Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу Андрея Георгиевича Битова "Бабушкина пиала"»
Урок внеклассного чтения по рассказу Андрея Георгиевича Битова "Бабушкина пиала". (9 класс)
Цели урока: раскрыть содержание и нравственный смысл рассказа Андрея Георгиевича Битова "Бабушкина пиала". продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения.
- формирование умения анализировать текст (характеристика героев, нахождение ответов на поставленные вопросы);
- пополнение словарного запаса обучающихся;
2) развивающие:
- развитие логики изложения своих мыслей и умения обосновывать свое суждение,
- формирование рефлексивных действий, способности к самоконтролю.
3) воспитательные:
- воспитание культуры общения, самостоятельности;
- формирование интереса к изучению литературного произведения.
Тип урока – урок-размышление, изучение нового материала, так как обучающиеся знакомятся с новым произведением.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Используемые технологии: технология развития критического
мышления, смыслового чтения, технология групповой и индивидуальной деятельности.
Познавательные: учащиеся узнают о жизни и творчестве Андрея Георгиевича Битова.
Коммуникативные: умение общаться с собеседником.
Личностные: в ходе урока у учащихся должны проявиться ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Оборудование: компьютер, презентация, текст для групповой работы.
Ход занятия:
Организационный момент. Психологический настрой.
Вступительное слово учителя. - Добрый день, дорогие ребята! Я рада Вас всех приветствовать! Сегодня я приглашаю Вас к размышлению над рассказом Андрея Георгиевича Битова "Бабушкина пиала". Цель нашего урока по внеклассному чтению: познакомиться с творчеством современного русского писателя Андрея Георгиевича Битова на примере рассказа "Бабушкина пиала"; продолжить осваивать навыки целостного анализа прозаического текста.
Андрей Георгиевич Битов – интересный современный писатель. Прежде чем приступить к анализу его произведения, давайте поближе познакомимся с Андреем Георгиевичем.
Знакомство с биографией писателя.
Сведения о писателе подготовленного ученика. (Презентация)
Андрей Георгиевич Битов родился 27 мая 1937 года в Ленинграде в семье Георгия Леонидовича Битова (1902-1977) и Ольги Алексеевны Кедровой (1905-1990). Его отец был архитектором, мать - юристом. Андрей Битов пережил блокадную зиму 1941-1942 годов в Ленинграде, в марте 1942 года вместе с матерью и братом был эвакуирован на Урал, куда ранее направили его отца. Впоследствии проживал в Ташкенте. Вернулся в Ленинград в 1944 году. В детстве занимался легкой атлетикой, в подростковом возрасте - греблей и альпинизмом.
В 1957 году поступил на геологоразведочный факультет Ленинградского горного института. Был отчислен за неуспеваемость, после чего проходил военную службу в строительном батальоне в поселке Чикшино (Печорский район Коми АССР). Демобилизовавшись, восстановился в институте и окончил его в 1962 году. В 1967 году получил диплом московских Высших курсов сценаристов и режиссеров. В 1973-1974 годах учился в аспирантуре Института мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР.
Литературным творчеством начал заниматься в 1956 году. Принимал участие в деятельности литературного объединения Ленинградского горного института под руководством поэта Глеба Семенова.
После окончания ЛГИ около года работал буровым мастером Невской геологической партии на Карельском перешейке.
В 1960 году три первых рассказа Андрея Битова - "Бабушкина пиала", "Фиг" и "Иностранный язык" - были опубликованы в альманахе "Молодой Ленинград". В 1963 году выпустил первый сборник рассказов - "Большой шар", в 1965-1978 годах - книги "Такое долгое детство", "Дачная местность" (повести), "Аптекарский остров" (рассказы), "Образ жизни" (повести), "Уроки Армении" (первая публикация - в 1969 году в журнале "Дружба народов") и др. Основной темой творчества писателя в этот период являлось самопознание человека на пути его становления как личности. В 1965 году был принят в Союз писателей СССР.
Андрей Битов разрабатывал постмодернистское направление в отечественной литературе. Его роман "Пушкинский дом", считающийся одним из первых русскоязычных образцов постмодернистской прозы, впервые был опубликован в США в 1978 году (создавался в 1964-1971 годах; в СССР издан в 1987 году).
