2) метапредметная – научить выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в тексте;
3) предметная – подготовить к восприятию и анализу текста; пробудить у учащихся интерес к данному жанру рассказа как благотворному источнику высокой нравственности; развивать художественный вкус учащихся силой воздействия слова
Основной прием в работе – чтение с остановками по технологии критического мышления, поэтому текст произведения заранее учащимся не объявляется.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу русской писательницы Людмилы Улицкой. (запись темы). Текст рассказа вам незнаком, с творчеством Людмилы улицкой мы будем знакомиться , когда вы станете старше. ( презентация)
Родилась 23 февраля 1943 года Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 25 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.
С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа»
2. Обращение к названию .Чем необычно название ? ( Сочетание победа и бумажная)
Предположите, о чем может идти речь. (Прогнозирование сюжета учащимися.)
Цель урока: Познакомившись с рассказом, понять , какие вопросы волнуют писательницу, какова идея этого рассказа.
3. Чтение 1 фрагмента «Когда солнце растопило… до …. Обмотанном вокруг шеи»
Какое время года описывается?
(Хмурая, пасмурная погода, описанная автором в начале рассказа, помогает понять внутреннее состояние Гени. (Природа помогает понять душевное состояние героя,в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо)
Какое чувство вызывает это описание весны (ключевые слова)
В чьем восприятии даётся эта картина природы и почему?
Итак, мы видим главного героя – Геньку . Что узнали о нём? (слайд)
Портретная характеристика героя дана через детали, подробного описания нет: прыгающая походка, все время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи».
4. А как у него складывались отношения с ребятами? (вврианты ответов)
Чтение 2 фрагмента от «Первый ком земли упал как раз посередине… до плоско лежала на плече» Беседа . 1. Почему не принимали Геньку?
2.Кто командовал всеми и на чём основана его власть? (на силе и подчинении)
Итак, Генька чувствовал себя несчастным, потому что..продолжите
3. Где чувствовал себя защищённым:?
ДОМ ВНЕШНИЙ МИР
мама
бабушка ( работа с образом бабушки) эпитеты
4. Что же делать? Кто может помочь?
(прослушивание диалога мамы и бабушки)
Внутреннее состояние матери передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила».
5. Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник? (Учащиеся дают разные ответы: их мнения могут разделиться на две противоположные части: не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне; мама поступила правильно).
5. Чтение 3 фрагмента «Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна… до И мать пошла ставить тесто» 1. Почему мать особое приглашение делает Айтыру? 2. Как чувствует себя Генька? Почему?
Чтение 4 фрагмента «Генька тоскливо оглядывал комнату… до что Гершензону и не снилось»
1. Что нового вы узнали о семье мальчика? (Мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, маска немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства) Как оно называется? (оригами)
Трудно ли делать фигурки ? (практическая часть) (видео)
Чтение 5 фрагмента «Геня крутил в руках недоделанный кораблик… до А он умеет?»
Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже) Почему детей так поразила музыка? ( послевоенное время, у многих не было муз. Инструментов, играла Генькина мама) (прослушивание фрагмента) Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких пятен. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом.
Какое ещё открытие ждёт ребят?
Чтение 6 фрагмента (до конца)
Почему изменилось отношение детей? Как чувствует себя Генька?
РЕФЛЕКСИЯ
1. Какую проблему ставит Л.Улицкая?
2.Каково её решение этой проблемы?
Какую победу одержал Генька? ( над злом, над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью и над своим восприятием мира. Что помогло совершить эту победу?
- Вернемся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная?
- Победа не бумажная, настоящая. Победил дом. Победила мама, бабуська и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.
ДОБРОТА
МУЗЫКА
ТВОРЧЕСТВО
3. А что дальше? Как ребята будут относиться к Геньке?
Д/З: Придумать продолжение рассказа. «На следующий день…»