kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - семинар по рассказу Максима Горького "Старуха Изергиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматривается своеобразие композиции рассказа "Старуха Изергиль", смысл противопоставления героев рассказа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Старуха Изергиль»



МБОУ «Школа № 69 имени А.С. Бойцова» г.о. Самара














Тема урока

«В жизни всегда есть место подвигам»







Подготовила учитель русского языка и литературы

Лепетухина Татьяна Михайловна









Самара, 2021




Цели урока: 1) Отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; 2) Проанализировать легенды, сопоставить жизненные позиции главных героев; 3) Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала; 4) На примере текста рассказа “Старуха Изергиль” познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.

Задача урока: выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры.

Тип урока: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, дифференцированная.

Оборудование: мультимидийный проектор, ноутбук, раздаточный материал в виде карточек и таблицы, толковый словарь С. И. Ожегова.

Эпиграф к уроку:

Есть только две формы жизни:

гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

Мужественные и щедрые - вторую.

М. Горький

Ход урока

  1. Оргмомент

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Пусть сегодня для нас всех

На уроке сопутствует успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок и этот день принесут вам радость общения друг с другом

Проверка д.з. (Тест) Самопроверка по ключу (Слайд 1)


- Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма М. Горького к А. П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Всё дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов. «В жизни всегда есть место подвигам» - это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться. В своих тетрадях запишите число и тему занятия. (Слайд 2)

Учитель формулирует цели урока. (Слайд 3)

- В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова М. Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую». (Слайд 4) На протяжении всего урока мы с вами будем анализировать поступки героев и сделаем вывод: какую форму жизни избрали они? Какова их жизненная позиция?

- Сначала поговорим о композиции рассказа «Старуха Изергиль. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить? (Слайд 5) (Повествование делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко).

- Правильно, ребята. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей - стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

- Почему история старухи Изергиль занимает место между легендами о Ларе и Данко? (Учащиеся предполагают, что легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Лара и Данко - два противоположных полюса)

- В своём рассказе Горький поднимает ряд злободневных проблем (Слайд 6):

- Что есть человек?

- Каковы его возможности?

- В чём смысл человеческой жизни?

- Как человек должен себя вести среди людей?

И чтобы выяснить всё это, вы будете работать в группах.


I группа будет работать над образом Ларры (краткий пересказ легенды о Ларре). Работа над вопросами:

- Кто такой Ларро? Как относится герой к другим людям? (Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

- Что ценит Ларра больше всего в жизни? ( Бездумно следует инстинкту, стремиться к получению желаемого любой ценой)

- Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (Его гордыня, крайний индивидуализм).

- Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Найдите значение слова «индивидуализм». Почему Ларра - индивидуальная личность? ( Работа с толковым словарём)


Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.


- К чему приводит крайний индивидуализм героя? (К преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

- За что наказан Ларра? В чём его обвиняют люди?

- Как вы оцениваете его поведение?

- Почему мудрейший сказал, что наказание Ларре в нём самом? ((В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону)

- Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

- Во что превращается он после смерти? Почему он задрожал, услышав смех людей. (Услышав смех людей, Ларра испугался. Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень).

Вывод (Слайд 7): Жизненная позиция Ларро - жить без людей и только для себя.


II группа будет работать над образом Данко ( Краткий пересказ легенды о Данко). Работа над вопросами:

- Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Что движет его поступками? (Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество. От глубокого сострадания погибающим душам и зажёгся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.)

- Почему люди доверились Данко? (Люди доверились Данко, с одной стороны, потому что были “изнурены” тоскливыми думами, были пассивны; с другой стороны, они подчинились агрессивной активности Данко).

- Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

- Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации?

Вывод: Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.

- Почему он совершил такой поступок?

(«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. С одной стороны, он это сделал, потому, что любит людей, с другой стороны, слово ВДРУГ подчёркивает авторское отношение к происходящему (это действие оказалось неожиданным даже для самого Данко, а, может быть, это жест отчаяния человека, который больше ничем не может доказать своего превосходства над остальными?)

Как люди отнеслись к его поступку?

(Поступок Данко изумил не только людей, но и саму природу. Но сразу они не оценили его подвига. И только природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

- Как вы понимаете эти слова «Данко... кинул... радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо»? (Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью).

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».

В процессе анализа легенд о Ларре и Данко учащиеся сопоставляют героев, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.


Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

помочь им

Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа - герой

Конфликт

Конфликт

3. Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

5. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям. Символы чего?

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям. Символ альтруизма

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую

сущность. Символ эгоизма

- Подведём итоги. Какова жизненная позиция Ларра и Данко? ( Слайд 9)


Индивидуальная работа учащихся

Учитель: В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним её и сопоставим с легендой о Данко. (Слайд 10.Ученик рассказывает библейскую историю и сопоставляют её с легендой о Данко)

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.


Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко (Слайд 11)

- В чём сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Моисей призывает людей верить в помощь Божью и ВЕРА спасает всех. Данко действует иначе. Он испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает. Он заставляет людей действовать.( “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец!”)

Учитель: Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является всё-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять её характер, понять, что для неё является важным, главным).

- Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. Она связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека).

- Какой была в юности Изергиль? Как она смотрела на жизнь? (Слайд 12)

- Юная Изергиль была вольнолюбивая. Она хотела ярко жить, петь и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других. Она была эгоистична часто.

- Изменилась ли со временем её жизненная позиция? Что ценила она в своих возлюбленных? (Слайд 13)

- Ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко). Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»). Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых.

- Какой смелый самоотверженный поступок она совершила? (Она спасла из плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль).

- К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке.













(Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

- Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (Её любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нём. Она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви).

- С какой целью героиня рассказывает легенды? (Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: её жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко).

Вывод: История самой Изергиль говорит о том, что она родилась с сердцем Данко, но прожила жизнь Ларры: свободную, гордую и независимую. Она пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко.

- Согласны ли вы с высказыванием Изергиль о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).

- В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах». Разумен или неразумен поступок Данко?

- Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени. Огромная любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь, вполне разумна.


Подведение итогов.

- А.Н. Семёнов пишет: «В своём творчестве М. Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей». Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

- Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе.

а) Ларра – живёт без людей и только для себя;

б) Старухи Изергиль – живёт с людьми, но для себя;

в) Данко – живёт с людьми и для людей.


У Леонида Мартынова есть одно замечательное стихотворение «След». Я зачитаю вам отрывок.


Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?



-- Какое отношение эти строки имеют к теме нашего урока? Как вы понимаете их? (Каждый человек оставляет после себя след в жизни других людей. И от самого человека зависит, каким будет этот след).

- Какой след в вашей душе оставил рассказ «Старуха Изергиль»?

Рефлексия. Чтение учителем стихотворения Ю. Левитанского

Каждый выбирает по себе

Женщину,религию, дорогу,

Дьяволу служить или пороку-

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Слово для любви или молитвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.


Существует поверье: рождается человек и на небесах зажигается новая звезда, о боги сразу же определяют судьбу новорожденного, и от этой судьбы не уйти. Так ли это? Старуха Изергиль говорит, что каждый сам себе судьба. И это так. Ведь каждый человек имеет право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить им – каждый выбирает для себя и по себе. Вы тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте! А мне хочется пожелать вам, чтобы ваш выбор был достойным звания ЧЕЛОВЕК!

Д.З. Письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» (Слайд 14)














Задания для групп

I группа (краткий пересказ легенды о Ларре). Работа над вопросами:

- Кто такой Ларро? Как относится герой к другим людям?

- Что ценит Ларра больше всего в жизни?

- Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

- Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. Найдите значение слова «индивидуализм». Почему Ларра - индивидуальная личность? ( Работа с толковым словарём)

- К чему приводит крайний индивидуализм героя?

- За что наказан Ларра? В чём его обвиняют люди?

- Как вы оцениваете его поведение?

- Почему мудрейший сказал, что наказание Ларре в нём самом?

- Что говорит о Ларре старуха Изергиль?

- Во что превращается он после смерти? Почему он задрожал, услышав смех людей.


II группа ( Краткий пересказ легенды о Данко). Работа над вопросами:

- Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Что движет его поступками?

- Почему люди доверились Данко?

- Как складываются отношения между Данко и толпой?

- Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации? Смог ли он усмирить свою гордость?

- Во что превращается он после смерти?



Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе



2. Толпа - герой



3. Отличительная черта характера



4. Отношение к жизни



5. Поступки, совершаемые героями



7. Отношение писателя к героям. Символы чего?











Просмотр содержимого документа
«Тест»


Тест «Старуха Изергиль»


1. Сколько смысловых частей выделяется в произведении «Старуха Изергиль»?

а) две в) четыре

б) три г) пять

2. Каковы отличительные черты старухи Изергиль?

а) расчётливость;

б) страсть;

в) покорность;

г) свободолюбие.

3. Как соплеменники отнеслись к подвигу Данко?

а) воздали память герою;

б) восхищались смелостью Данко;

в) не оценили самопожертвования;

г) многие завидовали, желая тоже совершить подвиг.

4. Что сделала Изергиль, чтобы встретиться с пленным Аркадэком?

а) убила часового;

б) подкупила часового;

в) сама попала в плен;

г) хитростью добилась свидания с ним.

5. Каковы отличительные черты характера Ларры?

а) благородство в) жестокость

б) гордыня г) любовь

6. «В жизни … всегда есть место подвигам». Кто произносит эти слова?

а) старуха Изергиль в) Данко

б) Ларра г) автор

7. Брать от жизни всё, что заблагорассудится, ничего не давая взамен. Какому герою присущ этот принцип?

