКА:
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
II. Страницы жизни Н.А. Некрасова.
Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа. В прошлом году мы с вами знакомились со стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».
. Эти произведения по тематике созвучны стихотворению «Железная дорога», которое нам предстоит изучать в 6-м классе. Вспомним, что в начале стихотворения «На Волге» поэт передаёт чувство восторга, восхищения красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передаёт чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, которые предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых.Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством. В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» уже звучала тема красивого созидательного труда, радостной крестьянской жизни.
Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:
Воля и труд человека
Дивные дивы творят...
(Н.А. Некрасов)
- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?
III «Железная дорога». Значение эпиграфа.
Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 году в журнале «Современник», который редактировал сам Некрасов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не соответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трёх предупреждений журнал закрывали.
Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.
Одно предупреждение у «Современника» уже было. За публикацию «Железной дороги» журнал получил второе предупреждение.
О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.
- Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?
Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька», — так обращается генерал к сыну, и в этом обращении звучит что-то слащавое и ненатуральное.
Стихотворение читает учитель. (Важно, чтобы у детей осталось целостное впечатление от стихотворения, которое вместило в себя так много мыслей и чувств, что К.И. Чуковский считал «Железную дорогу» поэмой. Прежде чем продолжить работу, дадим детям возможность осмыслить впечатление от этого произведения.)
IV. Составление плана стихотворения.
«Славная осень!» Осенний пейзаж
«Божии ратники,// Мирные дети труда!» Сон Вани.
«Захохотал генерал!» Диалог-спор.
«Отрадная картина» Описание праздника.
V. Работа с текстом.
Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?
Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?
ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения.