Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"»
Тема урока: Урок – суд по повести А. С. Пушкина«Станционный смотритель».
Задача урока:Проанализировать поступки героев и повести, осудить их неправильное поведение, повлёкшее за собой смерть С. Вырина. Воспитать заботливое, внимательное отношение к родителям.
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина. 2. Иллюстрации к повести.
3. Иллюстрации к «Притче о блудном сыне». 4. Высказывания:
Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия человеческого.
Ф. М. Достоевский.
Исправить общество, и болезни не будет.
Ф. М. Достоевский.
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А. П. Чехов.
Ход урока
Слово учителя: Мы изучили произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель».Иван Петрович Белкин- рассказчик в повести «Станционный смотритель» ( Пушкин в Болдине- в имении отца- пишет сборник повестей «Повести Белкина») подписывает повесть.
Изучаем произведение вслед за «Библией». Мы говорили, о том, что не случайно Пушкин вводит в сюжет «Притчу о блудном сыне».
Расскажите содержание «Притчи». Какой конец в «Притче»? А в повести? Повесть заканчивается трагически, смертью С. Вырина. Кто виноват в его смерти? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Итак, ведётся судебное расследование. Прошу всех занять свои места.
Секретарь(Акулина) Прошу всех встать! Суд идёт!
Судья: (Денис) Сегодня на суде мы рассматриваем два дела по обвинению в смерти Самсона Вырина. Первый обвиняемый Владимир Минский, второй – Авдотья Самсоновна Вырина. Вначале мы рассмотрим первое дело. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: (Багдаулет)Я считаю, что в смерти С. Вырина виноват Владимир Минский. Он, увидев Дуню, решил, во что бы то ни стало завладеть ею. Для этого он притворился больным и остался в доме смотрителя. Он увёз её с собой, оставив Вырина одного, так как Дуня была единственной радостью в жизни Самсона Вырина, он спился и вскоре умер.
Судья: Чем вы можете подтвердить свои слова?
Прокурор:Я вызываю в качестве свидетеля господина Ивана Петровича Белкина.
Белкин: (Никита)У меня много знакомых среди станционных смотрителей. Но с Выриным у меня сложились приятельские отношения. А первый приезд я познакомился с его дочерью Дуняшей. С. Вырин выглядел очень бодрым и жизнерадостным, хотя ему было около пятидесяти лет. Через несколько лет довелось мне вновь проезжать эту станцию. С. Вырин спал, укрывшись тулупом. В доме был беспорядок. Сам хозяин состарился, ссутулился, сильно поседел. Когда я стал спрашивать про Дуню, он не сразу разговорился. Только после выпитого пунша он рассказал, что Дуню увёз гусар.
Прокурор:Расскажите поподробнее, как это произошло.
Белкин:Владимир Минский, когда увидел Дуню, решил остаться в доме смотрителя. Притворился больным и остался здесь на три дня. В воскресенье Дуня собиралась в церковь, Минский предложил ей подвезти её. И таким образом Минский увёз Дуню. С. Вырин сильно переживал за судьбу своей дочери, он решил во что бы то ни стало разыскать её. Он узнал, что Минский ехал в Петербург. Вырин отправился туда, хотя Минский не хотел его видеть. Он прогоняет бедного старика, даёт ему деньги. Но Вырин хотел увидеть свою дочь. Он разыскивает дом, где живёт его дочь, и проникает в дом, когда там находится Минский. Увидев отца, дочь падает в обморок, а Минский, разозлившись, выталкивает Вырина из комнаты на лестницу. С тех пор С. Вырин ничего не знает о судьбе дочери. Спустя ещё несколько лет я опять был в тех краях. Меня очень волновала судьба Дуни и её отца, и я поехал на эту станцию. Я узнал, что Вырин умер, и что после его смерти приезжала богатая барыня. По все видимости, это была его дочь Дуняша.
Прокурор: Спасибо. Теперь вы, наверное, убедились, что в смерти С. Вырина виноват В. Минский. Я приглашаю ещё одного свидетеля. Где и при каких обстоятельствах вы встретили С. Вырина.
Швейцар (Витя)Мне велено было не впускать никого в дом, но он каким – то образом пробрался в дом, и я видел только, кА Минский его вытолкал из комнаты.
Прокурор:У меня всё. Все факты указывают на то, что с С. Выриным В. Минский обошёлся очень плохо, бесчеловечно. Судья:Слово предоставляется адвокату.
Адвокат (Фатима)Ясчитаю, что мой подзащитный не виноват в смерти С. Вырина. То, что он увёз его дочь смотрителя, не говорит о том, что он виноват. Авдотья Вырина сама по своей воле хотела поехать в город. В Минский сильно полюбил эту девушку. Он не оставил её на улице, а наоборот женился на ней. Я приглашаю в качестве свидетеля мальчика – сына пивовара.
Мальчик: (Диас)Через нашу станцию редко кто проезжает. Но вот летом проезжала красивая барыня, в карете, запряжённой шестью лошадьми, с тремя детишками, с кормилицей. Как узнала она о смерти смотрителя ,заплакала и сказала, что пойдёт на кладбище. Я хотел её проводить, но она сказала, что знает дорогу. Я издали следил за нею. Она легла на могилку и долго плакала. А потом призвала попа, дала ему денег. И мне пятак серебром. Славная барыня!
Адвокат:И из этих слов следует, что В. Минский не бросил Дуню, что он на ней женился, то есть поступил благородно. И у С. Вырина не было причины спиваться.
В. Минский:( Данил)Я хочу сказать, что, как только я увидел Дуню, я влюбился в неё. И поэтому притворился больным, чтобы остаться подольше с ней. И когда я предложил Дуню поехать со мной, она согласилась. Я её не бросил, я на ней женился, поэтому, думаю, что не виноват.
Судья:Заслушав свидетельские показания и показания прокурора и адвоката, суд выносит приговор, что хоть косвенно, но в смерти её отца С. Вырина В. Минский не виноват.
Судья:Слушается дело по обвинению Авдотьи Самсоновны Выриной в смерти её отца Самсона Вырина. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:Авдотья Вырина виновата в том, что бросила отца одного. Отец лелеял, любил её очень, заботился о ней, гордился ею. Она была для него единственной радостью, а она уехала с проезжающим гусаром. Ни разу не навестила отца, не прислала какой либо весточки. Отец её спился только потому, что беспокоился за судьбу дочери. Он боялся, что она окажется на улице. Приглашаю в качестве свидетеля ямщика, который отвозил В. Минского и Дуняшу.
Ямщик:Я только могу сказать, что Дуняша всю дорогу плакала, но, видимо, ехала по своей охоте.
Прокурор: Значит из – за бездушия, черствости Дуни умер прежде времени её отец Самсон Вырин. У меня всё. Судья:Слово предоставляется защите.
Адвокат:( Дильназ): Прежде всего, я хочу сказать, что моя подзащитная так молода. Ей всего 14 лет. Когда она уехала с Минским, она не думала, что будут такие последствия. Красивая, роскошная жизнь вскружила ей голову. Ей было не до отца. А после замужества у неё появились дети, и она тем более не могла вырваться к отцу. Я считаю, что Дуняша не виновата. Судья:Слово Авдотье Самсоновне Выриной.
Дуняша:( Анита):Я росла с маленьких лет с отцом. Нигде, кроме нашей станции, я не была. Я часто видела проезжающих красивых барышней, дом. Как они богаты! Как красиво одеты! Мне хотелось хоть краем глаза увидеть городскую жизнь. И когда мне представилась возможность, я ни секунды не медля, решила ехать, хотя мне было очень жалко своего отца. Я очень виновата перед ним.
Учитель:( Оля) суд закончен. Но всё равно эта повесть наводит ещё и на другие размышления и выводы. Если не виноват В. Минский, не виновата Дуня, Кто виноват в смерти С. Вырина. И здесь можно выдвинуть ещё одно обвинение. Высказывание Достоевского: «Исправить общество, и болезни не будет». Кого обвиняет Достоевский? Да. Общество. Общество, в котором есть бедные и богатые. Есть сословное разделение. И поэтому В. Минский не признаёт С. Вырина, поэтому С. Вырин оказался в таком жалком положении.
Вывод: ( Ксения): И ещё одна проблема затронута в этом произведении. Это отношение детей к родителям. Как должны дети относится к своим родителям? Есть ли в нашем обществе примеры плохого отношения детей к родителям?Чему учит это произведение? Какие выводы мы делаем для себя? Недаром говорят, что «Литература – это учебник жизни». Я думаю, что сегодня на уроке вы многому научились.
Какие пословицы вы знаете, касающиеся нашей темы?
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние. (Саади)
Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Питтак)
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)
Нравственность .1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?-- Социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
«Маленький человек» – так в литературе называют героев, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – приветливую и любимую дочь.–Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
Ученик читает от слов «Долго стоял он неподвижно…» до слов «Смотритель за ним не погнался».
Ассигнации (деньги), брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя убежал.
– С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на картинках, изображающих историю блудного сына, в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?
Сюжет повести и «Притчи о блудном сыне» во многом похожи. Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.
Дуня, как и блудный сын, покидает родительский дом, потом отец видит ее в чужих комнатах роскошно одетую в обществе обманщика Минского, и, наконец, через несколько лет она приезжает повидать отца, но его уже нет в живых: дочь раскаивается в своей жестокости.
Чему учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»? Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.
Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям? Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.
Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители. Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты.
Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово.