kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; получают  представления о Н. С. Лескове как талантливом русском писателе, значении его творчества. Большое внимание уделяется  воспитанию  гуманности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"»

МБОУ «Семецкая СОШ»


Учитель: Белоножко Людмила Валерьевна



Урок литературы в 6 классе

Тема. ВН/ЧТ. Н. С. Лесков «Человек на часах»

Цели : создать условия для ознакомления с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; способствовать формированию представления о Н. С. Лескове как талантливом русском писателе, значении его творчества, воспитывать гуманность, развивать речь учащихся

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н. С. Лескова как талантливого русского писателя; познакомиться с рассказом «Человек на часах», рассмотреть его проблематику, идейное содержание; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ произведения;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям Н. С. Лескова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками вдумчивого чтения;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные · познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Основные понятия и термины: честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония.

Сценарий урока

Надо человеком быть...

В. М. Шукшин

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

– Мы уже говорили о том, что художественная литература воспитывает человека. Сегодня книжная выставка «Чтоб в человеке человеческое торжествовало» составлена из тех художественных произведений, которые помогли лично вам в каких-то жизненных ситуациях, герои которых подсказали, как лучше и правильнее поступить.

Представьте книгу, расскажите о своей ситуации. (Книги, представленные на выставке, следующие: Л. Н. Толстой «Котенок» (быль), «Кавказский пленник»; Юрий Яковлев «Рыцарь Вася»; Василий Шукшин «Волки»; Леонид Пантелеев «Честное слово» и др.)

II. Изучение нового материала.

– Вами прочитан рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах». Какое впечатление он произвел на вас? (Высказывания учащихся.)

– Какое событие легло в основу рассказа? Чем оно заинтересовало автора? Почему он не мог об этом не написать? (Высказывания учащихся.)

1. Чтение учителем первых четырех глав.

– Прочитаем первые главы и понаблюдаем за тем, как все происходило.

Вопросы для беседы:

– Как вы поняли, что за человек Постников?

– Что испытал он как часовой, стоя на посту?

– В чем заключается внутренняя борьба рядового Постникова? (В Постникове как бы борются два человека. Один говорит: «Стой, ты часовой!», а другой говорит: «Спасай, ведь человек тонет!»)

– Покажите на примере текста эту «борьбу».

– Действительно, здесь рассматривается выбор между чувством долга и человечностью.

– Легко ли дался ему этот выбор? (Высказывания учащихся.)

2. Словарная работа.

Определения записываются в тетрадь.

Сострадать – разделить боль, страдания, услышать боль другого, понять, помочь.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Искушение – соблазн, желание запретного.

Обер-полицмейстер – начальник полиции.

Офицер инвалидной команды – офицер, дежурящий по району.

Карцер – помещение для временного одиночного заключения в наказание за что-нибудь.

Лазарет – небольшая больница при воинской части.

Гуманист – гуманный человек.

Гуманность – человечность в отношении к людям.

– Почему важно, чтобы в человеке победило человеческое?

3. Сжатый пересказ «Возня вокруг спасения утопающего».

– Кто же эти люди, затеявшие возню вокруг события со спасенным человеком? Дайте им характеристики.

4. Устная характеристика Николая Ивановича Миллера.

– Какие поступки несмотря на свою человечность совершает Миллер? Почему?

5. Устная характеристика батальонного командира подполковника Свиньина.

– Кто такой «службист»?

– Как вы понимаете любимую поговорку Свиньина «На службе всякая вина виновата»?

– Случайно ли у этого «службиста» такая говорящая фамилия?

– Как посещение лазарета характеризует Свиньина?

– Почему автор не может скрыть своей горькой, а не едкой иронии.

6. Словарная работа.

Определение записывается в тетрадь.

Ирония выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение.

7. Устная характеристика полицмейстера Кокошкина.

– Перечислите действия Кокошкина.

– На своем ли месте находится этот человек?

8. Чтение в лицах 11 главы.

– Понаблюдайте, как речь характеризует Кокошкина в этом эпизоде?

– Что же больше всего в данной ситуации беспокоило Свиньина, Кокошкина, пристава? («Чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности», «замарал честь Измайловского полка», «на полк пала дурная тень».)

9. Словарная работа.

Определение записывается в тетрадь.

Честь внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

10. Сообщение ученика «Пословицы и поговорки о чести, о достоинстве».

· Всякому своя честь дорога.

· Не кусок пирога, а честь дорога.

· Спесь губит достоинство.

· Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь.

· Береги платье снову, а честь смолоду.

· Бесчестье хуже смерти.


– Кого же из героев рассказа можно назвать человеком чести?

– Удачен ли, на ваш взгляд, эпиграф нашего урока? Как вы его понимаете?

– К каким выводам вы пришли в ходе сегодняшнего разговора? Сформулируйте их и запишите в тетрадь.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Писателем Н. С. Лесковым в небольшом по объему рассказе решается важная философская проблема – человек и его долг. Главный герой рассказа рядовой Постников, хотя и колебался, сомневался, мучался, стоя перед нравственным выбором, но сделал его как человек долга. «Надо человеком быть...», надо уметь всегда быть готовым к поступку во имя человека. Такими людьми, как Постников, можно гордиться. «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было», писал Лесков. Парадоксально, но факт, что во времена царствования Николая I в России, в армии такие понятия, как долг и человечность, были несовместимы.

– Какие слова из текста больше всего тронули ваше сердце?

– Какую главу рассказа вы считаете самой сильной?

– Какой вывод урока вы считаете самым важным для себя?

Домашнее задание.

Прочитать рассказы Н. С. Лескова: «Кадетский монастырь», «Отцовский завет», «Маланья – голова баранья», «Дурачок», «Пугало», «Неразменный рубль» (по выбору). Сообщения о Чехове.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок Внеклассного чтения. Н.С. Лесков "Человек на часах"

Автор: Белоножко Людмила Валерьевна

Дата: 24.09.2020

Номер свидетельства: 558416

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства