kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по очерку Д. Гранина "О милосердии" (к 100-летию со дня рождения Даниила Гранина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок настраивает обучающихся через обсуждение статьи Даниила Гранина «О милосердии» на понимание того, насколько равнодушными могут быть люди – наши современники, а через события Великой Отечественной войны  убедительно раскрывает национальные черты русского человека – сострадание, милосердие. В ходе урока развиваются умения высказывать своё отношение к жизненной ситуации, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; достигается главная задача урока: воспитание милосердного отношения к людям, умения сочувствовать, сопереживать человеку, попавшему в беду;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по очерку Д. Гранина "О милосердии" (к 100-летию со дня рождения Даниила Гранина)»


Урок внеклассного чтения в 9 классе

«Чем я богат? (по очерку Д.Гранина «О милосердии»).


Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, чувства патриотизма.

Задачи:

- Через обсуждение статьи Даниила Гранина «О милосердии» показать, насколько равнодушными могут быть люди – наши современники.

- Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.

- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.

Достижение предметных планируемых результатов.

• подготовка к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 9.3);

• формирование лингвистической компетенции обучающихся.

Достижение метапредметных планируемых результатов.

Познавательные УУД:

• развитие навыков работы с текстом (выделять главное, существенное, поиск аргументов, ключевых/опорных слов);

• формирование навыка анализа, классификации по признакам

• развитие навыков информационной переработки текста – конспектирования, формулирования тезисов; работы с таблицей;

Регулятивные УУД:

• развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

• формировать навык оценивания учебных действи в соответствии с поставленной задачей;

• прогнозирования предстоящей работы (планирование и проектирование деятельности);

• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

• формировать умение работать в группе;

• учить представлять результат своей работы;

• формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

• получение навыка ведения дискуссии, аргументированного высказывания собственной позиции по общественно значимой ситуации;

• развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.


Достижение личностных планируемых результатов.

• развивать умение высказывать своё отношение к жизненной ситуации, выражать свои эмоции;

• оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

• формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

• воспитывать милосердное отношение к людям, учение сочувствовать, сопереживать человеку, попавшему в беду;

• формировать внимательное отношение к языку, к слову.


Оборудование урока: мультимедиапроектор, компьютер с колонками, презентация к уроку, распечатка текстов очерка Д.Гранина «Милосердие»


Ход урока.

  1. Слайд «100-летию Даниила Гранина посвящается…» 1 мин.

Приветствие. Организационный момент.

II. Мотивация. Мобилизация. 2 мин.

Просмотр видеоряда. На его фоне звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»


У врат обители святой

Стоял просящий подаянье

Бедняк, иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Когда лишь хлеба он просил,

А взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.


-Какие чувства вызвал у вас просмотр и стихотворение? (сострадание, сочувствие, жалость, желание подать убогим)

- Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор? (самостоятельное выдвижение обучающимися темы и целей урока);


Слайд

Обсуждение темы урока: «Чем я богат? 1 мин.

- О каком богатстве пойдет речь? (о богатстве человеческого сердца)

Какие же сокровища вы знаете? (любовь, доброта, радость, …)


Слайд

Эпиграф Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»


Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным очерком, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.


III. «Предтекстовый» этап. 2 мин.

В ходе беседы учащиеся получают предварительную информацию, подготавливающую к восприятию и анализу текста:

- Известен ли вам автор очерка? (короткий рассказ ученика, сопровождается слайдами презентации)

Слайд, слайд

Видео «Совесть Санкт-Петербурга» 2,5 мин


IV. Восприятие текста в ходе читательской деятельности. 5 мин.


- О чём говорит название? На какие мысли настраивает читателя?

- Что такое милосердие?

Слайд (определение по словарю Ожегова выводится на слайд)

МИЛОСЕ́РДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь

из сострадания, человеколюбия.

- Какие слова – синонимы есть? (сострадание, сочувствие, сопереживание).


Чтение отрывка из очерка учителем:

Даниил Гранин. О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где я живу.

С большим трудом поднялся — лицо залито кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там — она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударился, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Раздумывая, я вспоминал и другое.


V. Обсуждение проблематики текста статьи в беседе: 1,5 мин.

- Какие чувства вызывает у читателя текст?

- На какие мысли настраивает прочитанный текст?

- Что становится предметом обсуждения в тексте?


VI. Анализ текста. Коммуникация. Работа в группах (три группы).

Выявление авторской позиции и формирование собственного отношения к позиции автора по проблеме прочитанного текста. Обоснование своего отношения.

Слайд

Задания для групп:

  1. Найдите в тексте статьи ключевые слова, поясняющие позицию автора. Согласны ли с выводами, к которым приходит автор статьи?

  2. Почему писатель, раздумывая, вспомнил фронтовое время? Какие ассоциации вызывает слово война? Было ли место на войне милосердию, состраданию?

  3. Что волнует автора? Какие примеры из жизни приводит автор в подтверждение своей позиции? А как вы относитесь к этим жизненным реалиям?


Обсуждение ответов.

1. Выступление первой группы.

- Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).

- И противоположное ему качество? (равнодушие).

- Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?


Я хочу предложить вам стихотворение (читает ученица)

Всё тонет в мрачном равнодушье


Всё тонет в мрачном равнодушье,

Размешанном с жестокосердьем.

И чтоб убить живые души,

Как много тратится усердия.