а) Ларре; в) старухе Изергиль;

б) Данко; г) автору.

8. Почему Ларру за преступление изгнали из племени?

а) людям не хотелось брать на себя грех убийства;

б) люди не могли решить, какая смерть для Ларры будет более мучительной;

в) люди решили, что самое страшное наказание для человека — это обречение на одиночество.

г) люди пожалели Ларру и сохранили ему жизнь.


9. Почему Данко спасает племя?

а) он хочет стать вождём племени;

б) он хочет самоутвердиться среди соплеменников;

в) он не хочет покоряться ударам судьбы;

г) он посчитал себя ответственным за жизнь людей.


10.Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей?

а) огнём

б) факелом

в) спичками

г) сердцем



Просмотр содержимого презентации
«Старуха Изергиль»

Тест по произведению М. Горького  «Старуха Изергиль Ключ б г в а 5. б 6. а 7.а 8.в 9 г. 10 г.

Тест по произведению М. Горького

«Старуха Изергиль

Ключ

  • б
  • г
  • в
  • а

5. б

6. а

7.а

8.в

9 г.

10 г.

Тема урока: «В жизни всегда есть место подвигам»

Тема урока:

«В жизни всегда есть

место подвигам»

Цели урока: 1) Отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; 2) Выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры; 3) Проанализировать легенды, сопоставить жизненные позиции главных героев.

Цели урока:

1) Отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;

2) Выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры;

3) Проанализировать легенды, сопоставить жизненные позиции главных героев.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую. М. Горький Какую форму жизни избирают герои М. Горького?

Есть только две формы жизни:

гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые - вторую.

М. Горький

Какую форму жизни избирают герои

М. Горького?

Проблемы, которые поднимает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» :

Проблемы, которые поднимает

М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» :

  • Что есть человек?
  • Каковы его возможности?
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Как человек должен себя вести среди людей?
Ларра Сын женщины и орла, очень гордый; Индивидуалист; Эгоист; Превратился в тень.

Ларра

Сын женщины и орла, очень гордый;

Индивидуалист;

Эгоист;

Превратился в тень.

Данко   Любит людей, хочет помочь им; Смелый, умеет подавить гордыню; Жертвует собой, спасая других; Превратился в свет.

Данко

Любит людей, хочет помочь им;

Смелый, умеет подавить гордыню;

Жертвует собой, спасая других;

Превратился в свет.

Жизненные позиции героев:   Данко Ларра Живёт с людьми  и для людей Живёт без людей  и только для себя Форма жизни:  горение Форма жизни:  гниение

Жизненные позиции героев:

Данко Ларра

Живёт с людьми

и для людей

Живёт без людей

и только для себя

Форма жизни:

горение

Форма жизни:

гниение

Библейская история о Моисее .

Библейская история о Моисее .

Данко Пророк Моисей Спасают людей По воле божьей действует; По собственной воле Бог ему помогает; заставляет людей действовать; Сильна вера в Бога. Сильна вера в свои силы и народ.

Данко

Пророк

Моисей

Спасают людей

По воле божьей действует;

По собственной воле

Бог ему помогает;

заставляет людей действовать;

Сильна вера в Бога.

Сильна вера в свои силы и народ.

Изергиль (молодость) Живёт беззаботно Красивая,  наслаждается молодостью Независимая Эгоистка Любит свободу Гордая Любит подвиги Активная

Изергиль

(молодость)

Живёт беззаботно

Красивая,

наслаждается молодостью

Независимая

Эгоистка

Любит свободу

Гордая

Любит подвиги

Активная

Старуха Изергиль и Ларра красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего.  Индивидуализм старухи роднит её с Ларра. Живёт с людьми, но для себя. У героини пылкое сердце. Её жизнь, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но её любовь эгоистична: она с легко забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых людей. Её равнодушие  сближает с Ларрой. Вывод: История Изергиль говорит о том, что она родилась с сердцем Данко , но прожила жизнь Ларры : свободную, гордую и независимую. Она пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко.

Старуха Изергиль и Ларра красивы в молодости,

но от обоих осталась только тень.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего.

Индивидуализм старухи роднит её с Ларра.

Живёт с людьми, но для себя.

У героини пылкое сердце.

Её жизнь, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но её любовь эгоистична:

она с легко забывала старую любовь ради новой,

оставляла любимых людей.

Её равнодушие сближает с Ларрой.

Вывод: История Изергиль говорит о том, что она родилась с сердцем Данко , но прожила жизнь Ларры : свободную, гордую и независимую. Она пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко.

Домашнее задание: мини –сочинение  «В чём я вижу смысл своей жизни?»

Домашнее задание: мини –сочинение

«В чём я вижу смысл своей жизни?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - семинар по рассказу Максима Горького "Старуха Изергиль"

Автор: Лепетухина Татьяна Михайловна

Дата: 04.11.2021

Номер свидетельства: 590448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства