Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"
Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"
Учащиеся знакомятся с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; получают представления о Н. С. Лескове как талантливом русском писателе, значении его творчества. Большое внимание уделяется воспитанию гуманности учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"»
МБОУ «Семецкая СОШ»
Учитель: Белоножко Людмила Валерьевна
Урок литературы в 6 классе
Тема. ВН/ЧТ. Н. С. Лесков «Человек на часах»
Цели : создать условия для ознакомления с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; способствовать формированию представления о Н. С. Лескове как талантливом русском писателе, значении его творчества, воспитывать гуманность, развивать речь учащихся
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательнаясфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н. С. Лескова как талантливого русского писателя; познакомиться с рассказом «Человек на часах», рассмотреть его проблематику, идейное содержание; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ произведения;
· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям Н. С. Лескова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками вдумчивого чтения;
· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные · познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Основные понятия и термины: честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония.
Сценарий урока
Надо человеком быть...
В. М. Шукшин
I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
– Мы уже говорили о том, что художественная литература воспитывает человека. Сегодня книжная выставка «Чтоб в человеке человеческое торжествовало» составлена из тех художественных произведений, которые помогли лично вам в каких-то жизненных ситуациях, герои которых подсказали, как лучше и правильнее поступить.
Представьте книгу, расскажите о своей ситуации. (Книги, представленные на выставке, следующие: Л. Н. Толстой «Котенок» (быль), «Кавказский пленник»; Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»; Василий Шукшин «Волки»; Леонид Пантелеев «Честное слово» и др.)
II. Изучение нового материала.
– Вами прочитан рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах». Какое впечатление он произвел на вас? (Высказывания учащихся.)
– Какое событие легло в основу рассказа? Чем оно заинтересовало автора? Почему он не мог об этом не написать? (Высказывания учащихся.)
1. Чтение учителем первых четырех глав.
– Прочитаем первые главы и понаблюдаем за тем, как все происходило.
Вопросы для беседы:
– Как вы поняли, что за человек Постников?
– Что испытал он как часовой, стоя на посту?
– В чем заключается внутренняя борьба рядового Постникова? (В Постникове как бы борются два человека. Один говорит: «Стой, ты часовой!», а другой говорит: «Спасай, ведь человек тонет!»)
– Покажите на примере текста эту «борьбу».
– Действительно, здесь рассматривается выбор между чувством долга и человечностью.
– Легко ли дался ему этот выбор? (Высказывания учащихся.)
Офицер инвалидной команды – офицер, дежурящий по району.
Карцер – помещение для временного одиночного заключения в наказание за что-нибудь.
Лазарет – небольшая больница при воинской части.
Гуманист – гуманный человек.
Гуманность – человечность в отношении к людям.
– Почему важно, чтобы в человеке победило человеческое?
3. Сжатый пересказ «Возня вокруг спасения утопающего».
– Кто же эти люди, затеявшие возню вокруг события со спасенным человеком? Дайте им характеристики.
4. Устная характеристика Николая Ивановича Миллера.
– Какие поступки несмотря на свою человечность совершает Миллер? Почему?
5. Устная характеристика батальонного командира подполковника Свиньина.
– Кто такой «службист»?
– Как вы понимаете любимую поговорку Свиньина «На службе всякая вина виновата»?
– Случайно ли у этого «службиста» такая говорящая фамилия?
– Как посещение лазарета характеризует Свиньина?
– Почему автор не может скрыть своей горькой, а не едкой иронии.
6. Словарная работа.
Определение записывается в тетрадь.
Ирония – выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение.
7. Устная характеристика полицмейстера Кокошкина.
– Перечислите действия Кокошкина.
– На своем ли месте находится этот человек?
8. Чтение в лицах 11 главы.
– Понаблюдайте, как речь характеризует Кокошкина в этом эпизоде?
– Что же больше всего в данной ситуации беспокоило Свиньина, Кокошкина, пристава? («Чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности», «замарал честь Измайловского полка», «на полк пала дурная тень».)
9. Словарная работа.
Определение записывается в тетрадь.
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.
10. Сообщение ученика «Пословицы и поговорки о чести, о достоинстве».
· Всякому своя честь дорога.
· Не кусок пирога, а честь дорога.
· Спесь губит достоинство.
· Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь.
· Береги платье снову, а честь смолоду.
· Бесчестье хуже смерти.
– Кого же из героев рассказа можно назвать человеком чести?
– Удачен ли, на ваш взгляд, эпиграф нашего урока? Как вы его понимаете?
– К каким выводам вы пришли в ходе сегодняшнего разговора? Сформулируйте их и запишите в тетрадь.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Писателем Н. С. Лесковым в небольшом по объему рассказе решается важная философская проблема – человек и его долг. Главный герой рассказа рядовой Постников, хотя и колебался, сомневался, мучался, стоя перед нравственным выбором, но сделал его как человек долга. «Надо человеком быть...», надо уметь всегда быть готовым к поступку во имя человека. Такими людьми, как Постников, можно гордиться. «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было», – писал Лесков. Парадоксально, но факт, что во времена царствования Николая I в России, в армии такие понятия, как долг и человечность, были несовместимы.
– Какие слова из текста больше всего тронули ваше сердце?
– Какую главу рассказа вы считаете самой сильной?
– Какой вывод урока вы считаете самым важным для себя?
Домашнее задание.
Прочитать рассказы Н. С. Лескова: «Кадетский монастырь», «Отцовский завет», «Маланья – голова баранья», «Дурачок», «Пугало», «Неразменный рубль» (по выбору). Сообщения о Чехове.