В 1979 году Битов стал одним из составителей самиздатовского альманаха "Метрополь", в котором были опубликованы тексты, не допускавшиеся цензурой к официальной печати (среди авторов - Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Рейн, Юз Алешковский и др.). Сам Битов разместил в сборнике четыре своих рассказа: "Прощальные деньки", "Последний медведь", "Глухая улица" и "Похороны доктора". Появление альманаха привело к временному запрету на печать книг писателя в Советском Союзе. С началом перестройки публикации возобновились: в 1985 году в тбилисском издательстве "Мерани" была выпущена его книга "Грузинский альбом".
В 1986 году Битов опубликовал "Книгу путешествий", посвященную поездкам по различным регионам СССР и впечатлениям от них.
В 1990 году вышел "роман-пунктир" (авторское определение Битова) "Улетающий Монахов". Ранее его главы публиковались как отдельные рассказы. В 1996 году был издан цикл "Империя в четырех измерениях", в рамках которого произведения, созданные писателем в 1960-1990-х годах, были выстроены в целостный четырехтомный текст.
В 2008 году вышел последний роман автора - "Преподаватель симметрии". Он представляет собой цикл новелл, создававшийся на протяжении сорока лет. Также Битов являлся автором публицистической книги "Мы проснулись в незнакомой стране" (1991), сборников поэтических сочинений "В четверг после дождя" (1997) и "Дерево" (1998), сборников эссе "Пятое измерение. На границе времени и пространства" (2001), "Битва" (2009), "Текст как текст" (2010).
Произведения Андрея Битова переведены на английский, немецкий, французский, чешский, сербский, румынский, норвежский языки.
В 1977-1979 годах и с 1989 года преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького, в начале 1980-х годов проводил семинары в московской литературной студии "Зеленая лампа". Преподавал русскую литературу в американских университетах - Уэслианском (1988, штат Коннектикут), Нью-Йоркском (1995) и Принстонском (1996, штат Нью-Джерси).
В 1991 году писатель стал одним из создателей неформального творческого объединения "Багажъ" (в него также входили Белла Ахмадулина, Резо Габриадзе, Юз Алешковский, Михаил Жванецкий).
Андрей Битов являлся автором сценария кинодрамы Анатолия Эфроса "В четверг и больше никогда" (1977), соавтором сценариев к фильмам "Маленький беглец" (1966, режиссер Эдуард Бочаров), "Караван" (1973, Игорь Шатров), "Птицы на снегу" (1977, Владимир Шмаков), "Три дня и два года" (1981, Саидбатыр Ахмедходжаев). В 1986 году он исполнил роль пианиста Петра Старцева в драме Сергея Соловьева "Чужая Белая и Рябой", снятой по повести Бориса Ряховского "Отрочество архитектора Найденова". В 2007 году режиссер Григорий Козлов поставил в Санкт-Петербургском государственном академическом театре им. Ленсовета спектакль "Пенелопа" по рассказу Битова. В 2008 году режиссер Александр Дзюбло снял фильм "Улетающий Монахов" по роману Битова.
Битов в 1988 году принимал участие в создании русского ПЕН-клуба (организации, объединяющей профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах), с 1991 по 2016 год был его президентом. Затем являлся вице-президентом Международного ПЕН-клуба. В 1990-е годы входил в состав комиссии по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства при президенте России. Был членом совета Новой Пушкинской премии, жюри национальной литературной премии "Большая книга".
Являлся председателем комиссии по литературному наследию Андрея Платонова, членом Регионального общественного гуманитарного фонда содействия изучению жизни и творчества Ф. М. Достоевского.
В 2008 году возглавлял жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (Анапа, Краснодарский край). Являлся соучредителем регионального общественного фонда содействия развитию культуры "Мир Кавказа". Был награжден орденами "Знак Почета" (1987, "за заслуги в области советской литературы") и Дружбы (2017). Также имел иностранные награды - орден Искусств и литературы (1993, Франция), медаль Мовсеса Хоренаци (1999, Армения).
