kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина"Изображение детей- детдомовцев в годы Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это замечательное произведение должно быть прочитано каждым.Оно не оставит равнодушным никого.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина"Изображение детей- детдомовцев в годы Великой Отечественной войны"»





















Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Приставкина « Ночевала тучка золотая…»

«Изображение детей- детдомовцев в годы Великой Отечественной войны»

учителя МАОУ «СОШ №64»

Нешта Розы Газизовны

















Т/У: «Изображение детей- детдомовцев в годы В.О. войны в повести Анатолия Приставкина

«Ночевала тучка золотая…»

Оформление: -записи на листе ватмана:

-Название темы урока;

-эпиграф к уроку

Замолчите, кругом и литавры, и бубны, и трубы!

Не гремите, витии! Заткнитесь вверху , рупора!

Ибо вижу над миром беззвучно кричащие трубы

Я хочу их услышать. Пора.

Поэт Николай Тряпкин

Оборудование:

-ноутбук с отрывками из фильма;

-фонозаписи: песня «Журавли» на слова Р.Гамзатова;

«Лунная соната» Бетховена;

тексты произведений;

Цели урока: -расширение читательского кругозора;

-учиться анализировать произведение;

-умение работать в группе (УУД): регулятивные: организация учебной деятельности; познавательные: извлекать необходимую информацию, владеть разными видами смыслового чтения; анализировать, обобщать, сравнивать; коммуникативные:

излагать свое мнение, участвовать в диалоге, работать в группе)

Три основных вопроса:

1.Какие эпизоды в повести раскрывают лучшие стороны характера и поведения человека в сложной ситуации?

2.На каких фактах могло основываться рождение в то время пословицы «Кому война – кому мать родная»?

3.В чем вы видите причины национальных конфликтов и каковы средства их преодоления?

Ход урока

1.Оргмомент. Физминутка. («Самолет»)

2.Вступительное слово учителя. Целеполагание.

3.Чтение учителем отрывка.

Это не только о Кузьменышах , о каждом из тех, кто ехал в сорок четвертом году через войну ,через разрушенную ,еще не успевшую ожить после фашистов землю на нашем удивительном, бесшабашно веселом поезде!

Некоторых я помнил по странной исключительности детской памяти не только в лицо, но и фамилии и по имени и пытался через десять лет отыскать.

Открыточки такие желтенькие с запросом на адресные столы сотню, не меньше, разослал: ни одна не принесла адреса. Ни одного письмеца ни от одного нашего…

Страшная мысль: неужто я один выжил из всех? Неужто так сгинули, затерялись? Не проросли?

Эта повесть, наверное, последний мой крик в пустоту : откликнитесь же !Нас же полтыщи в том составе было! Ну хоть еще кто- то, хоть один, может, услышит из выживших, потому что многие потом, это на моих глазах начали пропадать, гибнуть на той же, на новой земле, куда нас привезли…

4.Звучит песня «Журавли» на слова Р.Гамзатова

5.Выявление первичного восприятия произведения:

- Кто главные герои произведения?

-Что вы узнали о них?

- В какое время происходят описываемые события?

6.Слово учителя

Вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелинки , картофельных очистков и как верха желаний и мечты – корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить только один военный день.

Самой заветной ,да и несбыточной мечтой любого из них было хоть раз проникнуть в святая святых детдома: хлеборезку…

7.Чтение подготовленными учениками отрывков «В хлеборезке»:

«…Слюна накипала во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось забыть, закричать и бить, бить в эту железную дверь, чтобы отперли, открыли…Пусть потом в карцер, куда угодно…Накажут, изобьют, убьют…Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он, хлеб грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе…Как он пахнет!»

«На плоском дощатом прилавке, не в центре его, откуда не выскочишь, а с краю, на тряпочке выставлен ржаной, домашней выпечки хлеб, аккуратно нарезанный на равные округлые ломти .А рядом и вовсе чудное, белое, длинное. Колька увидел, будто столкнулся на ходу. Уставился завороженно: Сашка его легонько в бок щелкнул:

-Чего, как баран на новые ворота-то…

-Батон это! Белая такая булка, в кино показывали…Прошептал, а у самого в горле как кусок глины завяз, ни проглотить, ни выплюнуть…

Видел Сашка в одном довоенном кино, будто прямо на улице булочная стоит, а кто- то заходит, покупает вот такие белые и говорит: «Батон- мол купил!» Неужто не понарошку продавали? Да без корочек! Да прямо целиком».

8.Включить начало «Лунной сонаты»

9.Работа по группам. Вопросно-ответная беседа.

