Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"
Интегрированный урок по предметам "Литература" и история. Проводится в нетрадиционной форме "урок - суд". Способствует развитию интереса к предметам гуманитарного и исторического цикла, развитию кругозора учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по роману А. К. Толстого "Князь Серебряный"»
Урок – суд по роману А.К.Толстого «Князь Серебряный» 8 класс
Оборудование: Плакат: «А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает её печалью. И я не стал бы просить у читателей в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих» (Тацит. Летопись. Книга 16)
Плакат:
Звон медный несётся, гудит над Москвой:
Царь в смирной одежде трезвонит.
Зовёт ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
А.К.Толстой
3. Репродукция картины И.Репина «Царь Иван Грозный и его сын Иоанн. 1582г.»
4. Фотография Храма Василия Блаженного
5. Выставка книг об Иване Грозном
Ход урока
Секретарь:
Господа присутствующие! Сегодня мы с вами собрались на общественный суд. В ходе судебного расследования нам предстоит вынести приговор Иоанну Васильевичу – iv, прозываемому в народе Грозным. Перед тем как представить слово прокурору, я оглашу некоторые материалы из книги Л.А.Фёдоровой «От Рюрика», содержащие биографические данные об Иване Грозном.
«Иоанн Васильевич Грозный (25.08.1530 – 18.03.1584), сын Василия -3 и Елены Глинской. Великий князь и первый русский царь «всея Руси» с 1533 года. Женат несколько раз: первая жена – Анастасия- умерла в 1560г., вторая – Мария – в 1569, третья – Марфа – умерла через несколько дней после свадьбы, четвёртая – Анна – через год надоела Иоанну, царь постриг её в монахини, пятая – Марья – на следующий день после свадьбы была утоплена в пруду, шестая – Анна – была разведена с царём, конец её не известен, седьмая – Василиса – похоронена живой, восьмая – Марья – умерла в 1612г.
В годы своего правления Иван Грозный проводит линию на укрепление самодержавной власти. Причём всё более распространёнными методами борьбы с политическими противниками становится опала, казнь, ссылки.
Иван Васильевич получил в народе прозвище Грозный, отразившее представление о нём, как о могущественном правителе, царе – тиране, деспоте. Он совершал кровавые расправы массовые репрессии, от которых гибли и его политические противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость его характера с годами усиливалась, что отразилось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева, в результате одной из них он в 1582 году в Александровской слободе убил своего старшего сына Иоанна.
В свои 54 года Иоанн выглядел дряхлым стариком, его организм был расшатан пьянством и развратом. И после его смерти единственным наследником престола остался слабоумный карлик с ярко выраженными чертами вырождения – будущий царь Фёдор Иоаннович.
Из преданий известно, что астрологи предсказали Ивану Грозному неминуемую смерть 18.03.1584г. Крепкий телосложением, Иоанн надеялся на долголетие, но неведомая болезнь постигла его, силы оставляли. Лёжа в беспамятстве на смертном ложе, он звал убитого им сына. Через некоторое время, 17 марта, ему стало легче, и он велел казнить лжеастрологов: «По их басням мне должно умереть, а я чувствую себя гораздо бодрее». «Но день ещё не миновал», - ответствовали астрологи. Царь Иоанн умер внезапно… вдруг упал и закрыл глаза навеки».
Секретарь: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор (цитаты из речи):
Я обвиняю царя Иоанна -4 за то, что по его вине погибло много ни в чём не повинных людей. Так, например, во время одного из пиров был убит боярин (отрывок из книги «Князь Серебряный», глава 8 «Пир»). Постоянные казни, свирепость царя нашли отражение и в его внешнем виде (глава «Пир»). Его жестокость губила судьбы многих людей (боярин Д.А.Морозов, его жена, князь Серебряный и др.)Я считаю, что Иван Грозный заслуживает сурового осуждения и наказания.
Секретарь:
Вынося приговор Иоанну -4, граждане судьи должны помнить и учитывать, что не все преступления, названные прокурором, совершались лично царём. Не будем забывать о существовавшей в то время опричнине. В секретариат суда поступили материалы из книги Л.Н.Гумилёва «От Руси к России», с которыми я вас сейчас ознакомлю.
«Слово «опричнина» образовалось от старинного русского слова «опричь», что означает «кроме». Поэтому опричников называли иначе кромешниками и вот почему. В представлении христианина существует понятие ада – места мучений грешников. Ад – «тьма кромешная». Значит, кромешники – это люди, одержимые ненавистью к миру, служители зла.