Дважды был лауреатом Государственной премии РФ (1992, за книги "Пушкинский дом" и "Улетающий Монахов"; 1996, за роман-трилогию "Оглашенные"), также получил премию правительства в области культуры (2014, за собрание прозы "Империя в четырех измерениях").
Был удостоен премии Андрея Белого (1988), Царскосельской художественной премии (1999), Бунинской премии (2006), специального приза "За вклад в литературу" национальной литературной премии "Большая книга" (2007), Платоновской премии (2015), литературной премии "Ясная поляна" (2015). Являлся почетным членом Российской академии художеств. Был почетным гражданином Еревана (1997, Армения), почетным доктором Ереванского государственного университета (1997). Состоял в трех браках. Имел четырех детей, в том числе одного внебрачного. Жизни и творчеству писателя посвящены книги Эллен Чансес "Андрей Битов. Экология вдохновения" (1993), Марии Андриановой "Авторские стратегии в романной прозе Андрея Битова" (2011), а также документальные фильмы "Анатомия слова" (2003, режиссер Петр Кожевников), "Андрей Битов. Раздвоение вечности, или меж двух столиц империи" (2007, Ярослав Гриневский) и др.
3 декабря 2018 года в Москве на 82-м году жизни скончался советский, российский писатель Андрей Битов.
Изучение нового материала. Чтение рассказа и его обсуждение.
- Рассказ относится к русской прозе 2 половины 20 – начала 21 веков. Текст непростой, это произведение постмодернизма.
Чтение с остановками – такой прием, я думаю, для нас сегодня будем самым подходящим. Приём «Чтение с остановками». Тексты рассказа на партах. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
- Внимательно прочитайте эпиграф, подобранный к рассказу.
- Как Вы думаете, о чём эпиграф? В чём его смысл? (чти мать и отца)
Фрагмент 1. (читает учащийся)
В нашем доме ремонт. Надстраивают этаж и меняют трубы. То, что мы станем выше, не ощущается на третьем этаже. То, что меняются трубы, ощущается не очень. Каждый день не хватает какой-нибудь воды: в ванной, уборной, на кухне… Мы бродим по квартире в ватниках и шапках-ушанках и ругаем домконтору, прораба. Благодаря дыркам в полу и потолке мы знаем, что делается и варится этажом ниже и этажом выше. Внизу – кто-то очень упорный разучивает гаммы и пассажи, а наверху – кто-то очень веселый играет по очереди две пластинки и танцует. На уровне наших окон разгуливают по лесам жизнерадостные девушки, заглядывают в окна, пачкают их известкой, а иногда, по неосторожности, выбивают. На паркете растоптана штукатурка, а на телевизоре слой кровавой кирпичной пыли. Днем по квартире расхаживают чужие люди, и от этого окончательно неуютно.
Нас лишили привычных за долгие годы, незаметных удобств, и мы сразу очень устали. Теперь, когда мы возвращаемся домой, с нами остаются все дневные неприятности. А раньше неприятности уходили до следующего дня. Нас лишили отдыха, и все почувствовали, как они, однако, устали.
Беседа о прочитанном.
- С чего начинается рассказ?
- Докажите текстом, что в доме шёл ремонт. Найдите анафору при описании ремонта.
- Как чувствовали себя жители из-за ремонта? (Из-за ремонта жителям было неуютно).
- Обратите внимание на синтаксис предложений 2 абзаца. Что заметили? (Синтаксический параллелизм)
Приём «Дерево предсказаний»
- Что же дальше? Читаем дальше.
Фрагмент 2. (читает учащийся)
Но, пожалуй, больше всех страдает от ремонта мой отец. Он сам когда-то белил, оклеивал, красил эти комнаты – с любовью и вкусом. И когда он видит халтуру, в нем возмущается профессионал. Каждый день он возится, стараясь вылечить изуродованные комнаты: замазывает дырки, подклеивает обои.
Сегодня нам поставили новые трубы – кривые и ржавые.
И отец красит эти трубы.
Моему брату решили подарить бабушкин зеркальный шкаф. Брат переселился в Москву, у него есть жена и нет мебели. А шкаф дубовый, и в него многое можно спрятать. И вот сегодня, через три года, шкаф открыли, чтобы освободить его. Его не открывали так долго потому, что в нем лежали бессмысленные мертвые вещи и напоминали о живом человеке. А этот живой человек – умер. Вещицы были старые и ненужные. Бабушке они напоминали других живых людей, а нам они напоминали бабушку.
В шкафу были чашки, стопочки, серебряные ложки, картонка из-под юбилейного торта с недогоревшими свечами, коробки от конфет… Все это было бесполезно и человечно, как память. И на всем этом лежал толстый слой пыли. Вымыли – посуда стала свежей и блестящей. Она была выставлена в кухне на круглом столе и каждому напоминала свое. Было приятно и грустно. И каждый взял на память то, что помнил.
Беседа о прочитанном.
- Итак, из-за ремонта жителям было неуютно. Кто страдал от ремонта больше всего? Почему?
- Что делал отец? Зачем в этом эпизоде автор использует однородные члены предложения?
- Расскажите о бабушкином шкафе. Найдите однородные члены предложения, сравнения. С какой целью их использует А. Битов?
Фрагмент 3. (читает учащийся)
Я взял пиалу, настоящую узбекскую пиалу, которую бабушка привезла из Ташкента…
…Мне было пять. Через всю взбаламученную войной страну мы пробирались к бабушке в Ташкент. Мы уходили от блокады. Добирались мы долго и трудно, и мало что удержалось в непонимавшей детской памяти…
В теплушке на меня свалилась стремянка с грузным пассажиром. Это было больно. Выбежав выменивать хлеб, от поезда отстала мама. Это было страшно. Я завшивел. Это было противно. Нечего было есть. Это был голод…
А потом нас окружили черномазые оборванные мальчишки и предлагали поднести и подвезти. Они были стремительны и шумны и двигались с неправдоподобной легкостью. И я их боялся. А мама им не верила. И мы пошли сами, волоча пожитки, потерявшие смысл и форму. Вертлявые мальчишки постепенно отстали. Мы оказались одни. Мы не знали, куда идти, а прохожие нехорошо на нас смотрели и не объясняли дороги.
А все кругом было другое: горячее солнечное небо, глиняные заборы с жирными тенями, неразрушенные чистенькие домики, сады… И тишина. Непривычная тишина пустых глиняных улочек.
Мы брели, не понимая куда. Собственно, не понимала мама, а я тащился за ней. Мы брели, никого не спрашивая. Мы были у цели, и мама увидела, что у нее уже давно нету сил. У нее не было сил, и она удивлялась, что мы – у цели.
И мы брели…
Беседа о прочитанном.
- Что запомнилось автору из вещей, которые были в шкафу? Расскажите о ней.
- Что вспоминал автор? (Вспоминается тяжелейшая жизнь людей, вынужденных бежать в Ташкент из блокадного Ленинграда. Писатель делится своими детскими воспоминаниями с незнакомыми людьми – послевоенными читателями)
- Охарактеризуйте маму Алёши. (Мама - незаметная, без имени, неуверенная, когда – то отставшая от поезда)
-Обратите внимание, отец, мама, брат, жена брата, бабушка, дядя - ни у кого нет имени! У героев нет имён, только у мальчика Алёши. Почему?
-Какие изобразительно- выразительные средства использует в этой части писатель? (умолчания, эпитеты, лексические повторы…) Как Вы думаете, зачем?
Фрагмент 4. (читают учащиеся)
И вдруг, завернув за толстый глиняный угол, мы столкнулись с бабушкой. Мама издала что-то нечленораздельное, а я не узнал бабушку… Тут меня обняла какая-то ласковая, теплая волна и увлекла. А я подчинился и уже не заметил, как мы пришли. Но это уже было сказкой…
Туда вела калитка, за которой был сад. Блестящими кровавыми каплями капали черешни. Бетонный арык уползал вглубь. На крыльце голая толстая женщина рубила топором черепаху. Длинная, сухая бородавчатая старуха подозрительно косилась на нас и держалась за козу. Они были очень похожи, коза и старуха…
Но та же ласковая и теплая волна снова подхватила меня, и я очутился в бабушкиной комнате. Там было прохладно. Чистая, высокая кровать выросла перед моим носом. Сквозь забавные соломенные штуки прыскало тоненькими струйками солнце и испещрило чистый, натертый пол. И во всем этом царила, ласкала, смеялась бабушка. Но самое главное был стол. Он прочно наступил на пол толстыми дубовыми ногами. На нем были белая тяжелая скатерть и какие-то холмики (что-то покрытое салфетками). А на виду стояла ваза с непонятными фруктами. А еще выше, на фруктах, стоял золотой стаканчик, и из него выглядывал кусочками сахар. Настоящий белый сахар.
Я стоял, ухватившись за скатерть, и смотрел вверх. И опять что-то неуловимое, подчиняющее, теплое рассыпалось рядом со мной. Это смеялась бабушка. Она поцеловала меня в сосредоточенно заломленную голову и снова увлекла, а я забылся, подчинившись этой волне, и очнулся за столом, вымытый и переодетый. Я ел что-то очень вкусное и смотрел на сахар… Опять бабушка засмеялась – и я уже пил чай вприкуску. Я брал своими руками фантастически белый сахар и пил чай из невиданной чашки. Она была без ручки, и я не мог найти, где эта ручка отломалась. А бабушка объяснила, что чашка такая и была, что это настоящая узбекская пиала.
Я пил чай из пиалы. Вокруг нее, крадучись, ходили парами странные ежики. У них были красные животы и зеленые спины, и ходили они на задних лапах.
А потом я уснул – и увидел, что всюду лежит ослепительно белый сахар. Вокруг меня, как часовые, степенными, вкрадчивыми шагами ходят парами ежики, а бабушка смотрит со всех сторон, и отовсюду слышится ее теплый осыпающийся смех…
Беседа о прочитанном.
- Рассмотрим эпизод - встречу с бабушкой. Какой была бабушка?
- Как было в бабушкиной комнате? Расскажите об интерьере.
- Что было самым главным в бабушкиной комнате? (Но самое главное был стол).
- Каково поведение бабушки? (лексический повтор смеялась)
- Как пил чай внук?
- Опишите пиалу.
- Что приснилось внуку?
Фрагмент 5. (читают учащиеся по ролям: автор, мать, отец, сын, врач)
Я стою и верчу в руках пиалу. Она точно такая же. Я хорошо помню эту почернелую трещину. Но вокруг пиалы не ходят парами ежики – просто это какой-то азиатский цветок или плод, свисающий на стебле с края чашки. Непонятный и довольно безвкусно нарисованный.
Я иду к дядьке и долго роюсь в энциклопедиях и атласах. Я знаю теперь, как эта штука называется по латыни и как она растет.
Отец красит трубы в моей комнате. Мама кончила разбирать шкаф и шьет. Я думаю о том, что уже вечер и все вернулись с работы. Я начинаю слоняться по комнатам, передвигать слонов на телевизоре, раскрывать и закрывать книжки и даже рассматриваю газету. Наконец, я надеваю пальто, прикрываюсь шляпой и безразлично сообщаю:
– Я пошел за сигаретами.
– Только не возвращайся слишком поздно, – говорит над шитьем мама.
– Будь осторожен, – говорит отец. – На лестнице нет света, а двор разворочен. Ты надел шарф?
Я выхожу на улицу. Закуриваю сигарету и прихожу к моей девушке. Она такая же ласковая и спокойная, как вчера. Я выкладываю все, что накипело за день. А она слушает. И я успокаиваюсь.
А потом мы молчим. А потом снова разговариваем, уже вдвоем. Разговор чего-то касается и нигде не застревает. И я его сразу же не помню.
Потом я говорю, что мне пора, и остаюсь еще на час…
Я иду по дождливой лоснящейся улице, и мне навстречу плывут желтые пятна фонарей. Пусто и поздно. И через десять минут я подхожу к моему дому. У подъезда мокро поблескивает «москвич», и вдоль него красные буквы – «неотложка»… На баранке спит шофер, и мне почему-то кажется, что это – к нам.
Я спешу, спотыкаюсь на лестнице и долго вожусь с замком. В передней пахнет аптекой. Меня встречает дядька. У него сосредоточенный и прилежный вид.
– Когда это с ним? – спрашиваю я.
– С полчаса, наверное.
Я выбираюсь из пальто, как можно тише вхожу к себе в комнату и слышу из соседней слабый голос отца:
– Это ты, Алеша?
Я виновато появляюсь в дверях и не знаю, что делать, что говорить.
– Вот видишь… – говорит незнакомым голосом отец. Я вижу отца.
Белый халат порхает вокруг него. В пепельнице лежат ватки и пустые ампулы. На ручке кресла повисла опустошенная кислородная подушка.
Я стою в дверях и ничего не могу поделать со своим лицом.
– Ничего, Алеша… – слышу я словно издалека.
У врачихи бодрое и спокойное лицо: она делает дело. И она оканчивает его.
– Будет плохо – позвоните, – говорит она и поспешно уходит.
У нее был обыкновенный, обычный голос. И у дядьки в передней был все-таки обычный голос. А у отца… Кажется, это не его голос, такой слабый:
– Как это некстати… Как раз надо шкаф в Москву отправлять, – слышу я из вспухшей подушками кровати.
В этих подушках лежит мой отец. Какой он небритый… Утром он не казался мне таким небритым.
– Впрочем, это всегда некстати… – добавляет он и силится улыбнуться. Это трудно видеть.
Отец лежит ужасно неподвижно. И говорит неподвижно. Перед глазами у него – труба. Это ее он раскрашивал сегодня в два цвета: под цвет обоев и под цвет потолка… И теперь змейки белой краски наползают на красную.
Перед глазами отца – труба. Он открывает глаза:
– Краска натекла. Сотри, пожалуйста.
Он красил эту трубу, и это было последнее, что он делал.
Я вскарабкиваюсь на шкаф и вытираю краску.
– Главное, чтоб насухо, – слышу я снизу, и кажется: из ужасной глубины.
Я стою рядом с кроватью. Я стою рядом с отцом.
– Алеша!
– Да.
– Вытри кисточку… А то я не успел… Нет, не этой тряпкой.
Я вытираю кисточку другой тряпкой.
– Краски заверни и снеси на кухню.
Я успеваю дойти до двери:
– Ты все отнес?
– Да. – Я ставлю банки на пол.
– А хорошо завернул?
– Да.
– Поправь мне подушки…
Перед глазами отца – труба:
– Снова натекло. Вытри еще…
Я снова лезу на шкаф.
– Теперь попей чаю. Ты, наверно, голоден.
Я не хочу чаю, и я молчу.
– Ты слышал… Ты обязательно должен попить чаю.
Я наливаю чай в пиалу.
Беседа о прочитанном.
- И вот через несколько лет он вновь видит эту пиалу.
- Куда отправляется герой?
- Что случилось дальше? Стало плохо с отцом, вызвали скорую.
- О чём диалог отца и сына в конце рассказа? (Отец ворчал из-за ремонта и от него же пострадал. Семья отпала как часть жизни. Теперь дом- место, где души не имеют покоя).
-О чём просит отец сына перед смертью? Сын прощается с умирающим отцом. Так скупой перечень разрозненных вспышек памяти пятилетнего малыша через десяток абзацев рассказа превращается в последние минуты прощания сына с умирающим отцом.
- Ребята, как вы думаете, какова тема рассказа? (Рассказ повествует о том, как вещи хранят воспоминания. Пиала перенесла Алёшу туда, где ему было хорошо. Бабушка излучала доброту, она согревала душу бедного мальчика. Главное, чтобы светлая память жила, чтобы все знали, что счастье будет. Рассказ о том, как важна память о близких людях, о дружных отношениях в семье, о заботливых родителях, об отношении к своему делу)
- Обратим внимание на композиционные особенности. На сколько частей можно разделить рассказ?
(1. Ремонт.
- Что такое, по-вашему, дом? Это место, где ты можешь укрыться от своих проблем. Но если что-то нарушит в нём порядок, ты остаёшься без отдыха.