-Вокруг какой темы строится повесть «Ночевала тучка золотая…»?

Примерный ответ:

Тема голода и способов его утоления

10. Слово учителя

11.-Оценивая повесть как как значимое литературное и общественное событие, А. Жуховицкий пишет:/читает ученик или рассказывает/:

Повесть о том, как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Эта идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, неожиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли в вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины…отчаянно цеплялась за дедовскую землю…Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли. И в этом братоубийственном бездушии закрутило, как щепки детей из Подмосковья, сирот и полусирот , бедных зверенышей страшной войны.

Звучали выстрелы, гибли дети, гибли люди…

Пересказывать повесть бессмысленно, ее нужно читать это сильная вещь…

Финал повести потрясает. Взрослые граждане одной державы, но разных национальностей преследуют и даже убивают друг друга ,а дети разных национальностей братаются.

12.Беседа.

-Назовите главный образ повести «Ночевала тучка золотая…»

(Образ движущейся в историческом водовороте страны. «Вся Россия куда – то ехала, и мы были внутри ее потока, Дети России внутри исторического потока- главный предмет художественного исследования в повести. плоть от плоти – дети ее».

13.Кроссворд

(вписывают имена героев повести).

Вопросы кроссворда

По горизонтали:

1.О ком эти слова: «И почему этот чужой, чернявый, взял и Сашкиным ломаным голосом заговорит: «А где Сашка?»

2.Один из героев, одетый в телогрейку.

3.Для кого ребята воровали одежду со склада?

4.Что для ребят было самым священным?

5.Где в первый раз ребята увидели чеченцев?

6.Назовите женщину, которая накормила ребят.

7.Одна из рек на Кавказе.

8.Кого Сашка и Колька любили больше всех и на ком хотели жениться, когда вырастут?

По вертикали:

1.Кто сказал эти слова: «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»?

2.Кто первый напоил ребят?

3.Кто сказал эти слова: «Я думаю, что все люди братья»

4.Город, был первый детдом.

5.Имя автора повести.

6.Кто оборотистый ,хваткий, практичный воплощал идеи в жизнь?

14.Выводы.Кто показан на страницах повести?

( -Безалаберный, но хлопотливый Петр Анисимович Мешков, по воле случая оказавшийся директором детского дома;

-Бдительная, сердобольная тетя Зина;

-обаятельная воспитательница Регина Петровна с ее «мужичками»;

-Но главное- это Кузьменыши.

15.Рассказ о Кузьменышах.

(Две головы Кузьменышей варили по – разному. Сашка-спокойный, тихий извлекал из себя идеи. Колька- оборотистый , хваткий, практичный. Он со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь…

Когда на станции КубаньСашка заболел,Колька сообразил,залез под вагон и оттуда переговаривался с братом).

16.Включаем «Лунную сонату».

17.Просмотр кадров фильма(« расправа» над Сашкой)

18. «Правдоподобная» версия о брате Сашке(Алхузуре.)Дети в детприемнике.

19-Назовите лучшие стороны характера и поведения человека в сложных обстоятельствах.

20.Назовите эпизоды, связанные с проблемой «изнанки» войны и рождение в то время пословицы «Кому война-кому мать родна»

( Директор и его злоупотребления ;директор интерната Владимир Николаевия Бушмаков;)

Вывод учителя: Вот почему приходилось детям воровать

21 Национальные проблемы.

-Увиденное на ст.Кубань;

-взрыв в детдоме;

-судьба тети Зины;

-рассказ Демьяна об истреблении

чеченцев;

-гибель Сашки.

22. Вывод. -На чьей же стороне автор?

- Рассуждения Кольки о том, почему же убили его брата?

23.Тема интернационализма в диалоге «штатского» и заведующей детским приемником.( «Понабрали тут…», «Мы принимаем только детей»…)

24.-Почему у Кольки глубокая обида на Регину Петровну?

(«Ради них он пришел ,чтобы их спасти. А для себя у него нет сил»).

Какая судьба уготована детям?

Летим в неизвестность, как семена по пустыне.

По военной - по пустыне-надо сказать.

Где-то, где-нибудь в щелочке, трещинке, ямке случайной застрянем…

А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем.

Чахлой веточкой прорастем, былинкой крошечной…

Можем и не прорасти ,а навсегда кануть в неизвестность. И тоже никто не спросит.

Нет, значит, не было. Значит, не надо.

25.Звучит «Лунная соната»

111.Подведем итоги. Рефлексия.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нешта Роза Газизовна

Дата: 19.06.2020

Номер свидетельства: 553694

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства