Просмотр содержимого документа
«Урок с применением технологии проблемного обучения.Проблема творчества в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита"»
Открытый урок по роману М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”
Тема: Проблема творчества в романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
( Урок с применением технологии проблемного обучения)
Эпиграф к уроку:
-Я не писатель. Я- мастер.
Цель урока: развивать умение анализа художественного произведения, умение работать в группе, аргументировать собственную точку зрения.
Совершенствовать методы исследовательской деятельности обучающихся.
Оборудование: текст романа “Мастер и Маргарита”, компьютер, экран.
Начало урока: первый слайд из презентации.
Вопрос: - Что объединяет этих людей? ( творчество)
И мы сегодня на уроке будем говорить о творчестве.
- Что такое творчество? (создание чего-то нового, уникального, ценного не только для данного человека, но и для других; деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее);
- Когда творчество приносит успех?
Фрагмент из фильма ( Разговор мастера с Бездомным)
Акцентирую внимание на реплике мастера : «Я вышел в мир, и тогда моя жизнь кончилась»
-Как вы думаете, какой смысл вкладывает мастер в эти слова?
-О какой жизни идет здесь речь? ( о творческой)
-Что значит «жизнь кончилась»? (творческая трагедия, духовная смерть автора)
Сформулируем проблемный вопрос, на который попытаемся ответить.
- Почему роман обернулся трагедией для мастера?
Для того, чтобы на него ответить, объединимся в группы.
1-ая: характеристика эпохи, в которую создавался роман
2-ая: мастер и его роман
3-я : мнение критиков о романе
4-ая: писательский мир в романе
На обсуждение - 5 минут.
Задание группам:
- Подберите синонимы к слову случайность.
(Синонимы к слову случайность : нежданность, неожиданность, непредвиденность, нечаянность.
Синонимы к слову закономерность :потребность; неизбежность; обязательность; непременность;)
Вопрос группам:
- Творческая трагедия мастера: случайность или закономерность?
- Почему?
На обсуждение – 3 минуты .
Образец ответа: Мы считаем, что творческая трагедия мастера -это…, потому что…
Вопрос группам:
- На какие проблемные вопросы вы хотели бы еще ответить?
( Студенты в группах выбирают по 1 вопросу. Обсуждение - 3 мин)
-Почему у мастера нет имени?
-Какого писателя можно назвать мастером?
-Почему называет себя не писателем, а мастером?
-Легко ли быть мастером?
-Почему отказался от романа. сжег его?
-Почему не заслужил света. а заслужил покой?
-Как определена судьба мастера в романе?
-Что объединяет мастера и М.Булгакова и чем они отличаются?
-Покой –награда или наказание для мастера?
Творческое задание:
Напишите мини-письмо в защиту романа мастера.
Образец письма
Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич Пушкин!
Вы мой любимый писатель и поэтому я решила написать вам письмо. Вы известны всему миру. Ваши стихи наполнены жизнью, эмоциями, радостью, но бывает и грустью или тоской. Так же мне нравятся ваши сказки. Я прочитала "Сказку о рыбаке и рыбке".
Спасибо вам за ваши произведения! С уважением Калинина Олеся.
3.10. 2010.
В конце урока - фрагмент из ф-ма «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита подходят к их Вечному дому).
Д.З. Мини-эссе: «Когда рукописи не горят»? Ответ аргументировать, опираясь на текст и жизненные наблюдения.