Опричнина была создана Иваном Грозным в 1565г. и просуществовала 7 лет. Задачей опричников было «изводить государеву измену», причём определять измену должны были те же самые опричники. Одного обвинения было достаточно, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самыми мягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали людей, сдирали с живых кожу, замораживали на снегу, травили псами, сажали на кол.
От ужаса опричнины Россию спас, как ни странно, крымский хан, который, нарушив договор, напал на Москву. Татары обстреливали Москву зажигательными стрелами, в результате чего деревянный город выгорел через три часа. Нужно было отразить нападение, и от имени царя приказано было собираться всем, кто может носить оружие, в том числе, конечно, и опричникам. И вот тут-то «особые люди» показали себя. Опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и заболевшими. Убийцы беззащитных, они оказались неспособными сражаться с вооружённым и сильным врагом.
Головы вождей опричнины, испугавшихся татарских луков и стрел, слетели на плахах. Были казнены и князь Вяземский, и М.Черкасский, и Василий Грязной, и воевода Алексей Басманов. Сыну Алексея Басманова было предложено сохранить жизнь, если он согласится перерезать горло своему отцу, и он согласился. Царь выполнил обещание: Фёдору жизнь сохранили – его заковали в кандалы, отправили на север, посадили в тюрьму и дали умереть там».
Секретарь: Слово предоставляется помощнику прокурора.
Помощник прокурора:
Я обвиняю Малюту Скуратова, он был приближённым царя, его любимцем. Малюта был очень жесток, и эта жестокость отразилась на его облике (глава «Пир»). Его боялись даже дети. «Иная мать долго не могла унять своего ребёнка. «Молчи, -говорила она. – Молчи, не то Малюта услышит». И при имени Малюта ребёнок переставал плакать, в испуге прижимался к матери и крепко засыпал».
Даже нянька Онуфриевна, обвиняя Малюту и Ивана Грозного в их жестокости, говорила (глава 11 «Ночное шествие»).
Малюта старался возбудить подозрение у царя, что царевич замышляет измену своему отцу, что он мечтает занять его место (глава 12 «Клевета»).
Итак, я думаю, судьи согласятся, что Малюта Скуратов виновен не менее царя Ивана Грозного.
Адвокат: Конечно, я не могу отрицать, Иоанн Грозный жестоко расправлялся с людьми. Правление Иоанна -4 закономерно привело к военному и государственному краху в ближайшие же годы после его смерти. Но Иоанн -4 очень сильно раскаивался, что зафиксировано в книге А.Толстого (глава 11 «Ночное шествие»).
Иоанн -4 способствовал развитию книгопечатания в стране, и сам был великолепным писателем и оратором. Ну а самым великолепным памятником ему стал храм Василия Блаженного в Москве.
Секретарь: Пригласите в качестве свидетеля поэта Д.Кедрина.
Д.Кедрин: Я хочу рассказать о судьбе великих зодчих, построивших храм Василия Блаженного
Чтец читает стихотворение Д. Кедрина «Зодчие»
Секретарь: Приглашается свидетель Дружина Андреевич Морозов – московский боярин.
Д.А.Морозов: Я, земской боярин Д.А.Морозов, обвиняю царя Иоанна Васильевича в том, что он наложил на меня опалу из-за того, что я не хотел сесть за царским столом ниже безродного Бориса Годунова. Впоследствии царь отправил князя Вяземского сообщить мне, что опала снята. Я принял князя как царского посланника, оказал ему честь. Но опричники сожгли и разрушили мой дом, так-то они ответили на моё гостеприимство. А князь Вяземский похитил жену мою Елену Дмитриевну, любви которой он давно добивался. Я думаю, что всё это делалось с позволения царя, потому что, когда я пришёл к нему просить милости, царь был удивлён, что я жив. Когда же я обвинил князя Вяземского, царь велел биться с ним на мечах. Иоанн Грозный надеялся, что Вяземский победит, потому что он был моложе и сильнее меня. Но ангелы – хранители отстояли мою правду. Иоанн пригласил меня отобедать за его столом, и опять же приготовил мне место ниже Б.Годунова. Но я отказался сесть на это место и сказал: «В голове моей ты волен, но в чести моей не волен никто». Тогда Иоанн разгневался и приказал надеть на меня шутовской костюм Ногтёва. И я начал потешать царя такими словами (глава 34 «Шутовской кафтан»). Своими шуточками я обеспечил себе место на виселице, дабы не позорить свою честь в шутовском костюме.