Внести спешит тут каждый лепту,

Чтоб побольней да и погорше, –

С размаху в спину другу лепим

И подлость раздаем пригоршней.

Кто пожалел кого, тот – шизик,

А кто помог – потерян вовсе.

Других мы, обесценив жизни,

Своей продленья в счастье просим.

Несём собою хамство, низость

Мы, упиваясь счастьем ложным…

Любовью называя близость,

Побед дешёвых числа множим.

Но есть добро! Ростком зелёным

Оно стремится к солнцу, свету!

И в мир, добром лишь сотворенный,

Оно несет мою планету!


Учитель: От равнодушия до подлости - один шаг. Во время землетрясения или пожара, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством. Все это далеко от понятия «милосердие» …

Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседнем дворе толпа бьет мальчишку, инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…, какие-то ребята издеваются над котенком, ломают дерево…


Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное - внутренняя готовность не проходить мимо. Главное - научится сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.


2. Чтение фрагмента статьи учителем:

«… Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили...


Выступление второй группы.

- Почему писатель раздумывая, вспомнил фронтовое время? (…)

- Какие ассоциации вызывает слово война? (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

- Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще большим уроком проявления милосердия, дружбы, взаимовыручки, добра.

- Почему? Было ли место на войне милосердию, состраданию? (…)

- Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше, чем патроны и снаряды. Один из фильмов о войне «Они сражались за Родину»


(Фрагмент фильма

«Сестра милосердия тащит с поля боя раненого бойца)

Обсуждение фрагмента:

- Что вас потрясло?

(Да, сестричка – совсем ещё ребенок. Немного старше вас. Вокруг рвутся снаряды, ей страшно, но об этом она не думает. Нечеловеческие усилия ей приходится прилагать, чтобы как-то вытащить раненого бойца с поля боя. Но она не падает духом, а наоборот, старается убедить его в том, что это ей по силам. А сам боец, боясь напугать медсестру, стискивает от боли зубы и старается ей помочь.

Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.


- Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время.


3. Выступление третьей группы.

- Какие примеры из жизни приводит автор?

- Предположите, почему в более поздней редакции Д. Гранин дал очерку название «Потерянное милосердие»?


  1. Чтение очерка до конца.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

- А есть ли место милосердию в повседневной жизни?


VI. Обращение к личному опыту обучающихся.

Дары Божии

Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.

А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

- Наполни её тем, что сам сочтёшь нужным!

И мы наполняем свои корзинки. Вот только содержимое у каждого в них –разное. Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится?


Слайд

Работа в группах.

Распределить на две группы следующие качества человека:

• Терпимость

• Бессердечность

• Непонимание

• Сострадание

• Прощение

• Вспыльчивость

• Снисходительность

• Злорадство

• Лживость

• Сотрудничество

• Доверие

• Раздражительность

• Зависть

• Пренебрежение

• Умение владеть собой

• Равнодушие

• Чуткость

• Агрессивность

• Эгоизм

• Альтруизм

• Доброжелательность


Составление на доске ромашки милосердия (ребята по одному выходят к доске и прикрепляют магнитами различные качества, соответствующие понятию «МИЛОСЕРДИЕ»

- Можно ли считать справедливыми слова автора: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности»? Ответ обоснуйте.


VII. Практикум «А как поступишь ты?»

Ситуации предлагаются для разбора в группах:


  1. Ваша одноклассница пришла в школу с заплаканными глазами. Ваши действия?

  2. Товарищ жалуется, что его никто не любит в классе. Вы знаете, что это действительно так. Что делать?

  3. Выйдя из школы вы замечаете толпу старшеклассников, избивающих своего ровесника. Зеваки стоят тут же, кто-то из них снимает произошедшее на телефон. Ваши действия?


VIII. Рефлексия.

Наш разговор сегодня подходит к концу, но мы еще не раз вернемся к этой теме.

- Каким был для вас сегодняшний урок? О чем он заставил вас задуматься?

- Как изменилось ваше отношение к жизненным ценностям?

- Протяните руку помощи тем, кто в этом нуждается. Ведь самая главная профессия в жизни - это быть человеком.


Что отдаёте, то и вернётся.

То, что посеешь - то и пожнёшь,

Ложью пробьётся ваша же ложь.

Каждый поступок имеет значение;

Только прощая, получишь прощенье.

Вы отдаёте - вам отдают,

Вы предаёте - вас предают,

Вы обижаете - вас обижают,

Вы уважаете - вас уважают…

Жизнь – бумеранг : всё и всем по заслугам;

Чёрные мысли вернуться недугом,

Светлые мысли - Божественным светом…

Если не думал - подумай об этом.

Олег Гаврилюк


IX. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему

«Милосердие в нашей жизни»


Не менее 70 слов по попс-формуле:

П- позиция

О- обоснование

П- примеры

С- суждение – вывод




  1. Ваша одноклассница пришла в школу с заплаканными глазами. Ваши действия?






  1. Товарищ жалуется, что его никто не любит в классе. Вы знаете, что это действительно так. Что делать?





3. Выйдя из школы, вы замечаете толпу старшеклассников, избивающих своего ровесника. Зеваки стоят тут же, кто-то из них снимает произошедшее на телефон. Ваши действия?







умеранг. К тому и ведётся:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Ивановна Казанина

Дата: 23.12.2019

Номер свидетельства: 533276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства