Решение учебно-поисковых и исследовательских задач на уроках литературы в 11 классе как средство формирования логических УУД
Выполнил: Храмова О.В.
ГБОУ СОШ с. Богдановка Кинельского района
ФИО учителя, название ОО Храмова О.В. ГБОУ СОШ с. Богдановка. |
Целевой компонент | Тема урока: | Две «правды» в пьесе М. Горького «На дне». |
Образовательная цель | Формирование ценностного отношения к русской литературе, развитие критического мышления на основе осмысления проблематики пьесы М. Горького. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР: доказывает свою точку зрения. МР: умеет организовать сотрудничество в группе и совместную деятельность. составляет кластер и синквейн, умеет работать с текстом ПР: знает основные теоретические понятия ( конфликт, тематика и проблематика). объясняет понятие социально- философской драмы. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «___Литература____________» | Ученик научится: работать с текстом, составлять кластер и синквейн, аргументировать свою точку зрения. Ученик получит возможность научиться: характеризовать героев художественного произведения, соотносить историческую обстановку и социальные потребности общества. |
Содержательный компонент | Программное содержание | Биография М. Горького, пьеса «На дне» как социально-философская драма. |
Мировоззренческая идея | Показать трагизм судеб «бывших людей», безнравственность «хозяев жизни». |
Ценностно-смысловые ориентиры | Проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «утешительной» лжи, предназначения человека и смысла жизни. |
План изучения учебного материала | 1.История написания пьесы «На дне». 2.Образ Сатина. 3.Образ Луки. |
Основные понятия | «Утешительная» ложь, «горькая» правда, философская «правда». |
| |
Основные законы, закономерности | -------------- |
| |
Организационно-деятельностный компонент | Тип урока | Изучения нового материала. |
Форма урока | Семинар |
Образовательная технология | Технология критического мышления (ТКРМ) |
Оснащение урока | Ноутбук, проектор, экран. |
Мизансцена урока | 2 ряда парт соответственно 2 группам учащихся. |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Прочитать пьесу М. Горького «На дне». Принести текст пьесы. Выписать афоризмы Луки и Сатина. |
Домашнее задание | Выучить монолог Сатина «Человек –это звучит гордо!» |
| Ответить письменно на вопрос «Чья правда мне ближе и почему.» |
| |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР урока |
I. Организационный момент |
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок | Эмоциональный настрой на работу, подготовка к восприятию материала урока. Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата. | - |
II. ВЫЗОВ |
Формулирование темы и целей урока. Работа по теме урока. Организация работы учащихся в группах в форме семинара. Проведение литературной разминки (вопросы в приложении). | Работают 2 группы. Анализируют образы своих персонажей, индивидуально выступают по проблематике пьесы, составляют кластер, работают с текстом, зачитывают монологи, афоризмы. | Постановка вопросов, умение слушать собеседников. |
III. Осмысление |
Организует дискуссию по проблематике пьесы. Работа по таблице «Знаю- хочу узнать – узнал». Вопросы к дискуссии . 1) Кто такие «бывшие люди». 2) Как представлены в пьесе «хозяева жизни». 3) В чем полифонизм пьесы. 4) В чем философское ядро пьесы. 5) В чем « правда» Сатина. 6) В чем «правда» Луки. 7) Чья «правда» вам ближе. | Отвечают на вопросы учителя, представляют кластеры. Сатин- бывший телеграфист, образованный, начитанный- вор, алкоголик, отсидел в тюрьме- сострадает Наташе, Пеплу, Актеру – выразитель авторской позиции. Лука- странник, 60 лет, поучает, шутит, утешает –разбудил в душах обитателей ночлежки все хорошее – в самый напряженный момент исчезает. Учащиеся используют проектор, экран, высказывают и доказывают свои точки зрения. | Инициативное сотрудничество, формулирование и решение проблемы пьесы. |
IV. Рефлексия |
Рефлексия. Проводит ролевую игру в виде проблемной ситуации. « Представьте, что вы психолог. Перед вами выпускница, не сдавшая ЕГЭ. Какую « правду»- Сатина или Луки вы возьмете для совета девушке? | Принимают участие в игре, отстаивают свои точки зрения. Составляют синквейн. Сатин –честный, жесткий- не хочет жалеть, утешать человека, убеждает – «горькая» правда. «Человек это звучит гордо.» Лука –жалостливый, сострадательный – говорит пословицами, загадками – «Мякиш для беззубых.» Вывод- «Правда» Луки- утешительная ложь. «Правда» Сатина – «Правда –бог свободного человека» . «Человек это звучит гордо». Самооценка. Высказывают свое мнение по форме урока. | Коммуникативные – умеют достаточно полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. |
V. Подведение итогов урока |
Подведение итогов работы учащихся. Выставление оценок. Запись дифференцированного домашнего задания - выучить монолог Сатина, ответить письменно на вопрос «Чья правда мне ближе и почему.» | Записывают домашнее задание. | |