Секретарь: Приглашается свидетельница боярыня Елена Дмитриевна, жена Д.А.Морозова.
Елена Дмитриевна: Я, свидетельница Е.Д.Морозова, обвиняю князя Вяземского в том, что он пытался купить мою любовь, предлагал злато, серебро. Я отказалась и вынуждена была выйти замуж за нелюбимого Дружину Андреевича. Но и тут не оставил он меня. Опозорил семью мою и оставил сиротами малых детушек. Увёз он меня силою из дому. Погубил он душу мою. Превратилась его любовь ко мне в ненависть, ослепила она ему очи тёмные. Взял он на себя страшный грех, хотел убить мужа моего Дружину Андреевича.
Н.Р.Серебряный: Я обвиняю царя Ивана Грозного в том, что его народ боится, житья нет бедному человеку. И в праздник пей, да не допивай; пой, да оглядывайся. Как раз нагрянут, словно снег на голову, его любимчики – опричники.
Осуждаю его за то, любил он звериный бой. Несколько медведей всегда кормились в железных клетках на случай травли. Но время от времени сам царь или его опричники выпускали зверей из клеток, те драли народ, а опричники потешались. Такой же случай произошёл и со мной. Но, слава богу, медведь не успел ударить меня во второй раз, помешал этому сын Малюты, Максим Скуратов.
Обвиняю я и опричника князя Вяземского. Он преследовал Елену Дмитриевну, и она стала женой Дружины Андреевича, а могла бы стать моей женой, я любил её, и она меня тоже.
Много зла делал царь и его опричники, поэтому и решил я служить не царю, а народу русскому, сложить голову в честном бою с врагами моей Родины.
Секретарь: Вызывается свидетель Афанасий Иванович Вяземский, князь, ставший опричником.
Князь Вяземский: Я хочу обвинения, прозвучавшие в мой адрес, опровергнуть, потому что по приказу царя опричники убивали и грабили людей.
Я полюбил Елену Дмитриевну, и, когда царь узнал об этом, рассказал мне такую сказку (глава 8 «Пир»). Услышав это от царя, я решился силой добыть любовь свою, а не будь на то воли царя, не рискнул бы.
Секретарь: Итак, господа, мы выслушали много свидетельских показаний, речь прокурора и адвоката. А теперь слово предоставляется самому Иоанну 4.
Царь Иван Васильевич: Я, Иоанн -4, ввёл опричнину для того, чтобы вывести измену и непокорство на Руси, а не для того, чтобы проливать кровь безвинных людей. Я считаю, что во всех случаях мой приговор был справедлив и, убивая людей, я всегда знал, что они изменники святой Руси. «Враг имени Христова, - думал я, - упорно перечит мне и помогает моим злодеям. не дам ему надо мной тешиться. Не устрашусь его наваждения! Покажу ему, что не по плечу он себе борца нашёл! И решился я карать по-прежнему измену и предавать смерти злодеев своих, хотя были бы их тысячи!»
Я усердно молился за пролитую кровь, о тишине святой Руси, молился о том, чтоб дал мне Господь силу окончить дело великого поту, сравнять сильных со слабыми, чтоб не было на Руси одного выше другого, чтобы все были в равенстве, а я стоял бы над всеми, аки дуб во чистом поле.
Вопросы для обсуждения:
Виноват ли царь Иван Васильевич в том, что творили его опричники?
Некоторые учёные считают, что опричнина – всего лишь кратковременный эпизод, который не внёс никаких существенных изменений в социальную структуру государства. Можно ли назвать опричнину «кратковременным эпизодом» с точки зрения Её воздействия на жизнь человека, душу? Как об этом нам говорит А.К.Толстой ходом своего романа?
Историки утверждают, что в основе развития любого государства лежит борьба эксплуатируемой части населения с эксплуататорами. С этой точки зрения герои произведения Д.А.Морозов, князь Серебряный – эксплуататоры. Большинство же опричников – люди, не относящиеся к высшим сословиям, следовательно, эксплуатируемые. Так, может быть, следует оправдать действия и поступки опричников?
Согласны ли вы с мнением автора, что «лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как звёзды на безотрадном небе нашей русской ночи, как и самые звёзды, они были бессильны разогнать её мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, не поддерживаемы общественным мнением? В чём же тогда значение таких людей? Не являются ли тогда их жертвы бессмысленными?
Сможете ли вы привести примеры влияния «наследственной болезни», как назвал А.Толстой опричнину, в более поздние годы?
Что общего вы находите в двух произведениях: М.Ю.Лермонтова и А. К. Толстого?