2. Воспоминания о детстве.
– Какую роль играет пиала в жизни Алёши? Очень важную, она связывает прошлое с настоящим, наполняет счастливыми моментами настоящее.
3. Болезнь отца.
– Как эта часть раскрывает отношения между героем и его семьёй? (Отец очень любит сына, а тот его уважает, выполняет все его просьбы. А кто-то подмечает, что болезнь отца – это урок для сына, он должен изменить своё отношение к родителям и измениться сам.)
- Такая композиция рассказа помогает показать отношения между героями произведения, выявить авторский взгляд на происходящие события.
- Какой эпизод в рассказе, на Ваш взгляд, является главным и почему?
- А хотели бы вы иметь такую семью, как в рассказе? (Кто – то говорит о дружных отношениях в описываемой семье, о том, как важна память о близких людях, об отношении к своему делу. А кто-то заметил, что в этой семье важны лишь материальные ценности- отсюда и болезнь отца. Все в семье чем – то недовольны, раздражены, нет ласки, любви).
- Какова идея рассказа? (Необходимость уважительного отношения к своему роду, отцу и матери)
- Какие ключевые фразы, моменты жизни помогут составить портрет главного героя? Какие человеческие качества в нём раскрываются?
- Каково отношение героя к окружающим людям? Как он воспринимает мир?
- Как складываются семейные отношения в рассказе? Какова жизнь мамы с отцом героя? (А может быть, отцу просто тоже захотелось чаю, чтобы бабушкина пиала согрела его «какой-то ласковой тёплой волной» и увлекла бы его самого в сказку? Может, перед лицом реального конца папа оживает – тепло ведь где-то совсем рядом.)
- Почему в рассказе так мало диалогов? Какую роль они играют?
- Почему рассказ называется «Бабушкина пиала»? Если бы Вы были автором, как бы вы назвали этот рассказ?
- Вернёмся к эпиграфу рассказа. Послушаем индивидуальное задание о судьбе и творчестве японского поэта И. Такубоку.
-Как связаны между собой эпиграф и произведение? (чти отца и мать свою…)
- Каково авторское отношение к героям?
- Прокомментируйте эпиграф («под вечер без огня»: сидеть в Японии в комнате без огня - это признак нищеты огонь использовался не только для освещения, но и для обогрева помещения; «я» на первом месте – вопль одиночества;
«и вдруг гляжу»: человек просыпается от своего одиночества – он не один;
«выходят из стены»: из мёртвой стены выходят живые – приём Битова (ср.: «мёртвые вещи о живом человеке»: бесполезно и человечно, как память»);
«отец и мать» - одиночеству нет места;
«на палки опираясь»: на палки, а не на руки сына – родители брошены.
- Авторская мысль - это раскаяние, стыд перед отцом и матерью. В 5 предложениях Такубоку призывает нас стать детьми своих родителей.
-Назовите ещё раз изобразительно-выразительные средства этого рассказа. Запишите их в тетрадь.
- Парцелляция
- Синтаксический параллелизм
- Анафора
- Умолчание
- Однородные члены предложения
- Лексические повторы
- Эпитеты
- Антитеза
- Сравнения
- Рассказ насыщен разнообразными стилистическими приёмами, писатель старается привлечь наше внимание к весьма значимым в жизни каждого человека переживаниям.
- Ребята, что Вас привлекло или оттолкнуло в произведении?
- Какие проблемы рассматривает автор? (Воспоминания о детстве, взаимоотношения отца и сына, проблема памяти, связь одного поколения с другим, как важен дом, где ты живёшь?)
-Итак, данный текст – яркий пример отражения духовного становления современного человека.
4. Домашнее задание (на выбор, письменно):
1. Написатьсочинение – миниатюру «В чём заключается смысл названия рассказа "Бабушкина пиала"?
2. Сочинение – размышление о прочитанном или досочинять рассказ, как сложится жизнь героев рассказа дальше?
5.Подведение итогов урока. Оценки.
Рефлексия.
Вот и подходит к концу наш урок. Подвести итог я попрошу Вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу
Сегодня на уроке я узнал, что…
Мы сегодня говорили …
Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…