kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству Некрасова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова "Железная дорога"»




МБОУ «Валуецкая СОШ»







Урок литературы в 6 классе

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова

«Железная дорога»








Ковалева В.А., учитель

русского языка и литературы









2020г.










«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,

  2. Помочь учащимся выявить отношение автора к труду простого человека, показать, как Н.А.Некрасов рисует картины подневольного труда,

  3. Развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы:

  1. Объяснение учителя

  2. Анализ текста

  3. Выразительное чтение


ХОД УРОКА:


  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

II. Страницы жизни Н.А. Некрасова.

Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа. В прошлом году мы с вами знакомились со стихотворением «На Волге» (в сокращении) и отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».

. Эти произведения по тематике созвуч­ны стихотворению «Железная дорога», которое нам предстоит изучать в 6-м классе. Вспомним, что в начале стихо­творения «На Волге» поэт передаёт чувство восторга, восхище­ния красотой реки, радость жизни. После встречи с бурлаками, один из которых считает, что лучше умереть, чем выздороветь и жить, мальчик (герой стихотворения) начинает по-другому относиться к реке, он не может радоваться по-прежнему. Поэт передаёт чувство горечи и сожаления о судьбе бурлаков, кото­рые предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой ра­ботой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой до­ли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков — других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством. В то же время в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» уже звучала тема красивого созидательного труда, радостной крестьянской жизни.

Обратим внимание на эпиграф к главе учебника:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят...

(Н.А. Некрасов)

- О чём хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в каче­стве эпиграфа эти слова Некрасова?

III «Железная дорога». Значение эпиграфа.

Стихотворение «Железная дорога» было напечатано в 1865 го­ду в журнале «Современник», который редактировал сам Некра­сов. В то время все журналы просматривались цензором, и если цензор считал, что какое-то опубликованное произведение не со­ответствует политике правительства, то изданию объявлялось предупреждение. После трёх предупреждений журнал закрывали.

Цензура — просмотр произведений, предназначенных для печати или постановки на сцене, с целью надзора. Цензор — человек, осуществляющий цензуру.

Одно предупреждение у «Современника» уже было. За пуб­ликацию «Железной дороги» журнал получил второе преду­преждение.

О чём же говорилось в стихотворении? Сначала обратим внимание на эпиграф.

- Как вы понимаете эпиграф к стихотворению?

Внешне бытовой разговор в вагоне железной дороги Некрасов с помощью авторских ремарок превращает в разоблачение псев­донародности правящих кругов. Стихотворение опубликовано по­сле 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. В то время модно было изображать близость к наро­ду, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в простонародную одежду — в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истин­ное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр «граф Петр Андреич Клейнмихель», а не народ. «Душенька», — так обращается генерал к сыну, и в этом обраще­нии звучит что-то слащавое и ненатуральное.

Стихотворение читает учитель. (Важно, чтобы у детей оста­лось целостное впечатление от стихотворения, которое вмести­ло в себя так много мыслей и чувств, что К.И. Чуковский счи­тал «Железную дорогу» поэмой. Прежде чем продолжить работу, дадим детям возможность осмыслить впечатление от этого произведения.)


IV. Составление плана стихотворения.

  1. «Славная осень!» Осенний пейзаж

  2. «Божии ратники,// Мирные дети труда!» Сон Вани.

  3. «Захохотал генерал!» Диалог-спор.

  4. «Отрадная картина» Описание праздника.


V. Работа с текстом.


  1. Как показаны картины подневольного труда строителей железной дороги?

  2. Кому приписывается заслуга строительства железной дороги?


ВЫВОД: Некрасов показывает подневольный труд строителей дороги, он иронизирует.


Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковалева Валентина Александровна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства